'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  97 просмотров

Матвеева К.Л.

  


МЕТОДОЛОГИЯ SCRUM, КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ *

  


Аннотация:
в настоящее время традиционные методы проектного управления устаревают. Так, нужно внедрять современные и гибкие методологии, одной из которых является scrum, который повышает эффективность и результативность работы. В данной статье рассматриваются особенности данного метода   

Ключевые слова:
проектное управление, Scrum, классификация, бэклог, спринт, проект   


УДК 65.011.8

Матвеева К.Л.

Студент Института магистратуры 2-го курса направления

«Стратегическое корпоративное управление»

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

МЕТОДОЛОГИЯ SCRUM, КАК МЕТОД

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Аннотация: в настоящее время традиционные методы проектного управления устаревают. Так, нужно внедрять современные и гибкие методологии, одной из которых является scrum, который повышает эффективность и результативность работы. В данной статье рассматриваются особенности данного метода.

 

Ключевые слова: проектное управление, Scrum, классификация, бэклог, спринт, проект.

 

Актуальность темы исследования. Прогресс в развитии науки, промышленности, экономики и общества, несомненно, связан с уровнем и качеством управления различными объектами: государством, городом, организацией, и конечно, проектом. В современном понимании проекты – то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии, создание кинофильма, развитие региона и т. д. Проекты самых разных типов и масштабов стали современным способом деятельности многих организаций.

Ни для кого не секрет, что развитие современной экономики происходит в условиях усиленной конкуренции и динамичных изменений. В таких условиях успешное развитие предприятий особенно остро зависит от их способности генерировать и осуществлять различные инициативы: выпуск новой продукции, совершенствование технологий, внедрение новых, более прогрессивных способов организации производства, сбыта, взаимодействия с клиентурой. А в крупных компаниях скорость принятия решения зачастую «хромает».

Так, сегодня, в условиях пандемии, организации как никогда раньше нуждаются в оперативном принятии решений и их мгновенной реализации. Данная необходимость способствует активному и повсеместному внедрению проектного управления в деятельность организации, что позволяет им быть более гибкими, ставить перед собой четкие цели и достигать их; повышается прозрачность всей деятельности организации и увеличивается степень вовлеченности участников проекта в процесс, так как у каждого возникает личный интерес в успешном завершении проекта. Все это в данных условиях способствует формированию конкурентного преимущества и, как следствие, максимизации прибыли. Данные факты и определили актуальность статьи.

Предмет статьи – проектное управление в реализации функциональной стратегии.

Объект исследования – российская транснациональная компания в отрасли информационных технологий ООО «Яндекс».

Цель работы – формирование проектной команды для решения проблем в условиях быстро меняющегося рынка.

Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, статьи в сети Интернет, а также внутренняя документация ООО «Яндекс».

Практическая значимость работы заключается в формировании модели проектного управления с целью ее внедрения в дальнейшие проекты организации, что позволит сэкономить время и деньги на разработку подхода к управлению командой, оперативно реагировать на меняющиеся обстоятельства и быстро реализовывать идеи.

В настоящее время существует множество методов управления проектом, из которых эффективнейшим является scrum. Данный метод отличается ориентацией на результат и на бизнес-заказчика. Действительно, сложно найти более клиентоориентированный подход, ведь в scrum у владельца продукта есть возможность постоянно следить за ходом проекта и оперативно вносить корректировки по желанию бизнеса, что кратно снижает риск непонимания заказчика и исполнителя.

Данный метод состоит из следующих ролей:

1) Владелец продукта – сотрудник, который представляет интересы бизнеса и находится в постоянной связи с командой проекта и бизнесом (заказчиком). Владелец продукта держит руку на пульсе.  Владелец продукта обозначает цель проекта, его конечный результат.

2) Scrum – мастер – руководитель проекта, следящий за исполнением принципов scrum. Данный сотрудник ответственен за результат и за процесс выполнения работы путем формирования задач для достижения поставленной цели. Также осуществляет поддержание здорового духа в команде, путем ежедневных коротких встреч.

3) Scrum – команда – команда работы над проектом. Сотрудники выполняют поставленные задачи в соответствии с принципами работы по методу Scrum.

Хотелось бы озвучить принципы Scrum, о которых не раз упоминалось ранее. Самым отличительным принципом является тот факт, что вся работа поделена на отрезки, так называемые «спринты», продолжительность которых варьируется от 2 до 4 недель. В начале каждого спринта проходит планирование, во время которого формируется «бэклог», а проще говоря – список необходимых задач, которые по мере выполнения меняют свой статус с «в работе» на «выполнено». Ввиду четких временных рамок у команды просто на просто нет времени на бессмысленные встречи и обсуждение в стиле «прибить» или «приклеить» табличку на дверь. Решения принимаются настолько быстро насколько это возможно, каждый сотрудник знает свое место в команде и свою задачу.

Ежедневные короткие собрания, за которые отвечает scrum-мастер, позволяют контролировать выполнение бэклога, так как на этих встречах каждый сотрудник команды рассказывает о уже выполненной работе, о дальнейших краткосрочных планах, а также озвучивает, если имеются какие-то трудности и требуется помощь.

Также стоит отметить, что scrum не может эффективно работать при большом количестве сотрудников в scrum – команде, так как это замедляет обмен новостями, утяжеляет и замедляет процесс. Так, оптимальное количество человек в команде составляет 5-7 человек.

Также интересной особенностью scrum является отказ от многозадачности. Так, в книге «Scrum: революционный метод управления проектами» Джеффа Сазерленда приводятся данные о взаимосвязи количества параллельных проектов, количества времени, доступного на один проект и потери при переключении: «действуя традиционным методом, то есть, пытаясь делать все и сразу, группа завершит свои три проекта до конца июля. Если группа подойдет к делу, вооружившись гибкой стратегией, например, Scrum, и будет работать поочередно над каждым проектом, минимизируя затраты времени и сил на переключение контекста, она сможет закончить все к началу мая».

По истечении спринта команда предоставляет результаты проделанной работы владельцу продукта, которых может либо принять их, либо внести корректировки, что позволяет своевременно убрать все ошибки и неточности или внести и дополнительные вводные данные, влекущие за собой корректировку бэклога следующего спринта. Также на данной встрече у scrum – мастера есть возможность сообщить владельцу продукта о ходе проекта в целом и обсудить проблемы, которые мешают более оперативному достижению цели.

Далее владелец продукта сообщает необходимую информацию заказчику. Так, заказчик неотрывно наблюдает за реализацией проекта, получая пошаговую сдачу заказа. Это минимизирует риски получения некачественной работы и ускоряет обратную связь.

Команда в это время организует еще одну встречу во главе с scrum – мастером, на которой проводят ретроспективный анализ выполненной работы, на основании которого происходят улучшения в работе на следующих спринтах.

Таким образом, методология Scrum полезна бизнесу тем, что быстро отвечает на вопрос: сможем ли мы заработать деньги, если сделаем то или другое?

Эта быстрота особенно важна в условиях активно меняющегося рынка. Так, начиная с 2020 года, мировую экономику пошатнул очередной мировой кризис, на этот раз обусловленный COVID-19. Он заставил внести существенные изменения в привычное устройство бизнеса и жизни населения в целом: население, особенно в первое время, боясь выходить в магазины, опасаясь заражения, было вынуждено перейти на доставку всего необходимого домой, что естественно повлекло за собой мощнейший рост рынка доставки.

Да, как я говорила, в пандемию мир перешёл на доставку вынужденно, но уже спустя время люди поняли, что заказывать еду (и не только) через интернет — самый выгодный вариант. Не нужно никуда выходить и выбор обширнее, чем в одном заведении, ведь сервисы Яндекс и Delivery дают доступ к большинству ресторанов с разной кухней. И для компаний по доставке, кстати, интернет-гости куда выгоднее офлайн-посетителей. Отсутствие ресторана экономит деньги на аренде помещения и расширяет круг пользователей. А как говорится: «ко всему хорошему быстро привыкаешь», поэтому доставка еды/продуктов на дом для россиян медленно перетекла из разряда праздничной в повседневную, ведь доставка стала более доступной по цене. Поэтому онлайн-рестораны/магазины становятся только популярнее.

Также эта популярность обостряется переходом населения к безналичному расчету. Так, по данным «Тинькофф.Банк» рост количества их клиентов каждый год составляет более 30% [7]. А данные банковских транзакций, говорят о том, что оборот продаж в среднем увеличился в 4 раза.  

За 2020 год число продаж в сегменте доставки выросло на 60%, а службы стали №1 в рейтинге скачивания. Даже после снятия ограничений, люди не отказались от доставки, а бурный рост сегмента продолжается и сейчас. В 2021 году доставка еды стала даже более востребованной, чем в начале пандемии, хотя ожидались совсем другие итоги, ведь люди постепенно теряли страх заразиться. [10]

За первое полугодие 2021 года количество онлайн-заказов продуктов увеличилось на 268 %, до 118 млн, а сумма продаж — на 174 %, до 149 млрд рублей, сообщает Data Insight Объем рынка готовой еды в первом полугодии 2021 года составил 200 млрд рублей. [7].

Таким образом, развитие фудтеха связано с быстрым реагированием на новые тренды рынка. В пандемию акцент покупателей резко изменился с дорого сегмента заказов на более демократичные. Покупатели в пандемию хотели и хотят обезопасить себя, поэтому отдают предпочтение тому сервису, который позволит по максимуму снизить общение с курьером: забрать заказ под дверью, оплачивая его картой в приложении. В России два гиганта доставки: Яндекс и Delivery. Они выживают на рынке, так как дают клиентам безопасность и комфорт. Хотелось бы подробнее рассмотреть доставку «Яндекса».

У Яндекса существует два главных продукта, осуществляющих доставку: Яндекс.Еда (доставка из ресторанов, магазинов еды) и Яндекс.Лавка (доставка продуктов с собственных складов). Причем доставка еды считается куда популярнее продуктовой, потому что она шире всего представлена регионально: если «Яндекс.Еда» есть во многих городах России, то «Яндекс.Лавкой» пользуются в основном жители мегаполисов.

Как только начался COVID-19 фудтех Яндекса столкнулся с сильнейшим наплывом заказов, сильнейшей нагрузкой на сервис и сильнейшим недостатком рабочей силы – курьеров. Все эти кризисные факторы стали причиной потери выручки. Их можно было предусмотреть в случае наличия тогда команды, ответственной за резкие изменения рынка и способной оперативно принимать решения и воплощать их в жизнь. Но история не терпит сослагательных наклонений. Команды не было, зато была куча проблем, требующая оперативного решения. Естественно, поступило логичное предложение создать команду, которая будет держать руку на пульсе. Создать scrum команду.

Конечно, Яндекс, как ИТ компания, уже давно работает с данным методом проектного управления. Но метод этот редко выходил на пределы ИТ-команд, а даже если и уходил, то не очень там приживался. Но COVID-19 внес свои корректировки, и в конце 2020 года было принято решение о создании scrum команды для фудтеха. Scrum команда состоит из 5 человек, которые руководят исполнением всех необходимых задач, поступающих от бизнес-заказчика и полностью соответствует принципам scrum, описанным выше.

Естественно, рост рынка доставки потянул за собой рост спроса на курьеров на рынке труда, спрос вырос настолько, что основным сервисам доставки (в том числе Яндекс) не хватает курьеров для того, чтобы доставить все заказы. Это и являлось главной задачей новоиспеченной scrum команды.

Интересный факт: по данным SuperJob, теперь зарплата водителя-курьера при полной занятости может составлять до 200 тысяч рублей в месяц, сборщиков, пеших или велокурьеров — до 100 тысяч рублей. [9]

Так, ситуация получается следующая: больше всего зарабатывает тот сервис, у которого больше всего довольных курьеров, ведь мало курьера нанять на работу, необходимо приложить максимальные усилия для того, чтобы он остался на работе продолжительное время, ведь работа курьера не такая простая, как кажется, учитывая суровые погодные условия в России и огромный спрос. Курьеры – один из главных факторов, генерирующих выручку сервисов доставки.

Во время планирования спринта scrum команда задавалась вопросом: почему курьеры в принципе будут выбирать Яндекс и оставаться в нем? Очевидно, только если им будет выгодно и комфортно работать.

 В первую очередь люди приходят на сервис, чтобы зарабатывать, и Яндекс должен эту возможность давать с помощью конкурентноспособной оплаты труда. Второй момент — Яндекс должен не мешать курьерам качественно выполнять свою работу: все необходимые программные обеспечения должны работать стабильно без перебоев и багов. Если что-то происходит не так, то прямая обязанность и заинтересованность компании – помогать курьерам выполнять свой функционал, быстро исправляя ошибки.

Но кроме выполнения доставок и зарабатывания денег, есть ещё один очень важный фактор – общая удовлетворенность курьера от взаимодействия с сервисом, куда входят не только деньги, но и различные дополнительные бонусы, или в простонародье - «плюшки», которые дает компания. Это история про то, как, в общем и целом, курьеру с сервисом здорово, помимо работы. Это то, что помогает и курьеру зарабатывать, а компании - удержать его.

Так, scrum команда приняла решение оценивать удовлетворенность курьера с помощью простых вопросов, например: «Все ли нравится ли вам? Пожалуйста, оцените от 1 до 5». Это позволяет бизнесу держать руку на пульсе, а задача scrum команды – максимизировать этот показатель.

Во время первой оценки удовлетворенности курьеров (начало 2020 года) средний показатель был 2,9. Да, естественно сказались общие переживания населения, связанные с COVID-19, но все равно показатель находился на критически низком уровне. Тогда было решено оперативно провести ряд действий, нацеленных исключительно на курьеров, для улучшения данного показателя:

  • Разработка системы дополнительных выплат при работе во время повышенного спроса для стимуляции выхода курьеров на работу в непростое время: плохая погода, локдаун и т.д.;
  • Усовершенствование процесса поддержки курьера, а именно сокращение времени ожидания ответа от службы поддержки в критических ситуациях;
  • Партнерские программы с ресторанами и кафе для предоставления скидок курьерам для целей обеда в рабочий день.

В результате к концу 2021 года уровень удовлетворенности впервые достиг отметки 3,96. На протяжении года показатель имел хоть и небольшую, но постоянную тенденцию роста. Построить хорошие отношения сильно сложнее и на это требуется намного больше времени. Важно отметить, что вышеупомянутые нововведения были реализованы в кратчайшие сроки, что стало возможно исключительно благодаря проектному подходу scrum. 

Таким образом, был сформирован хороший уровень доверительных отношений между сервисом и курьерами и как следствие:

  • Увеличилось количество курьеров;
  • Уменьшился процент отмены заказов из-за долгого поиска курьера;
  • Увеличилось общее количество часов работы курьеров;
  • Во время локдаунов ближе к концу 2021 года было доставлено почти в 1,5 раза больше заказов по сравнению с локдаунами периодов 2020 года и первого квартала 2021 года.

 Если говорить о цифрах, то по состоянию на конец 4 квартала 2021 г. фудтех приносит 15% выручки Яндекса, что на 134% больше суммы прошлого года. В прошлом году показатели могли быть лучше, если бы у Яндекса была scrum команда.

Таким образом, методология scrum при правильном и постепенном внедрении может решать многие проблемы прямо в процессе выполнения проекта. Scrum — абсолютная противоположность стандартному подходу, который часто применяется для реализации задач и проектов. Scrum уже активно внедрен в систему управления многих компаний из технологической сферы и из традиционных, иногда даже некоммерческих. Подход, лежащий в основе, можно применять в разных видах деятельности, в которых требуется коллективная работа. Важными характеристиками Scrum является ее гибкость и ориентированность на клиента, так как она предполагает его (клиента) непосредственное участие в процессе работы.

 

Список литературы:

 

Близнюк А. М. Методология scrum как инструмент управления Научная электронная библиотека elibrary [официальный сайт] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47310385 (дата обращения 27.12.2021)

Джефф Сазерленд Scrum. Революционный метод управления проектами // Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016 С. 32-112

Джефф Сазерленд, Кен Швабер Софт за 30 дней. Как Scrum делает невозможное возможным // Манн, Иванов и Фербер, 2017 г. С. 90-103

Зузана Шохова Путь скрам-мастера // Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2017 г. С. 19-89

Ларина В.А., Чернова С.В. Технологии agile и scrum. Научная электронная библиотека elibrary [официальный сайт] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41463706 (дата обращения 27.12.2021)

Майк Кон Scrum: гибкая разработка ПО // Диалектика-Вильямс; 2010 С. 129-356

Редакция DataInsight. Онлайн-рынок продуктов питания [официальный сайт]  https://datainsight.ru/DI_Online_market_foods_1h_2021 (дата обращения 27.12.2021)

Редакция Тинькофф. По итогам года доля безналичных платежей в РФ составит 73% - первый зампред ЦБ [официальный сайт] https://www.tinkoff.ru/invest/news/730112/ (дата обращения 27.12.2021)

Редакция Тинькофф. Онлайн-ритейлеры сообщили о дефиците курьеров и сборщиков заказов. [официальный сайт]  https://www.tinkoff.ru/invest/news/691414/ (дата обращения 27.12.2021)

Стивен Деннинг Эпоха Agile // Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2019 г. С. 265 – 333

Владимир Холязников  Открытием года, конечно, стал рост сегмента экспресс-доставки в рынке [официальный сайт] https://marketing.rbc.ru/articles/12396/ (дата обращения 27.12.2021)

Юрген Аппело Agile-менеджмент. Лидерство и управление командами // Альпина Диджитал, 2011 г. С. 456-501

 

Matveeva K.L.

Student of the Magistrate Institute, Strategic Corporate Governance

Saint Petersburg State University of Economics

(Saint Petersburg, Russia)

 

SCRUM METHODOLOGY AS A METHOD TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF AN ENTERPRISE

 

Abstract: nowadays traditional methods of project management are becoming obsolete. So, it is necessary to implement modern and flexible methodologies, one of which is scrum, which increases the efficiency and effectiveness. This article discusses the features of this method.

 

Keywords: project management, Scrum, classification, backlog, sprint, project.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Матвеева К.Л. МЕТОДОЛОГИЯ SCRUM, КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник науки №1 (46) том 3. С. 71 - 81. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5137 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5137



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.