'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 3
  4. Научная статья № 16

Просмотры  159 просмотров

Чичкин Е.С.

  


ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ. ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДИНАМИКИ *

  


Аннотация:
автомобильная отрасль в России является одной из ключевых отраслей, состояние и динамика которой, отражают общее состояние экономики государства и его общества. В рамках статьи автор анализирует данные ряда компетентных профильных статистических агентств, данные об отчетности ключевых автопроизводителей с целью оценки текущего состояние ключевых игроков отрасли. Произведен обзор существующих ключевых мер государственной поддержки и прочих факторов, влияющих на динамику отрасли, основываясь на котором, сделана прогнозная оценка ее дальнейшего состояния в ближайшие годы   

Ключевые слова:
автомобильная промышленность, рынок легковых автомобилей, автопроизводители, ОЕМ, государственная поддержка автопрома   


УДК 1

Чичкин Е.С.

Магистрант кафедры стратегического корпоративного менеджмента

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ.

ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДИНАМИКИ

 

Аннотация: автомобильная отрасль в России является одной из ключевых отраслей, состояние и динамика которой, отражают общее состояние экономики государства и его общества. В рамках статьи автор анализирует данные ряда компетентных профильных статистических агентств, данные об отчетности ключевых автопроизводителей с целью оценки текущего состояние ключевых игроков отрасли. Произведен обзор существующих ключевых мер государственной поддержки и прочих факторов, влияющих на динамику отрасли, основываясь на котором, сделана прогнозная оценка ее дальнейшего состояния в ближайшие годы.  

 

Ключевые слова: автомобильная промышленность, рынок легковых автомобилей, автопроизводители, ОЕМ, государственная поддержка автопрома.

 

Автомобильная промышленность в России представляет собой одну из ключевых стратегических отраслей, влияющих на развитие экономики государства в целом, состояние которой является одним из самых ярких индикаторов как уровня экономического развития государства в целом, так и состояния его потребительского сегмента. Соответственно, динамика развития этого сектора экономики имеет непосредственное влияние на результативность экономики станы.

Целью статьи является проведение анализа текущего состояния автомобильного рынка в России, обзор положительных и отрицательных факторов, влияющих на его динамику, создание прогноза его динамики в 2022 году и далее. Гипотеза – учитывая текущее состояние экономики России, глобальной динамики автомобильного рынка, аспектов государственного регулирования и поддержки отрасли, существующих трудностей в логистических цепочках и поставках полупроводников, существенного роста производства автомобилей в России в ближайшие годы не будет. Метод исследования – анализ и синтез информации, имеющейся в открытых источниках, обзор профильной литературы.

Производство автомобилей в рамках последнего десятилетия имеет нисходящий тренд. На графике 1 ниже представлены данные по производству лекговых и легких коммерческих автомобилей в рассматриваемом периоде. Источники: IHS Markit [1] и Autostat [2]:

График 1 - Данные о производстве легковых и легких коммерческих автомобилей в России с 2017 по 2021 календарные годы (с прогнозом производства до 2026 года), актуальные на Декабрь 2021 года.

Как видим, максимальные объемы производства в России, в данном временном интервале, были достигнуты в 2012 году, когда, на ряду с действующими сейчас заводами по производству легковых автомобилей крупнейших брендов Хендэ/Киа, Фольксваген/Шкода, АвтоВаз- Рено- Ниссан- Митсубиши, Стэллантис (бывш. Пежо, Ситроен), ГАЗ, Мазда, сборщиком Автотор, работали и заводы компаний ныне ушедших с рынка: GM (покинул рынок РФ в 2014 годы), Ford (официально покинул наш рынок в 2019 году).

По данным Росстата [3] в последние годы наблюдается крайне низкая загруженность производства ключевых локальных производителей:

Таблица 1 - Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции (в процентах)

 

2017

2018

2019

2020

Автомобили легковые

47

55

56

51

 

При этом в рамках прогноза, отраженного на Графике 1, рассмотренном выше, в ближайшие годы, прежняя загрузка производства не ожидается.

Что касается объема рынка и статистики продаж легких и легких коммерческих автомобилей в России, то результат 2021 года, в соответствии с информацией, представленной на портале «Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ)» (актуальной на конец декабря 2021 года) [4], ввиду влияния таких факторов как сокращение производства, нехватки полупроводников и логистических проблем, ожидается практически на уровне 2020 года (+4.3%), которые являлся одним из минимальных по производству за последнее десятилетие. Нехватка полупроводников ограничила предложение, в условиях реализации отложенного спроса 2020 года, что привело к резкому росту цен, к которому, очевидно, локальный потребитель не готов.

 Лидерами рынка являются автомобили, выпускаемые брендами Автоваз /Лада (входящим в группу Рено-Ниссан- Митсубиши), Хендэ/Киа, Фольксваген (включая брэнд Шкода).

Если рассмотреть отчетность ключевых автопроизводителей (далее «ОЕМ»), представленную в открытых источниках, мы можем наблюдать следующие результаты функционирования в 2019-2020 годах [5], представленные в Таблице 2 ниже:

Таблица 2 - Ключевые финансовые результаты функционирования ключевых Российских автопроизводителей в 2019-2020 годах

 

ОЕМ

Выручка 2019 г., Млрд.

Руб.

Выручка 2020 г.,
Млрд.

Руб.

Изменение,

%

Валовая прибыль 2019 г., Млрд.

Руб.

Валовая прибыль 2020 г., Млрд.

Руб.

Изменение,

%

Чистая прибыль 2019 г., Млрд.

Руб.

Чистая прибыль 2020 г., Млрд.

Руб.

Изменение,
%

АО "АВТОВАЗ"

292

257

-12%

21

21

2%

0.39

0.74

92%

ООО "ХММР"

182

174

-5%

14

17

21%

9.50

5.70

-40%

ООО "ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС"

331

320

-3%

54

14

-73%

18

-16.8

-193%

 

Исходя из данных, приведенных в таблице 2, выручка всех автопроизводителей в 2020 году, относительно 2019 года сократилась существенно, что, не смотря на усилия по внедрению мер противодействия, отраженные в положительной динамике валовой прибыли большинства, привело к существенному снижению чистой прибыли предприятий. Единственным, из перечисленных ОЕМ, показавшим рост чистой прибыли в 2020 году, является АО «АвтоВАЗ». Однако, стоит обратить внимание на аудиторское заключение [6, с.56], которое, не смотря на положительные результаты, отмечает наличие существующего риска для общества для продолжения непрерывной его деятельности. Основными причинами называется отношение чистых активов к размеру уставного капитала, а также существенная зависимость от поддержки акционеров, финансовых и рыночных условий и периодических изменений в государственных программах для автомобильной промышленности.

Таким образом, проблема государственного регулирования в данном секторе экономики на текущий момент крайне актуальна, причем оно должно существенно отличаться от механизмов, применяемых в случае стабильной макроэкономической обстановки [7].

В апреле 2018 года Правительство РФ утвердило «Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года». Основной целью этого документа было названо «создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке российской автомобильной промышленности и производства компонентов». В рамках данной инициативы государство предпринимает целый ряд инициатив, направленных на развитие экспортной направленности рынка, внедрение новых производственных технологий и прочее.

Несомненно, ключевым фактором поддержки, влияющим на рост продаж, является субсидирование процентной ставки по кредитам на приобретение новых автомобилей, произведенных в России. В 2020 году, основываясь на результатах опроса, проведенного порталом Autostat [8], целевой аудиторией которого являлось 3 тысячи человек, которые приобрели автомобили (новые и с пробегом) в 2019 – 2020 гг., россияне приобрели в кредит около 60% новых автомобилей и около 32% – подержанных.

Однако, монетарные меры прямой поддержки не могут быть долговременными, так как приводят к дефициту бюджета и не влекут за собой развитие локальных автопроизводителей (сокращение издержек, внедрение новых технологий, разработку новых продуктов, повышение конкурентоспособности продукции и т.д.).

В 2019 году были внесены корректировки в 719 постановление [9], определяющее критерии к отнесению продукции к продукции, «произведенной в России». В части производства легковых автомобилей, обозначена необходимость заключения ОЕМ Специальных Инвестиционных Контрактов (пришел на смену «Соглашению о Промышленной Сборке»), была введена бальная система и определены целевые уровни по их достижению для:

  • компенсации автопроизводителям уплаченного утилизационного сбора, стоимость которого увеличивается неоднократно, начиная с 2012 года, когда он был впервые представлен. И если ранее производителям компенсировали его полностью, в случае локации сборки автомобиля в России, то теперь доля компенсации стала привязана к уровню локализации модели;
  • участия продукта в мерах поддержки спроса (к примеру, субсидирования процентных ставок, упомянутое выше)
  • программах государственных закупок,
  • компенсаций затрат научно-исследовательской деятельности по разработке и модификации, и т.д.

 Был существенно расширен список технологий и субкомпонентов, которые должны быть локализованы (что повлекло за собой активизацию локализационной активности, в особенности для компонентов, за которые присуждается наибольшее количество баллов), обозначена необходимость ведения НИОКР (R&D) в России.

Несомненно, меры, перечисленные выше, положительно скажутся на повышении конкурентоспособности автомобилей, произведенных локально.

Что касается негативных факторов, влияющими на отрасль и ее динамику, то ими по-прежнему остаются:

  • низкие объемы производства автомобилей в России, в сравнении с Европейским рынком. Что делает существенной распределенную долю затрат на разработку продукции и локализацию на единицу продукции, и подчас играет ключевую роль в принятии негативного решения о локализации;
  • отсутствие компетентной базы поставщиков третьего уровня. Особенно ярко данный факт проявляется в части сырьевой базы;
  • как следствие высокая зависимость себестоимости продукции от курса ключевых иностранных валют – Евро, Доллара США и Юаня;
  • нехватка квалифицированных кадров как в сфере «голубых воротничков», так и в менеджерской среде. Ключевые позиции на заводах-сборщиках по-прежнему занимают иностранные, высококвалифицированные управленцы.

Помимо перечисленных мер, с 2020 года, существенное влияние на спрос, а далее и на возможности производства, оказала пандемия короновируса COVID-19, повлекшая за собой целый ряд негативных последствий, ключевыми из которых для производства автомобилей, стали трудности с поставкой полупроводников и перебои в логистической цепочки поставок из за рубежа, что крайне негативно проявилось в части себестоимости производства, привело к дефициту новых автомобилей на рынке и как следствие, учитывая наличие отложенного спроса 2020-го года, стремительный рост цен на них.

Учитывая все вышесказанное, очевидно, что в данный момент отечественные, и зарубежные производители подвергаются существенному давлению со стороны государства, хотя фактически решаемые при этом задачи кардинально различаются: для зарубежных производителей это повышение локализации и перенос в Россию новых звеньев производственной цепочки, для российских – сохранение занятости и соблюдение иных социальных обязательств. Исходя из результатов исследования [10], в качестве вывода, представляющего собой прогноз на дальнейшее развитие автомобильной отрасли в нашей стране, приведем следующий тезис: кризис [короновируса] не повлек значительных негативных последствий и не привел к возникновению принципиально новых проблем для автомобильного сектора России, однако, он обострил ряд ранее существовавших противоречий и проблем. Важную роль в период пандемии сыграли «отраслевые» меры антикризисной поддержки, а также тесное взаимодействие с государством, позволившее в короткие сроки возобновить работу цепочек поставок и дилерских сетей. Принципиальное значение для будущего развития отрасли имеют динамика и состояние внутреннего рынка, неразрывно связанная с общей экономической ситуацией в стране и геополитической ситуацией в мире, государственная политика в сфере локализации производства во взаимосвязи с регулированием доступа различных игроков к мерам государственного стимулирования, а также развитие российских поставщиков автокомпонентов. Ограничением выступает неопределенность технологического будущего отрасли в России – в силу, прежде всего, отсутствия четко декларируемого государством курса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Аналитическое агенство iHS Markit, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://ihsmarkit.com/research-analysis/automotive.html

Аналитическое агенство Autostat, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru

Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov-motsh_2020.doc

Аналитическое агентство AEB [Ассоциация Европейского Бизнеса], официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://aebrus.ru/ru/media/press-releases/sales-of-cars-and-light-commercial-vehicles.php

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. [Электронный ресурс]. URL: https://bo.nalog.ru/

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудиторское заключение [Электронный ресурс]. URL:  https://bo.nalog.ru/download/audit/4880532

Баклыкова, Е. А. Об эффективности механизма государственной поддержки российского автопрома в современных условиях / Е. А. Баклыкова // Экономические отношения. – 2019. – Т. 9. – № 4. – С. 3141-3154. – DOI 10.18334/eo.9.4.41233.

Автокредиты в России. Главные тренды 2020 года («Автостат»). [Электронный ресурс]. URL:  https://www.autostat.ru/articles/46802

Минпромторг России, [Электронный ресурс]. URL: https://minpromtorg.gov.ru/activities/vgpp/vgpp1/info/

Российский автопром: ключевые особенности, влияние коронакризиса, перспективы развития. ЭКО. 2021. Т. 51. № 8. С. 8-37. Симачев Ю. В., Кузык М. Г., Бутов А. М. [Электронный ресурс]. URL: https://publications.hse.ru/articles/508086400

 

Chichkin E.S.

Master student of the Department of Strategic Corporate Management

Saint Petersburg State University of Economics

(St. Petersburg, Russia)

 

ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE

OF THE AUTOMOBILE INDUSTRY IN RUSSIA.

FORECAST EVALUATION OF ITS FURTHER DYNAMICS

 

Abstract: the automotive industry in Russia is one of the key industries, the state and dynamics of which reflect the general state of the economy of the state and its society. Within the framework of the article, the author analyzes data from a number of competent specialized statistical agencies, data on the reporting of key automakers in order to assess the current state of key industry players. A review of the existing key measures of state support and other factors affecting the dynamics of the industry was made, based on which a forecast assessment of its further state in the coming years was made.

 

Keywords: automotive industry, passenger car market, automakers, OEM, government support for automotive industry.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чичкин Е.С. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ. ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДИНАМИКИ // Вестник науки №1 (46) том 3. С. 106 - 115. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5142 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5142



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.