'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  92 просмотров

Жерноклюев Е.А.

  


РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается роль логистики в управлении проектами   

Ключевые слова:
логистика, складирование, транспортировка   


УДК 1

Жерноклюев Е.А.

Гр.ММЦ 20-01

Сибирский федеральный университет

(г. Красноярск, Россия)

 

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ

 

Аннотация: в статье рассматривается роль логистики в управлении проектами.

 

Ключевые слова: логистика, складирование, транспортировка.

 

В последние годы в практике материально-технического обеспечения проектов стали использоваться новые методы и технологии, базирующиеся на концепции логистики.

Понятие логистики многогранно. В самом общем виде она определяется как наука управления (планирования, организации, контроля) движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков от первичного источника до конечного потребителя.

Целью логистики является удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными потоками, для чего в логистике организуются информационные потоки.

Наиболее часто встречающимися логистическими операциями с материальными потоками являются складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных средств и т. д. К логистическим операциям с информационными потоками, соответствующими материальным потокам, могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных. Таким образом, материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования, выполнения операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная от первичного источника вплоть до конечного потребителя. По сути, логистический подход к обеспечению оптимальности материальных потоков полностью соответствует системному подходу в управлении проектами в области ресурсного обеспечения. Проект, как система функционирует в пределах жизненного цикла, имеет:

  • «вход», в качестве которого выступают все ресурсы проекта, включая и рассматриваемые в настоящей главе материально-технические и трудовые, а также финансовые и временные ресурсы, команду проекта, информацию, знания, технологии и разнообразные ограничения по входным параметрам;
  • комплекс взаимосвязанных процессов обработки этих ресурсов с учетом ограничений и критериальных показателей с целью обеспечить их оптимальное использование для достижения конечной цели управления проектом — формирования результата проекта с запланированными показателями;
  • «выход», являющийся собственно результатом проекта.

В рамках управления проектом функционируют материальные потоки ресурсов и сопровождающие потоки информации, которые отражают эффективность процессов управления проектом или сигнализируют о нарушениях в запланированном ходе работ. Таким образом, логистика, имея целью повышение эффективности функционирования системы управления проектом, является его неотъемлемой частью и занимается управлением потоками материальных ресурсов.

Важнейшими общими задачами логистики в управлении проектами являются:

  • создание интегрированной системы управления материальными потоками на основе информационных потоков;
  • разработка методов управления движением ресурсов и контроля материальных потоков;
  • определение стратегии и технологии физического распределения ресурсов по работам проекта;
  • стандартизация полуфабрикатов и упаковки;
  • прогнозирование объемов поставок, перевозок и складирования;
  • выявление дисбаланса между потребностями и возможностями закупки и поставок;
  • оптимизация технической и технологической структур транспортно-складских комплексов.

Руководствуясь логистической концепцией, все аспекты должны быть в максимальной степени интегрированы экономически и организационно. Только в этом случае можно ожидать получения синергического эффекта. Данное положение сказывается не только на характере разработки перечисленных аспектов проекта, но и определяет генезис локальных частей процесса проектирования. Например: особенности формирования логистической системы;

специфику заключения договоров с целью реализации проекта; формы контроля затрат; степень и условия мобилизации резервов; особенности работы с источниками инвестиций и многое другое, что оказывает влияние на осуществление проектов.

Оценка эффективности управления не только материальными, но и денежными, энергетическими, информационными и трудовыми потоками с позиций логистики является не просто вопросом оптимизации целевых проектов, а вопросом выживаемости предприятия (микрологистической системы). Поэтому особое внимание в процессе проектирования необходимо обращать на взаимосвязь разнородных потоков и динамичность их состояния в зависимости друг от друга.

Следует акцентировать внимание и на интеграции другого рода — связи вопросов экономической эффективности и финансирования проектов. Ее также можно причислить к важнейшим причинно-следственным зависимостям, влияющим на выбор конкретного варианта целевого проекта, а затем на его дальнейшую реализацию.

Сам процесс определения экономической эффективности проектов, как правило, зависит от разрешения многочисленных и разнообразных проблем, которые, приходится повториться, порождаются неопределенностью влияния многих внешних и внутренних факторов, особенно факторов риска.

К основным проблемам, решаемым при оценке эффективности в процессе экономического проектирования в рыночных условиях, можно отнести:

  1. Необходимость разработки взаимозаменяемых на разных этапах реализации вариантов проектов.
  2. Создание системы, позволяющей в зависимости от обстоятельств, не нарушая потребительских и партнерских интересов, моделировать материальные, денежные, информационные и другие потоки.
  3. Объективную оценку рентабельности и социальной значимости проекта.
  4. Создание наиболее результативных моделей корпоративной политики и поведения на рынке.
  5. Выбор адекватных корпоративной миссии целевых стратегий, методов и инструментария осуществления проектных решений и т. д.

Кроме того, оценка экономической эффективности в значительной степени зависит от правильности методик, применяемых в системе управления, используемых технологий расчетов, комплексности и согласованности выполнения проектных решений, умения выявить и формализовать специфические особенности.

Решение данных и ряда других проблем, в свою очередь, базируется на учете активных факторов, обусловливающих совместимость отдельных целевых проектов с действующей системой рыночных отношений. Среди множества таких факторов следует выделить те, которые в силу своей комплексности и глобальности играют определяющую роль независимо от характера и содержания планово-функциональной хозяйственной деятельности:

  • развитие научно-технического прогресса;
  • инфляционные процессы в экономике;
  • деловая активность в корпоративном сообществе;
  • система государственного регулирования экономики и динамика ее преобразований;
  • состояние и тенденции развития налоговой среды;
  • динамика цен на товарно-сервисную продукцию;
  • риски;
  • приоритеты мотиваций и изменчивость поведения целевых потребителей;
  • уровень минимальных, средних и максимально допустимых затрат (в широком смысле, т. е. материальных, денежных, энергетических и иных) на отраслевом, национальном и региональном уровне.

Практика показывает, что социально-экономический анализ факторов во многом предопределяет выбор и судьбу конкретных проектных вариантов. Следовательно, он должен носить опережающий характер. Это означает, что поиск конструктивных решений должен предусматриваться уже на стадии прогнозирования.

Для осуществления многочисленных и часто сложных экономических расчетов необходимо предварительно разработать определенный алгоритм их выполнения (последовательность, этапность), а также создать условия для проведения соответствующих экспертных процедур, оценивающих степень достоверности получаемых результатов. Однако, прежде чем приступать к осуществлению расчетов и определению конечных и промежуточных проектных показателей, очень важно провести адресные комплексные маркетинговые исследования. Кроме того, если целевой проект затрагивает “артериальные” для жизнедеятельности хозяйственной структуры направления, то желательно как можно точнее выявить “спровоцированную” его принятием динамику совокупных и постатейных потребностей в инвестициях по отношению к целевому рынку в целом и образующих его сегментов в частности, а также осуществить прогнозы возможных изменений сбыта товаров или услуг по региональным, временным и ассортиментным критериям с учетом последующих зависимостей от фаз жизненных циклов продукции.

Современные логистические методы оценки экономической эффективности в условиях рынка не отрицают возможности привлечения традиционных подходов в этой области расчетов, которые основываются на сравнении приведенных затрат по альтернативным проектным вариантам. Удобный и широко применяемый на практике принцип минимизации полных затрат в сравниваемых вариантах (при всех прочих равных условиях) дает возможность значительно уменьшить количество рассматриваемых альтернатив.

В то же время приходится отметить, что данный, пока еще популярный в предпринимательской среде, подход уже отстает от современных требований и не удовлетворяет всех запросов, соответствующих объективно возрастающему уровню качества проектирования. Большая амплитуда возможных результатов оценок, повышение динамичности потоковых процессов, разнообразие источников финансирования в комплексе инвестиционного обеспечения, тенденции к усложнению систем налогообложения, нестабильность рыночной среды и проч. вынуждают проектировщиков:

  • во-первых, искать способы получения более точных и надежных для последующего руководства оценок;
  • во-вторых, расширять круг намечаемых достижений в результате осуществления проектов с получения чистой прибыли до иных форм выгоды, часто имеющих не меньшую значимость;
  • в-третьих, создавать предпосылки и возможности использования модульного механизма реализации проектов в условиях изменчивости конъюнктуры и приоритетов производственно-коммерческой деятельности.

В соответствии с логистической концепцией определение экономической эффективности целевых проектов должно быть основано на рационализации агрегированных показателей, в первую очередь тех, которые непосредственно связаны с оптимизацией материальных, денежных и информационных потоков. При этом внимание не должно ограничиваться лишь оценкой норм прибыли и определением сроков окупаемости. Более прогрессивным считается получение синергических проявлений, укрепляющих и расширяющих корпоративный потенциал через совершенствование действующей логистической системы.

Все виды оценок экономической эффективности так или иначе затрагивают вопросы минимизации предполагаемых затрат: материальных, денежных (капитальных, текущих), временных, интеллектуальных и др. Однако стремление к минимизации должно быть не однобоким, отражая желание их абсолютного уменьшения, а рассматриваться с позиций относительности, применительно к росту все той же синергической мощности, генерируемой логистической организацией менеджмента в определенной корпоративной структуре.

Экономическая независимость товарных производителей (материальной продукции, услуг) обусловливает широкий спектр источников финансирования. В первую очередь следует отметить активное привлечение заемных средств. В связи с этим актуальной проблемой при разработке проектов является минимизация объемов требуемых заемных сумм при максимизации отдачи проекта в случае его успешной реализации, определяющая гарантии возврата искомых средств.

Принципиально все источники финансирования можно свести к пяти основным группам:

  1. Собственные финансовые ресурсы (прибыль, амортизация, мобилизация внутренних резервов...).
  • Заемные средства (кредиты, ссуды, залог...).
  • Иностранные инвестиции.
  • Средства физических лиц.
  • Государственные средства.

Выбор и компоновка источников финансирования определяется характером разрабатываемого проекта, его целевым назначением и платежеспособностью самого предприятия (фирмы). В любом случае очень важно обдуманно и взвешенно подойти к анализу условий и альтернатив возможного финансирования проектов, а также определить динамику финансовой устойчивости до, во время и после реализации проекта. Оценка финансовой устойчивости, как известно, может быть комплексно выражена через следующие показатели: коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, временные критерии привлечения заемных средств (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные займы), соотношение собственных и заемных средств и др.

Еще одним важным аспектом в процессе проектирования являются риски. В логистике проблеме оценки рисков придается особое значение.

Точная и всесторонняя оценка рисков позволяет принимать правильные окончательные решения по финансированию интегрированных, но в то же время определенным образом идентифицированных составляющих, с одной стороны, и по системе обеспечения проектов — с другой. От качества “работы” с рисками зависит степень уверенности в получении ожидаемой экономической эффективности в целом и конкретных показателей в частности. Однако добиться высокого качества такой “работы” непросто. Вероятностный характер возникновения рисков требует проведения глубокого технико-экономического анализа складывающихся и прогнозируемых ситуаций, а также соответствующего моделирования процессов, прямо отраженных в целевом проекте или затрагиваемых в нем в зависимости от динамики причинно-следственных событий.

В результате технико-экономического анализа должна быть определена система критериев, дана оценка рисков, назначены соответствующие приоритеты, проведены прогнозы возможных исходов, установлены сроки, обозначены резервы. На основе этого разрабатываются защитные мероприятия, которые согласуются между собой и сводятся в специфические тематические программы. Учитывая, что вероятность рисков меняется в зависимости от обстоятельств, следует при расчетах использовать экономико-математические методы (математической статистики, теории игр, теории вероятностей, имитационного моделирования и т. д.), которые помогут оценить вероятностный характер ожидаемых по ходу реализации проекта промежуточных и конечных результатов, причем не только экономического, но и логистического свойства.

Исходя из сказанного, можно подвести следующий итог: в соответствии с логистической концепцией оценка экономической эффективности в процессе проектирования в современных условиях производственно-хозяйственной деятельности складывается из множества направлений, способствующих оптимизации логистических процессов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Литрес.рф

 

Zhernoklyuev E.A.

Siberian Federal University

(Krasnoyarsk, Russia)

 

THE ROLE OF LOGISTICS IN PROJECT MANAGEMENT

 

Abstract: the article discusses the role of logistics in project management.

 

Keywords: logistics, warehousing, transportation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Жерноклюев Е.А. РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ // Вестник науки №1 (46) том 3. С. 62 - 70. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5136 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5136



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.