'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 2
  4. Научная статья № 9

Просмотры  394 просмотров

Баламирзоева Б.Д.

  


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1992-1998 ГОДЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается отношения России со странами Центральной и Восточной Европы. Даётся ответ почему Российская Федерация делала большой акцент на сотрудничество с странами Европы. Исследуется экономическая сфера взаимоотношений, масштабы экономической сотрудничества. Изучается как изменились отношения России со странами ЦВЕ после их вступления в ЕС, а также после вступления некоторых из них в военно-политический альянс НАТО. Также в данной статье описываются межправительственные соглашения, Декларации и договоренности, которые были заключены РФ со странами ЦВЕ в описываемый период   

Ключевые слова:
страны ЦВЕ, европейское направление, экономическое сотрудничество, взаимодействие, долги, кризис, ЕС, Декларации, визит   


УДК 94

Баламирзоева Б.Д.

студент

Дагестанский государственный университет

(Россия, г. Махачкала)

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ

И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1992-1998 ГОДЫ

 

 Аннотация: в данной статье рассматривается отношения России со странами Центральной и Восточной Европы. Даётся ответ почему Российская Федерация делала большой акцент на сотрудничество с странами Европы. Исследуется экономическая сфера взаимоотношений, масштабы экономической сотрудничества. Изучается как изменились отношения России со странами ЦВЕ после их вступления в ЕС, а также после вступления некоторых из них в военно-политический альянс НАТО. Также в данной статье описываются межправительственные соглашения, Декларации и договоренности, которые были заключены РФ со странами ЦВЕ в описываемый период.

 

 Ключевые слова: страны ЦВЕ, европейское направление, экономическое сотрудничество, взаимодействие, долги, кризис, ЕС, Декларации, визит.

 

 Положение России в 1990-е гг. изменилось как на международной арене, так и в целом. Стоит отметить, что этому предшествовало подписание Беловежского соглашения в декабре 1991 г., которое ознаменовало начало уже новой внешней политики, причём уже другой страны- Российской Федерацией. Распад СССР стал значимым событием международной жизни в конце XX века. Необходимо отметить, что это оказало неимоверное влияние на существовавшее на тот момент систему международных отношений, а следовательно, привело к изменению баланса сил. Теперь на смену биполярному миру должна была сформироваться новая организация международной жизни, которая отражала бы новые международные отношения.

 Теперь Российская Федерация должна была четко установить основные направления внешней политики уже новой страны-России. Одним из таких направлений было -европейское. Уже с начала 1990-х гг. Россия стала больше акцентировать на сотрудничество со странами Европы. Это характеризовалась тем, что «с одной стороны, в Европе были особенно зримы результаты преодоления «холодной войны», что открывало для России благоприятные перспективы активного участия в жизни континента. С другой — происходившие в Европе глубокие перемены были способны серьезно осложнить её объективно неизбежное взаимодействие с нашей страной» [1] В описываемый период взаимоотношения РФ со странами Центральной и Восточной Европы(далее ЦВЕ) вышли на новую стадию своего развития. Но стоит отметить, что сами лидеры государств ЦВЕ ставили перед собой такие задачи, как укрепления интеграции во всей сферах с Западом, которое возможно было достигнуть путем включения их в Европейский Союз. Страны ЦВЕ в качестве основы своей безопасности рассматривали своё вступление в НАТО. Россия в этом сначала не видела никакой угрозы для себя. Доказательство к этому может служить подписанная в августе 1993 года с Польшей декларация о её стремлении вступить в военно-политический альянс НАТО, но в ней отмечалось, что данное стремление Польши не должно противоречить интересам других стран, в том числе и России. Но стоит отметить, что данное положение вызвало критику среди политической элиты и военной части. В результате чего через некоторое время президент РФ Б.Н. Ельцин направил письмо руководителям Англии, Франции, Германии и США, в котором фактически опровергнул свою прежнюю позицию.

 Необходимо отметить, что вступление стран ЦВЕ в Европейский Союз повлекло за собой в экономическом сотрудничестве с РФ новые элементы. И связано это было с тем, что после вступления в страны ЦВЕ автоматически приняли инструменты и принципы внешней политики ЕС, которые действовали в торговле с третьими государствами. Помимо всего этого, новые элементы в сотрудничестве были связаны с окончательным переходом на нормы, стандарты и правовую базу, которые регулировали деятельность этой организации. Причём стоит отметить, что раннее заключенные договора РФ со странами ЦВЕ были заменены Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом, а также, теперь они не могли заключать с Россией двусторонних договоров. Но несмотря на это, в областях, не противоречащих членству в Европейском союзе, были заключены новые межправительственные соглашения, которые расширяли договорно-правовую базу взаимодействия РФ и стран ЦВЕ, были учреждены новые двусторонние межправительственные комиссии по экономическому, промышленному, научно-техническому сотрудничеству. Масштабы экономического сотрудничества в данный период сократились, но, как и в большинстве случаев, здесь были исключения. Этим исключением были в это время страны Балтии, которые получили до 60% валютных доходов благодаря российским грузоперевозкам.

 В период 1991-1995гг. все экономические отношения России со станами ЦВЕ, сводились к взаимной торговле. Так, внешнеторговый оборот РФ со странами Вышеграда в 1995 году составлял лишь 8,2% от общего объема торговли. Также в это время возникла проблема выплат долгов, которые, в какой-то мере, тормозили развитие торговых отношений. Стоит отметить, что после перехода в 1990 году во взаиморасчетах со странами Совета Экономической взаимопомощи с переводных рублей на твердую валюту, СССР превратился из страны кредитора восточноевропейских стан в их должника. А уже после распада Советского Союза все долговые обязательства принимала Россия, и, фактически, с самого начала Россия оказалась должна почти всем государствам Восточной Европы. А сумма долгов колебалась от несколько миллионов рублей Румынии до 5 миллиардов долларов Чехословакии. В этой связи экономические связи с бывшими союзниками блокировались. Только со второй половины 1990-х годов переговоры о порядке погашения долгов привели к конструктивным взаимоприемлемым соглашениям.

 В 1991-1996 годы отношения России и Албании носили хоть и медленный, но поступательный характер. Но кризис 1997 года, приведший к анархии в государстве и к ликвидации институтов государственной власти, по сути дела, замедлил развитие двусторонних отношений. Но руководство государства было заинтересовано в развитии двусторонних отношений с Россией во всех областях. Наиболее важными в политической сфере в 1990-х годах являются посещения Москвы премьер –министром Албании А. Мекси, которые состоялось в апреле 1995 года. В результате был подписан целый ряд соглашений таких, как Консульская конвенция, соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашение о торговле, экономическом и научно – техническом сотрудничестве, а также обмен рабочими визитами министров иностранных дел. Но экономическое сотрудничество не было таким плодотворным. Объем товарооборота в последние годы XX столетия составляет 5-7 миллионов долларов. Экспортировали из России в Албанию удобрения, хим. товары, сельхозтехника и т.д. А Албания экспортирует в РФ табачное овощи и фрукты, которых нет у нас, лекарственные травы и сырье т.д.

 В России в этот период был экономический кризис. Особенно остро он отразился на торгово-экономических отношениях нашей страны с Польшей. Самым неудачным для польской экономики был 1998 год, когда резкое сокращение польского экспорта в РФ привело к абсолютному спаду производства. Доля стран Восточной и Центральной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 году до 10%. Эйфория 1991- 1992 годов начала спадать. Более строгий учет собственных возможностей и геоэкономических процессов подводил лидеров этих стран к заявлениям о своем особом пути европейской интеграции и отношениях с соседними странами включая Россию.

 Таким образом, в 1990-е годы отношения России со странами Центральной и Восточной Европы приобрели новый характер. В первой половине 1990-х годов страны Центральной и Восточной Европы вступили в Европейский Союз. Но несмотря на это, между Россией и Центральной и Восточной Европой были заключены новые межправительственные соглашения, не противоречащие ЕС. Стоит отметить, что вхождение в ЕС Центральной и Восточной Европы внесло ряд принципиально новых моментов в экономическое сотрудничество с нашей страной. Также в данный период намного сократились масштабы экономического сотрудничества России с государствами Центральной и Восточной Европы: практически уничтоженной была производственная кооперация.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

А.С. Барсенков, А.И. Вдовин История России 1917-2004г. М.,2006

С. А. Мальченков Западное и Восточное направление во внешней политике России в 90-е гг. XXв.

Квон, Ли Ен. Внешняя политика России в 1990-е гг.: проблемы и тенденции/ Москва, 1999.

Иванчина Е. В., Мальченков С. А. Отношения с Европейским Союзом как геополитический и цивилизационный приоритет России.

Богатуров А.Д., Аверков В. В. История международных отношений. 1955-2008: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Д. Богатуров, В. В. Аверков. - М.: Аспект-Пресс, 2010.

А. В. Толкунов Внешняя политика Российской Федерации 1992-1999 гг. И.: РОССПЭН, 2000.

Худолей К. И. Отношения России и Европейского союза: новые возможности, новые проблемы/ К. И. Худолей; под ред. А. Мошеса.- Москва : Гендальф, 2003.

 

Balamirzoeva B.D.

student

Dagestan State University

(Makhachkala, Russia)

 

RELATIONS OF RUSSIA

WITH CENTRAL ASIAN COUNTRIES

& EASTERN EUROPE IN 1992-1998

 

 Abstract: this article examines Russia's relations with the countries of Central and Eastern Europe. The answer is given why the Russian Federation placed great emphasis on cooperation with European countries. The economic sphere of mutual relations and the scale of economic cooperation are investigated. The study examines how Russia's relations with the CEE countries have changed after their accession to the EU, as well as after the entry of some of them into the NATO military-political alliance. This article also describes intergovernmental agreements, Declarations and agreements that were concluded by the Russian Federation with the CEE countries during the described period.

 

 Keywords: CEE countries, European direction, economic cooperation, interaction, debts, crisis, EU, Declarations, visit.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Баламирзоева Б.Д. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 1992-1998 ГОДЫ // Вестник науки №1 (46) том 2. С. 47 - 52. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5126 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5126



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.