'
Жерноклюев Е.А.
РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ *
Аннотация:
в статье рассматривается роль логистики в управлении проектами
Ключевые слова:
логистика, складирование, транспортировка
УДК 1
Жерноклюев Е.А.
Гр.ММЦ 20-01
Сибирский федеральный университет
(г. Красноярск, Россия)
РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ
Аннотация: в статье рассматривается роль логистики в управлении проектами.
Ключевые слова: логистика, складирование, транспортировка.
В последние годы в практике материально-технического обеспечения проектов стали использоваться новые методы и технологии, базирующиеся на концепции логистики.
Понятие логистики многогранно. В самом общем виде она определяется как наука управления (планирования, организации, контроля) движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков от первичного источника до конечного потребителя.
Целью логистики является удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными потоками, для чего в логистике организуются информационные потоки.
Наиболее часто встречающимися логистическими операциями с материальными потоками являются складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных средств и т. д. К логистическим операциям с информационными потоками, соответствующими материальным потокам, могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных. Таким образом, материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования, выполнения операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная от первичного источника вплоть до конечного потребителя. По сути, логистический подход к обеспечению оптимальности материальных потоков полностью соответствует системному подходу в управлении проектами в области ресурсного обеспечения. Проект, как система функционирует в пределах жизненного цикла, имеет:
В рамках управления проектом функционируют материальные потоки ресурсов и сопровождающие потоки информации, которые отражают эффективность процессов управления проектом или сигнализируют о нарушениях в запланированном ходе работ. Таким образом, логистика, имея целью повышение эффективности функционирования системы управления проектом, является его неотъемлемой частью и занимается управлением потоками материальных ресурсов.
Важнейшими общими задачами логистики в управлении проектами являются:
Руководствуясь логистической концепцией, все аспекты должны быть в максимальной степени интегрированы экономически и организационно. Только в этом случае можно ожидать получения синергического эффекта. Данное положение сказывается не только на характере разработки перечисленных аспектов проекта, но и определяет генезис локальных частей процесса проектирования. Например: особенности формирования логистической системы;
специфику заключения договоров с целью реализации проекта; формы контроля затрат; степень и условия мобилизации резервов; особенности работы с источниками инвестиций и многое другое, что оказывает влияние на осуществление проектов.
Оценка эффективности управления не только материальными, но и денежными, энергетическими, информационными и трудовыми потоками с позиций логистики является не просто вопросом оптимизации целевых проектов, а вопросом выживаемости предприятия (микрологистической системы). Поэтому особое внимание в процессе проектирования необходимо обращать на взаимосвязь разнородных потоков и динамичность их состояния в зависимости друг от друга.
Следует акцентировать внимание и на интеграции другого рода — связи вопросов экономической эффективности и финансирования проектов. Ее также можно причислить к важнейшим причинно-следственным зависимостям, влияющим на выбор конкретного варианта целевого проекта, а затем на его дальнейшую реализацию.
Сам процесс определения экономической эффективности проектов, как правило, зависит от разрешения многочисленных и разнообразных проблем, которые, приходится повториться, порождаются неопределенностью влияния многих внешних и внутренних факторов, особенно факторов риска.
К основным проблемам, решаемым при оценке эффективности в процессе экономического проектирования в рыночных условиях, можно отнести:
Кроме того, оценка экономической эффективности в значительной степени зависит от правильности методик, применяемых в системе управления, используемых технологий расчетов, комплексности и согласованности выполнения проектных решений, умения выявить и формализовать специфические особенности.
Решение данных и ряда других проблем, в свою очередь, базируется на учете активных факторов, обусловливающих совместимость отдельных целевых проектов с действующей системой рыночных отношений. Среди множества таких факторов следует выделить те, которые в силу своей комплексности и глобальности играют определяющую роль независимо от характера и содержания планово-функциональной хозяйственной деятельности:
Практика показывает, что социально-экономический анализ факторов во многом предопределяет выбор и судьбу конкретных проектных вариантов. Следовательно, он должен носить опережающий характер. Это означает, что поиск конструктивных решений должен предусматриваться уже на стадии прогнозирования.
Для осуществления многочисленных и часто сложных экономических расчетов необходимо предварительно разработать определенный алгоритм их выполнения (последовательность, этапность), а также создать условия для проведения соответствующих экспертных процедур, оценивающих степень достоверности получаемых результатов. Однако, прежде чем приступать к осуществлению расчетов и определению конечных и промежуточных проектных показателей, очень важно провести адресные комплексные маркетинговые исследования. Кроме того, если целевой проект затрагивает “артериальные” для жизнедеятельности хозяйственной структуры направления, то желательно как можно точнее выявить “спровоцированную” его принятием динамику совокупных и постатейных потребностей в инвестициях по отношению к целевому рынку в целом и образующих его сегментов в частности, а также осуществить прогнозы возможных изменений сбыта товаров или услуг по региональным, временным и ассортиментным критериям с учетом последующих зависимостей от фаз жизненных циклов продукции.
Современные логистические методы оценки экономической эффективности в условиях рынка не отрицают возможности привлечения традиционных подходов в этой области расчетов, которые основываются на сравнении приведенных затрат по альтернативным проектным вариантам. Удобный и широко применяемый на практике принцип минимизации полных затрат в сравниваемых вариантах (при всех прочих равных условиях) дает возможность значительно уменьшить количество рассматриваемых альтернатив.
В то же время приходится отметить, что данный, пока еще популярный в предпринимательской среде, подход уже отстает от современных требований и не удовлетворяет всех запросов, соответствующих объективно возрастающему уровню качества проектирования. Большая амплитуда возможных результатов оценок, повышение динамичности потоковых процессов, разнообразие источников финансирования в комплексе инвестиционного обеспечения, тенденции к усложнению систем налогообложения, нестабильность рыночной среды и проч. вынуждают проектировщиков:
В соответствии с логистической концепцией определение экономической эффективности целевых проектов должно быть основано на рационализации агрегированных показателей, в первую очередь тех, которые непосредственно связаны с оптимизацией материальных, денежных и информационных потоков. При этом внимание не должно ограничиваться лишь оценкой норм прибыли и определением сроков окупаемости. Более прогрессивным считается получение синергических проявлений, укрепляющих и расширяющих корпоративный потенциал через совершенствование действующей логистической системы.
Все виды оценок экономической эффективности так или иначе затрагивают вопросы минимизации предполагаемых затрат: материальных, денежных (капитальных, текущих), временных, интеллектуальных и др. Однако стремление к минимизации должно быть не однобоким, отражая желание их абсолютного уменьшения, а рассматриваться с позиций относительности, применительно к росту все той же синергической мощности, генерируемой логистической организацией менеджмента в определенной корпоративной структуре.
Экономическая независимость товарных производителей (материальной продукции, услуг) обусловливает широкий спектр источников финансирования. В первую очередь следует отметить активное привлечение заемных средств. В связи с этим актуальной проблемой при разработке проектов является минимизация объемов требуемых заемных сумм при максимизации отдачи проекта в случае его успешной реализации, определяющая гарантии возврата искомых средств.
Принципиально все источники финансирования можно свести к пяти основным группам:
Выбор и компоновка источников финансирования определяется характером разрабатываемого проекта, его целевым назначением и платежеспособностью самого предприятия (фирмы). В любом случае очень важно обдуманно и взвешенно подойти к анализу условий и альтернатив возможного финансирования проектов, а также определить динамику финансовой устойчивости до, во время и после реализации проекта. Оценка финансовой устойчивости, как известно, может быть комплексно выражена через следующие показатели: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, временные критерии привлечения заемных средств (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные займы), соотношение собственных и заемных средств и др.
Еще одним важным аспектом в процессе проектирования являются риски. В логистике проблеме оценки рисков придается особое значение.
Точная и всесторонняя оценка рисков позволяет принимать правильные окончательные решения по финансированию интегрированных, но в то же время определенным образом идентифицированных составляющих, с одной стороны, и по системе обеспечения проектов — с другой. От качества “работы” с рисками зависит степень уверенности в получении ожидаемой экономической эффективности в целом и конкретных показателей в частности. Однако добиться высокого качества такой “работы” непросто. Вероятностный характер возникновения рисков требует проведения глубокого технико-экономического анализа складывающихся и прогнозируемых ситуаций, а также соответствующего моделирования процессов, прямо отраженных в целевом проекте или затрагиваемых в нем в зависимости от динамики причинно-следственных событий.
В результате технико-экономического анализа должна быть определена система критериев, дана оценка рисков, назначены соответствующие приоритеты, проведены прогнозы возможных исходов, установлены сроки, обозначены резервы. На основе этого разрабатываются защитные мероприятия, которые согласуются между собой и сводятся в специфические тематические программы. Учитывая, что вероятность рисков меняется в зависимости от обстоятельств, следует при расчетах использовать экономико-математические методы (математической статистики, теории игр, теории вероятностей, имитационного моделирования и т. д.), которые помогут оценить вероятностный характер ожидаемых по ходу реализации проекта промежуточных и конечных результатов, причем не только экономического, но и логистического свойства.
Исходя из сказанного, можно подвести следующий итог: в соответствии с логистической концепцией оценка экономической эффективности в процессе проектирования в современных условиях производственно-хозяйственной деятельности складывается из множества направлений, способствующих оптимизации логистических процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Литрес.рф
Zhernoklyuev E.A.
Siberian Federal University
(Krasnoyarsk, Russia)
THE ROLE OF LOGISTICS IN PROJECT MANAGEMENT
Abstract: the article discusses the role of logistics in project management.
Keywords: logistics, warehousing, transportation.
Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 3
Ссылка для цитирования:
Жерноклюев Е.А. РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ // Вестник науки №1 (46) том 3. С. 62 - 70. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5136 (дата обращения: 08.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*