'
Зырянова Н.П.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные аспекты организации исследовательской деятельности, классификация проектов по доминирующей деятельности, процесс формирования правовой культуры на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Ключевые слова:
исследовательская деятельность, классификация проектов, правовая культура, экологическая культура
УДК 372.83
Зырянова Н.П.
преподаватель (руководитель) отдельной дисциплины
(история, обществознание и география)
ФГКОУ УГСВУ МО РФ
(Россия, г. Ульяновск)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные аспекты организации исследовательской деятельности, классификация проектов по доминирующей деятельности, процесс формирования правовой культуры на уроках обществознания и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, классификация проектов, правовая культура, экологическая культура.
Современная жизнь нацеливает на воспитание совершенно нового человека, обладающего творческим мышлением, умеющего самостоятельно добывать знания. Эти новые требования нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, где акцент ставится на формирование у детей способности планировать действия, принимать решения, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов.
Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснения фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности. [2, с. 13]
Научно-исследовательская деятельность требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования, желания заниматься исследовательской деятельностью с обучающимися. Очень важно не только правильно организовать руководство, но и вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность. Чаще всего в рамках образовательного процесса это удобнее сделать на уроке. Элементы исследовательской деятельности – проблемный метод: создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы, представление различных точек зрения по теме.
Классификация проектов по доминирующей деятельности обучающихся представлена следующими видами:
практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему;
исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие;
информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы;
творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры;
ролевой проект: участвуя в нем, обучающиеся берут на себя роли персонажей. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [1, с.12]
Так как на уроках обществознания происходит формирование правовой культуры обучающихся, то элементы исследования вводятся мной в 6 классе в темах: «Труд – основа жизни» (работа с выдержками из Трудового кодекса РФ), «Учение – деятельность школьника» (работа с выдержками из ФЗ «Об образовании » РФ); в 7 классе в темах: «Зачем людям государство», «Почему важны законы», «Конституция Российской Федерации» (работа с Конституцией РФ), «Гражданин России» (работа с выдержками из ФЗ «О гражданстве»).
В процессе формирования экологической культуры в 7 классе я провожу уроки-суды, вводя элементы ролевого проекта, на которых суворовцы в ходе групповой работы рассматривают экологические правонарушения, исследуя ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют степень ответственности за них, а учитывая специфику учебного заведения и реализацию военного компонента определяют роль Вооруженных сил РФ в ликвидации ЧС (ФЗ «О защите населения и территорий природного и техногенного характера»).
В ходе внеурочной проектной деятельности «Я живу в России», обучающиеся 6 классов работают над информационным проектом, проводя исследование на общую тему: «Моя малая Родина», в ходе которого, работая с литературой, иллюстративным материалом, личным фотодокументальным материалом, опираясь на собственный опыт выявляют причины образования населённого пункта в котором проживают, изучают культурные объекты, историю возникновения памятников старины и культуры своего родного края. Результатом проектной деятельности становится создание информационной среды для всей роты. В рамках представления результатов обучающиеся имеют возможность познакомить сокурсников с достопримечательностями, историей и культурой, героическим прошлым своего региона, составляя информационные буклеты.
Внеурочная исследовательская деятельность в 7 классах «Подросток и закон», направлена на формирование правовой культуры, гражданственности, патриотизма обучающихся. Общей темой для исследования выступает тема «Правовые возможности и ответственность несовершеннолетних в Российской Федерации». В рамках исследования обучающиеся работают с Трудовым, Гражданским, Семейным кодексами РФ, выявляя правовые возможности подростков различных уровней дееспособности. Собранный материал представляется в виде презентаций или информационных буклетов, которые впоследствии используются на уроках обществознания, классных часах.
Обучение проектированию и разработка проекта могут осуществляться с помощью специальных методов, выбор которых обусловлен спецификой проекта, возрастом обучающихся. Это могут быть методы, дающие новые парадоксальные решения: «инверсия», «мозговая атака», «мозговая осада», «карикатура»; методы пересмотра постановки задач: «наводящая задача-аналог», «изменение формулировки задач», «перечень недостатков»; творческие методы: «аналогии», «ассоциации», «эвристическое комбинирование». [3, с.25]
Роль и значение социологических исследований в процессе обучения состоит в том, что с их помощью в значительной мере могут быть решены проблемы формирования общественного сознания у подрастающего поколения, более глубокого изучения социальных процессов и явлений. Применение исследовательской технологии способствует глубокому усвоению учебного материала, позволяет формировать исследовательские умения, оценивать уровень интеллектуального развития обучающихся, формирует умения оценивать общественные события и явления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Сергеев, И. К. Как организовать проектную деятельность учащихся /И.К. Сергеев // Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005 — 80 с.
Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность: словарь/ Е.А. Шашенкова – М.: УЦ Перспектива. 2010. — 88 с
Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении : учеб. пособие / Н. Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2014. – 144 с. – URL: http://www.lmp69.ru/wpcontent/uploads/2019/10/uchebnik-k-raspechatke-10-klass.pdf (дата обращения: 05.11.2021).
Zyryanova N.P.
teacher (head) of a separate discipline
(history, social studies and geography)
Ulyanovsk Guards Suvorov Military School
(Russia, Ulyanovsk)
RESEARCH ACTIVITIES
AT THE LESSONS OF SOCIAL STUDIES
AND IN COURSE ACTIVITIES
Abstract: this article discusses the main aspects of the organization of research activities, the classification of projects according to dominant activities, the process of forming a legal culture in the lessons of social science and in extracurricular activities.
Keywords: research activity, classification of projects, legal culture, ecological culture.
Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4
Ссылка для цитирования:
Зырянова Н.П. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 25 - 29. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5164 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*