'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 3
  4. Научная статья № 2

Просмотры  92 просмотров

Вандышева К.А., Никитина Е.Ю.

  


МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ *

  


Аннотация:
Актуальность исследования социальной активности обусловлена необходимостью изучения психологических механизмов формирования, развития и форм ее проявления у будущих учителей в изменяющихся условиях социальной среды   

Ключевые слова:
социальная активность, система ценностных ориентаций, интерес, аксиологический компонент, волонтёрство   


УДК 1

Вандышева К.А.

студентка

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет

(Россия, г. Челябинск)

 

Никитина Е.Ю.

Профессор, доктор педагогических наук

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет

(Россия, г. Челябинск)

 

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 

Аннотация: Актуальность исследования социальной активности обусловлена необходимостью изучения психологических механизмов формирования, развития и форм ее проявления у будущих учителей в изменяющихся условиях социальной среды.

 

Ключевые слова: социальная активность, система ценностных ориентаций, интерес, аксиологический компонент, волонтёрство.

 

В последнее время мы наблюдаем всплеск интереса со стороны молодежи к добровольчеству. В связи с этим в научной среде появляются работы, направленные на исследование психологических особенностей волонтерства и других видов активной деятельности студентов.

Активная или пассивная жизненная стратегия укоренена в структуре личности человека, потому необходима разработка и экспериментальная апробация индивидуально-личностной модели развития социальной активности студентов высшего учебного заведения.

Данной проблемой занимались Е. А. Ануфриев, Г. С.Арефьева, Н. Н. Белякович, Л. П. Буева, И. С. Кон.

В современном обществе моделирование приобрело общенаучный характер. Построение моделей применяется для исследования объектов природы, общества и человека практически во всех областях науки. Моделирование как способ исследования дает возможность перенести результаты исследования модели на реальный объект. Используя моделирование и результаты анализа полученных данных, вполне возможным мы видим разработку новейших теорий или подтверждение знаний, которые мы получили раннее.

Социальная активность студента как объекта научного исследования может быть показана как качество личности будущего педагога, проявляющееся в деятельности, которое направлено на реформу окружающего мира. В это же время интерес является моделью процесса, итогом которого будет сформированная социальная активность студента педагогического вуза. Если учесть эти аспекты, формирование модели развития социальной активности будущего учителя представляется нам необходимым для:

1)  обнаружение и учет воздействия широкой системы главных факторов и условий, влияющих на содержание, уровень развития и структуру социальной активности студента педагогического вуза;

2)  модель позволяет сформировать представление об основных компонентах процесса развития социальной активности студента

3)  акцентировать в рамках процесса развития социальной активности студента самостоятельные подсистемы и процессы, которые обладают собственной структурой и содержанием.

С позиции учета характера воспроизводимых сторон оригинала считаем возможным представить модель социальной активности как структурно-функциональную. Рассмотрение такой модели процесса развития социальной активности будущего учителя может позволить нам подчеркнуть совокупность структурных компонентов, функциональных связей и отношений, которые обусловливают целостность системы, ее устойчивость и внутреннюю организацию объекта исследования.

Значимость познавательного компонента в процессе развития социальной активности будущего учителя устанавливается необходимостью педагогического воздействия, которое обеспечивает развитие интеллектуальной сферы.

Аксиологический компонент имеет в виду выработку системы ценностей, ведущее место в которой занимают ценностные ориентации социальной альтруистической направленности (в противовес ценностным ориентациям эгоистической направленности). Ценностные ориентации в определенной иерархии устанавливают мотивацию проявления будущего учителя в социально значимой деятельности.

Эмоциональный компонент составляет основу системы отношений будущего учителя к социальной активности как качеству собственной личности и окружающих людей, к социально значимой деятельности как способу проявления социальной активности.

Формирование поведенческого компонента социальной активности предполагает необходимость развития у студентов конкретных умений и навыков проявления социальной активности в положительно направленной общественно значимой деятельности.

Наконец, значимость рефлексивного компонента в процессе формирования социальной активности будущего учителя обосновано тем, что именно рефлексия и рефлексивные способности студента определяют его внутреннюю позицию, оказывают непосредственное влияние на формирование ответственного действия, что приводит к формированию самосознания.

Реализация функций педагогического обеспечения направлена на достижение резонанса с функциями самообразовательной учебно-профессиональной деятельности студента, на основе механизмов согласования, что обусловливает позитивное влияние педагогического обеспечения на развитие социальной активности будущего учителя.

Методологические подходы являются интеграцией системного, деятельностного и средового подходов, позволяющих учитывать особенности будущих учителей и возможность применения различных технологий развития социальной активности будущих учителей. На основании данных подходов мы построили данную модель развития социальной активности будущих учителей.

 

Компоненты процесса развития социальной активности будущих учителей

Познавательный

Аксиологический

Эмоциональный

Поведенческий

Рефлексивный

 

Функции процесса развития социальной активности будущих учителей

Диагностико-аналитическая

Мотивационно-целевая функция

Проектно-прогностическая

Организационно-регулятивная

Рефлексивно-коррекционная

 

 

Этапы развития социальной активности будущих учителей

Целеустановочный

Мотивационно-тренинговый

Формирование структуры студенческого самоуправления

               

 

Формы организации развития социальной активности будущих учителей

Индивидуальная

Групповая

Работа в малых группах

Методы развития социальной активности будущих учителей

Формирование сознания

Стимулирование

Организация деятельности и мотивации поведения

 

 

Представленную концептуальную модель можно считать оптимальной: в ней есть все основные составляющие педагогического процесса, она способна привести к ожидаемому результату – к сформированности ценностного отношения к профессии педагога у студентов вуза, а также обеспечить их социальную адаптацию на практике.

Таким образом, моделирование процесса развития социальной активности будущих учителей позволило учесть в научном познании широкий спектр основных факторов и условий, которые непосредственно и опосредованно влияют на содержание, структуру и способ организации педагогического процесса, направленного на развитие социальной активности студентов педагогического вуза. Модель развития социальной активности включает взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный, и может быть использована при построении педагогического процесса, ориентированного на эффективную социализацию личности в современном обществе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Дралюк И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2005. С. 29-32.

Бугаенко Н. П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2004. С. 52.

Студенческое самоуправление. Режим доступа: http://www.studorg.ru/organizes/24.

 

Vandysheva K.A.

Student

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Russia)

 

Nikitina E.U.

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Russia)

 

MODEL OF DEVELOPMENT OF SOCIAL

ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS

 

Abstract: The relevance of the study of social activity is due to the need to study the psychological mechanisms of formation, development and forms of its manifestation in future teachers in changing conditions of the social environment.

 

Keywords: social activity, system of value orientations, interest, axiological component, volunteering.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Вандышева К.А., Никитина Е.Ю. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Вестник науки №1 (46) том 3. С. 10 - 15. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5128 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5128



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.