'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 2
  4. Научная статья № 6

Просмотры  112 просмотров

Красовская Е.А.

  


ПРИНЦИП ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ И РЕЖИМ ТОРГОВЫХ САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются принцип либерализации и режим торговых санкций в отношении России на рынке международной торговли услугами   

Ключевые слова:
государство, международная торговля, правовое регулирование, международно-правовое регулирование торговли услугами   


УДК 341.01

Красовская Е.А.

Астраханский государственный университет

(Россия, г. Астрахань)

 

ПРИНЦИП ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ И РЕЖИМ ТОРГОВЫХ САНКЦИЙ

В ОТНОШЕНИИ РОССИИ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются принцип либерализации и режим торговых санкций в отношении России на рынке международной торговли услугами.

 

Ключевые слова: государство, международная торговля, правовое регулирование, международно-правовое регулирование торговли услугами.

 

Либерализация рынка услуг во многом способствовала приросту за последнее десятилетие российского экспорта услуг. Особая роль в этом процессе принадлежит вступлению России в ВТО и, соответственно, присоединение к системе нормативно-правового регулирования торговли товарами и услугами на глобальном уровне. Существование значительного потенциала развития в телекоммуникационных, финансовых, космических, транспортных услугах и сфере туризма должно способствовать расширению их экспорта. Вместе с тем, возникшее политическое противостояние между Россией и рядом ведущих государства Европы и Америки привели к актуализации в правоотношениях такого понятия как «экономические санкции» [1, с. 90].

В теории права «санкция - это структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний». На уровне межгосударственных отношений санкции обладают сугубо международно- правовым характером и могут быть отнесены исключительно к мерам принуждения, которые инициируются и осуществляются международными организациями, прежде всего Советом Безопасности ООН.

Международные санкции охватывают не только суверенное государство, но и могут затрагивать его институты, компании или отдельных его граждан, вводя меры по принуждению, ограничению, сдерживанию или предупреждению их противоправной деятельности. Поэтому в международном праве понятие «санкции» трактуется как «принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя» [2, с. 101].

В отношении России, а вернее еще Советского Союза к наиболее ярким экономическим санкциям в сфере торговли товарами и услугами относятся санкции США, определенные Законом о торговле 1974 года (раздел 402), более известный как поправка Джексона-Вэника. Данная поправка, запрещала предоставлять режим наибольшего благоприятствования, а также устанавливала ограничения по кредитованию и предоставлению банковских гарантий американскими государственными агентствами странам с нерыночной экономикой, установившим ограничения эмиграции граждан. Несмотря на отмену этой поправки в 2012 году, санкционный механизм получил свое развитие в связи с принятием так называемого «Акта Магнитского», который определил ограничения на перемещения определенных граждан РФ.

Несмотря на довольно развитые политико-экономические отношения между РФ и ЕС, развитый правовой механизм введения экономических санкций в ЕС позволил на устойчивой правовой основе ввести экономические санкции в отношении России как в 2012, так и в 2014 гг. В праве Европейского союза действуют в настоящее время следующие нормативные акты, определяющие порядок введения экономических и иных санкций [3, с. 284].

Таким образом, можно выделить три вида санкций, затрагивающих интересы России. К первому виду относятся так называемые индивидуальные санкции, в которых объектом определены конкретные физические и юридические лица, связанные с нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины.  К ним относятся запрет на свободу трансграничного передвижения и запреты на использование принадлежащих им активов. Ко второму виду относятся ограничительные меры в отношении новых субъектов Российской Федерации - Крым и Севастополь. И к третьему виду относятся введенные с 31 июля 2014 г. бездоказательные на сегодняшний день экономические санкции, которые стали следствием катастрофы малазийского «Боинга». Их квалификация как «антироссийские» вполне обоснована, так как принятие санкций исходит из официального обвинения России со стороны ЕС в кризисе на Украине [4, с. 31].

Попытки посредством санкций «возложить ответственность» на Российскую Федерацию свидетельствует об отходе от сущности международных санкций как средства изменения политики и стремлению «наказать» Российскую Федерацию. То есть, введя против России санкции, определенные государства стремятся выступить своеобразным судебным органом, что прямо нарушает Устав ООН и положения ВТО. Тем не менее, продолжающаяся санкционная практика со стороны западных государств предопределила не только адекватный экономический ответ со стороны России, но и создала предпосылки для обращения в специализированный суд для защиты своих экономических интересов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Железнов Р.В. Принцип либерализации международной торговли услугами и национальное законодательство // Современные инновации. Сер. Юридич. науки. 2016. №9. С. 90-97

Войников В.В. Ограничительные меры ЕС в отношении России: правовая природа и проблема имплементации // Балтийский регион.  2018. № 1 (23). С.89-100

Никифоров В.А. Международное торговое право и нормотворческая деятельность международных организаций // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018.  № 31. С.284-288

Мажорина М.В. Право международной торговли в системе регулирования трансграничных торговых отношений // Ученые записки юридического факультета. 2019. № 15 (25). С.30-38

 

Krasovskaya E.A.

Astrakhan State University

(Astrakhan, Russia)

 

THE PRINCIPLE OF LIBERALIZATION & THE REGIME

OF TRADE SANCTIONS AGAINST RUSSIA IN THE MARKET

OF INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES

 

Abstract: the article discusses the principle of liberalization and the regime of trade sanctions against Russia in the international services trade market.

 

Keywords: state, international trade, legal regulation, international legal regulation of trade in services.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Красовская Е.А. ПРИНЦИП ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ И РЕЖИМ ТОРГОВЫХ САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ // Вестник науки №1 (46) том 2. С. 36 - 39. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5123 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5123



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.