'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  153 просмотров

Николайчик Е.С., Жукова М.В.

  


РАБОТА С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с процессом формирования аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста. Выявлены причины, обуславливающие отклонение в поведении детей, формы и виды аддиктивного поведения, а также тип семейного воспитания. Продемонстрирована значимость работы с семьей младшего школьника по профилактике аддиктивного поведения в становлении личности ребенка   

Ключевые слова:
младший школьник, аддиктивное поведение, семья, тип семейного воспитания, профилактика   


УДК 376

Николайчик Е.С.

магистрант 3 курса кафедры педагогики, психологии и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(Россия, г. Челябинск)

 

Жукова М.В.

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики,

психологии и предметных методик

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(Россия, г. Челябинск)

 

РАБОТА С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Аннотация: данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с процессом формирования аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста. Выявлены причины, обуславливающие отклонение в поведении детей, формы и виды аддиктивного поведения, а также тип семейного воспитания. Продемонстрирована значимость работы с семьей младшего школьника по профилактике аддиктивного поведения в становлении личности ребенка.

 

Ключевые слова: младший школьник, аддиктивное поведение, семья, тип семейного воспитания, профилактика.

 

Современное общество с каждым годом претерпевает колоссальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, что приводит к обострению социальных проблем, таких как: увеличение темпов информатизации общества, искажение отношения подрастающего поколения к различным социальным институтам (семья, образование), смене ценностных ориентаций и менталитета. В связи с этим увеличивается количество семей, находящихся в социально опасном положении, а также степень безнадзорности и беспризорности детей, что влечет за собой формирование поведения, отклоняющегося от нормы. Данной проблеме уделяется огромная роль.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уже в младшем школьном возрасте у 20 % детей наблюдается поведение, отклоняющееся от нормы [2]. Детство – это важный период в жизни каждого человека, когда закладываются ценностные ориентации, формируются моральные и функциональные структуры личности. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования [7].

Психологическое благополучие детей – острая проблема социума в настоящее время, которая может сказаться на процессах адаптации школьников к внешнему миру. Это обусловлено существенными темпами жизнедеятельности, избытком информации агрессивного характера, отсутствием понятия здорового образа жизни (ЗОЖ) в семьях. Такое поведение называют отклоняющимся от нормы, или аддиктивным.

Аддиктивное (зависимое) поведение является серьезной социальной проблемой, так как оно связано с чрезмерной вовлеченностью в разные нежелательные формы активности. В большинстве случаев аддикции подвергаются младшие школьники и подростки.

Исходя из статистики, предоставленной Министерством образования Российской Федерации (РФ), приблизительно 80 % населения России начинают потреблять алкоголь уже с 11 лет, что за год составляет 400 тыс. детей младшего школьного возраста [6].

Особое место в жизни ребенка занимает семья. Это самый важный социальный институт для подрастающего поколения, ведь именно здесь закладывается основа будущего общества. Именно поэтому роль семьи в предупреждении аддиктивного поведения велика.

Второй по значимости социальный институт – школа – должен находится в тесном взаимодействии с первым, для того чтобы вовремя обнаружить предрасположенность к аддиктивному поведению и заняться профилактикой.

Ввиду этого усиливается значимость и необходимость профилактической работы школы с семьями, так как взаимодействие данных социальных институтов является актуальными для эффективного развития задач воспитания. От того, что будет заложено в ребенке на ранних этапах развития, в значительной мере будет зависеть его менталитет, мировоззрение, образ жизни, круг общения.

Все вышеперечисленное способствует пониманию того, что работа с семьей по проблеме профилактики аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста представляется нам очень актуальной.

Аддиктивное поведение понимается как система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам, проявляющиеся в виде дисбаланса психических процессов или в формировании желания ухода от действующей реальности путем приема определенных веществ, искусственно меняющих психическое состояние [4]. Его относят к группе опасных феноменов, так как данный вид поведения представляет собой серьезную социальную важность и актуальность.

Риск приобщения младших школьников к аддиктивному поведению обусловлен несколькими причинами: ссоры и конфликты в семье, потеря близких людей буллинг в школе и т.д. Для адаптации к проблемным ситуациям человек прибегает к тому механизму, который гарантирует удовлетворение и хорошее эмоциональное состояние. В последствии получаемое удовольствие сменяется переживанием психологического и физического дискомфорта, что приводит к серьезным психическим и физическим нарушениям [3].

Ученые выделяют следующие формы зависимого поведения:

  1. Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость).
  2. Нехимические зависимости (гэмблинг – игровая зависимость, шопомания, компьютерная зависимость).
  3. Пищевые аддикции (переедание, голодание).
  4. Религиозное деструктивное поведение [5].

Таким образом, у младших школьников возникают следующие виды аддиктивного поведения: гэмблинг, интернет-аддикция, страсть к компьютерным играм, потребление ПАВ, аддиктивное переедание, аддиктивное голодание и т.д. Главная задача преподавателей и педагога-психолога – заниматься предупреждением аддиктивного поведения в образовательной организации с 1 класса.

Под словом «профилактика» ВОЗ подразумевает комплекс способов и мер, которые способствуют устранению или сглаживанию причин, условий и факторов, вызванных аддиктивными поведенческими формами [2].

Исследователями выделяются различные виды, уровни и направления профилактики, которые имеют специфические цели, задачи и методы воздействия.

Общей целью профилактической работы является устранение рассогласований и дефицитов в системе взаимоотношений личности.

Различные уровни социальной организации рассматривают профилактику аддиктивного поведения, как важный элемент. Ученые выделяют три вида зависимого поведения: первичную, вторичную, третичную. В общеобразовательном учреждении проводится первичная профилактика, направленная на устранение неблагоприятных факторов, повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов, и вторичная, включающая мероприятия устраняющие неблагоприятные факторы, которые при определенных условиях могут привести к возникновению заболевания. Первичную и вторичную профилактику могут проводить подготовленные к работе психологи, социальные педагоги и преподаватели. Целевыми группами профилактической работы должны быть не только обучающиеся, но и их родители.

Профилактика, ориентированная на младших школьников должна учитывать специфические особенности возраста, любознательность, склонность к протестному поведению. Она может быть организована как в урочное, так и во внеурочное время, так как использовать время, проведенное в школе, нужно правильно, с прицелом на всестороннее развитие школьников.

Во всем мире активно разрабатываются методы борьбы с аддиктивным поведением, однако они ориентированы на людей старшей возрастной группы. Для младших школьников достаточно проводить внеурочные мероприятия в форме экскурсий, кружков, круглых столов, конференций, диспутов, викторин, поисковых и научных исследований и т.д.

Для того чтобы оценить уровень склонности школьников к аддиктивному поведению, нами был проведена экспериментальная работа, которая проходила на базе одной из школ г. Копейска. Экспериментальной группой стали учащиеся 4 класса, в количестве 20 человек, из которых 12 девочек и 8 мальчиков.

Для проведения эксперимента были выбраны следующие методики:

  • авторская методика В. Г. Лозовой «Склонность к аддиктивному поведению» для оценки уровня склонности школьников к аддиктивному поведению, состоящая из 70 вопросов. Вопросы затрагивают личное отношение ребенка к 13 видам зависимостей [3];
  • методика родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина, для определения типа семейного воспитания. Ведущей целью данной методики является выявление типа родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Мы заинтересованы, прежде всего в том, насколько, по мнению детей, влияет употребление того или иного психически активного вещества на жизнедеятельность потребителя. Если ребенок считает, что потребитель ПАВ может быть носителем важных качеств, реализовывать важные потребности, иными словами, прием ПАВ не мешает нормальному функционированию индивида, можно сделать вывод о высокой степени риска подражания такого ребенка поведению аддиктов. И, наоборот, убеждение ребенка в невозможности нормального существования потребителя ПАВ, является значимым фактором защиты от злоупотребления ПАВ.

Первым направлением в исследовании была оценка уровня склонности школьников к аддиктивному поведению с помощью методики В. Г. Лозовой «Склонность к аддиктивному поведению».

Наглядно результаты проведения диагностики представлены на рисунке (рис.1).

 

Рис. 1. Показатели склонности младших школьников к аддиктивному поведению

 

Анализируя данные рисунка, можно сделать вывод, что 35 % опрошенных имеют низкий уровень склонности к аддиктивному поведению, что составляет треть количества испытуемых.

У 40 % младших школьников обнаружен средний уровень склонности к аддиктивному поведению. Этому могут способствовать проблемные ситуации в жизни: ссоры и конфликты в семье, потеря близких людей, буллинг в школе и т.д. С нарушением психологического комфорта приходит простейший способ восстановления – искусственное изменение психического состояния. У 25 % респондентов выявлен высокий уровень склонности к аддиктивному поведению.

Количество высоких и средних результатов в сумме составляет 65 %, что превышает половину всех опрошенных. Это значит, что проблема нашего исследования является действительно актуальной и риск приобщения детей к ПАВ высок.

Таким образом, после обработки результатов стало известно, что необходимо проводить работу по профилактике аддиктивного поведения и рассказать учащимся о его вреде и неблагоприятных последствиях.

В определении типа родительского отношения к ребенку нам помогла методика А. Я. Варга и В. В. Столина. Результаты методики отражают следующую картину родительского отношения к детям (табл. 1)

 

Таблица 1 ‒ Типы родительского отношения к ребёнку

 

Типы отношений

Количество семей

%

Оптимальные

5

25

Нейтральные

5

25

Неблагоприятные

10

50

 

Анализируя ответы родителей, мы можем сделать следующие выводы об отношении родителей к детям:

  • в пяти семьях наблюдаются оптимальные отношения, что составляет 25%;
  • пять семей можно отнести и к нейтральному уровню, 25% опрошенных;
  • неблагоприятный характер взаимоотношений проявляется в 10 семьях, что составляет половину опрошенных.

Из этого следует, что большее количество семей используют неэффективные способы взаимодействия с ребенком, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние детей, а впоследствии и на склонности к аддиктивному поведению. Следовательно, разработка программы педагога-психолога и семьи по профилактике аддиктивного поведения представляется нам очень актуальной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что количество высоких и средних результатов в сумме составляет 65 %, что превышает половину всех опрошенных. Это значит, что проблема нашего исследования является действительно актуальной и риск приобщения детей к ПАВ высок. К тому же у 50 % семей обнаружено использование неэффективных способов взаимодействия с ребенком, которые могут повлиять на формирование аддиктивного поведения. А значит необходимо проводить работу с семьями по профилактике формирования зависимостей младших школьников.

Из этого следует, что работа по профилактике зависимого поведения у детей младшего школьного возраста необходима.

Изученная нами педагогическая литература позволила сделать вывод, что формы работы по профилактике аддиктивного поведения могут быть различными: устными, наглядно-текстовыми и дистанционными.

К устным формам можно отнести беседы, лекции, родительские собрания, индивидуальную и групповую консультации.

К наглядно-текстовым формам отнесем газеты, брошюры, буклеты, информационный стенд.

К дистанционным формам – web-cайт и страница в социальной сети, группа в мессенджере. 

Таким образом, деятельность педагога-психолога по профилактике формирования склонности к аддиктивному поведению у младших школьников должна носить системный и структурный характер, иметь целостную организацию взаимодействия школьного обучения и семейного воспитания. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Дрофа, 2006.

ВОЗ. Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения: 16.01.2022).

Диагностический портфель для определения склонности к аддиктивному поведению / Под общ. ред. Иониной О.В. – Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019. – 39 с.

Жукова М.В. Аддиктивное поведение детей как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 4 (158). С. 391-395.

Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Учебное пособие / Ц.П. Короленко. – Новосибирск, 2001.

Табачная эпидемия в России [Электронный ресурс]: причины, последствия, пути преодоления Доклад Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, Общественный совет Центрального федерального округа, 2009. URL: http://otvazhnyi.livejournal.com/180162.html (дата обращения: 16.01.2022).

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Легион, 2015. – 212 с.

 

Nikolaichuk E.S.

3rd year master's student of the Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods

South Ural State University of Humanities and Pedagogy

(Chelyabinsk, Russia)

 

Zhukova M.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods

South Ural State University of Humanities and Pedagogy

(Chelyabinsk, Russia)

 

WORKING WITH THE FAMILY OF A PRIMARY SCHOOL

STUDENT ON THE PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR

 

Abstract: this article is devoted to the study of issues related to the process of formation of addictive behavior in children of primary school age. The reasons for the deviation in the behavior of children, forms and types of addictive behavior, as well as the type of family education are revealed. The importance of working with the family of a junior schoolboy on the prevention of addictive behavior in the formation of a child's personality is demonstrated.

 

Keywords: junior high school student, addictive behavior, family, type of family education, prevention.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Николайчик Е.С., Жукова М.В. РАБОТА С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Вестник науки №1 (46) том 3. С. 38 - 47. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5132 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5132



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.