'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  125 просмотров

Капина К.В., Галич Т.Н.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ НОО *

  


Аннотация:
автор рассматривает педагогические условия организации поэтапного формирования знаний у младших школьников   

Ключевые слова:
система НОО, младшие школьники, образование   


УДК 373.31

Капина К.В.

студентка

отделение психологии и педагогики

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал) КФУ

(Елабуга, Россия)

 

Научный руководитель:

Галич Т.Н.

доцент, отделение психологии и педагогики

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал) КФУ

(Елабуга, Россия)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭТАПНОГО

ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ НОО

 

Аннотация: автор рассматривает педагогические условия организации поэтапного формирования знаний у младших школьников.

 

Ключевые слова: система НОО, младшие школьники, образование.

 

Знание – орудие, а не цель.

Формирование основ умения учиться и способностей младших школьников к организации своей деятельности является обязательным требованием основной образовательной программы начального общего образования.

Поступление в школу – в жизни каждого ребенка это переломный момент. Теперь учеба для ребенка является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед самим собой, семьей, учителем, школой. Теперь жизнь ученика подчинена строгим одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

Как научить детей, писать грамотно? Всем нам известна ситуация, когда ученики при письме делают много ошибок, но при этом хорошо знают орфографические правила. Работая в школе, каждый учитель испытывает большие трудности в развитии орфографического навыка письма учащихся. Дети заучивали правила правописания орфограмм неосознанно, а некоторые дети не могли запомнить правила, и тем самым допускали много ошибок при письме. У многих детей правописание орфограмм вызывает трудности. Особенности правил правописания орфограмм слов состоят в том, что оно не дает указания, что писать ( в отличие, например, от правила: после шипящих пиши букву «и» ), а рекомендует прием, помогающий определить верное написание слова. Часто, дети заучивают правила наизусть, а в результате не понимают эти правила и не могут могут объяснить даже правильных своих действий, при применении правила.

При использовании, в своей работе «Методику поэтапного формирования умственных действий при обучении русскому языку», изложенную в книге Б.И.Бадмаева, Б.И.Хозиева «Методика ускоренного обучения русскому языку», стало работать более интересно, улучшились результаты, уроки стали проходить более продуктивно.

Эта методика разработана авторами-психологами на основе известной теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Психолог в отличие от лингвиста и филолога занимается не законами и нормами речи и языка, а тем, как, что и почему ребенок легко и быстро или, наоборот, трудно или долго усваивает материал. Если у лингвиста и филолога главная задача изучить сам язык и речь, то для психолога предметом исследования выступает ребенок, познающий законы. По данной методике непосредственно в ходе выполнения письменной речевой деятельности, ребенок познает все орфограммы, без предварительного заучивания правил. Поэтому главной целью каждого занятия становится достижение умения писать грамотно, а не заучивание правил, орфограмм.

Изучение орфограмм происходит естественно, незаметно для ученика. Все правила запоминаются непроизвольно, в результате их практического использования. На уроках действует девиз: « Сделал - запомнил».

Психологическая концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, ставшей научной основой этой методики. Это учение о том, как в деятельности с предметами во внешнем плане начинает формироваться действие внутреннее, умственное, психическое, проявляющееся как действие с предметами в уме («наизусть»). В этом процессе превращения внешнего действия во внутреннее(«извне внутрь») выделяется шесть этапов:

Формирование мотивационной основы действия, это первый этап .

На втором этапе необходимо выделить систему ориентиров, указывающих, на то, как нужно выполнять действие.

На третьем этапе начинается реальное выполнение действия в материальной форме, т.е. при опоре на внешние предметные аналоги – образцы действия с предметом в виде схем, графиков, учебных карт, инструкций о порядке действий;

На четвертом этапе уже нет необходимости опираться на внешне представленные ориентиры, а работа продолжается опираясь на громкое проговаривание, то есть «внешняя речь про себя».

На пятом этапе необходимость проговаривать исчезает, все это переходит во внутреннюю речь «про себя»;

На заключительном, шестом этапе, из сознания речевой процесс «уходит», а остается «чистая мысль» о действии, способность проделать его в уме, т.е. умение действовать «наизусть», без внешних ориентиров, предметных или речевых.

Таким образом в результате прохождение этих этапов учащийся усваивает сами правила.

Особенности применения методики.

Ни в коем случае нельзя требовать от учеников специального заучивания правил, в ходе занятий они сами запомнятся непроизвольно и  усвоение пойдет легко и быстро.

Одно и то же упражнение нельзя повторять дважды. Так как это не прибавляет теоретических знаний и  не дает интеллектуального развития. Обучающимся становиться  не интересно.

Если в ходе упражнений правила запомнились, и ученик стал выполнять задания, уже не заглядывая в правило, то нужно ограничить или затруднить ему доступ к правилам, но и не запрещать заглядывать в них при необходимости. Следующим этапом необходимо заменить полные схемы с правилами более сокращенные. Ученику разрешается, при необходимости заглядывать  в правила, что гарантирует безошибочность

Необходимо дать возможность каждому ученику работать в своем темпе, ни в коем случае нельзя торопить учащихся. На этом основывается индивидуальный подход. В дальнейшем все сравняются, все будут работать достаточно быстро и при этом не допускать ошибок.

Данную методику можно использовать для подтягивания слабоуспевающих детей.

Если по данной методике начать учить всех детей русскому языку с начальных классов, то появится реальная возможность научить детей грамотному письму.

Методика заключается в следующем: необходимые действия учителя до начала занятий; подготовить необходимое количество учебно-методических средств, схем с правилами, тексты, задания и  упражнения; сформировать учебные микрогруппы по 2 ученика, следуя принципу взаимодействия противоположностей: слабый– сильный; пассивный – активный. Цель формирования микрогрупп в классе является создание ровной рабочей атмосферы; наметить четкий план действий на уроке, продумать порядок предъявления упражнений. Методический стиль работы. Предоставить ученикам полную самостоятельность, не  вмешиваться в действия учеников, но при этом не оставлять без помощи, если затруднения связаны с непониманием самих указаний. В ходе урока работать  с «Экраном успеха», где каждому ученику будет записываться результат его действий

Действия учителя на уроке- распределение и рассаживание учеников  по микрогруппам, раздать схемы ориентировочной основы действий, объяснить порядок и как  пользоваться розданными картами, совместно с учениками выполняет учитьль3-4 элемента из упражнения, поставить перед учениками цель.

В течение урока учитель активно управляет процессом учебной работы учеников. Учитель в процессе урока продолжает объяснять материал, при необходимости индивидуально. Также учителю необходимо вести индивидуальный учет результативности обучения: считает количество ошибок, усвоенных карточек, выполненных упражнений.

Учитель в ходе урока управляет процессом усвоения учебного материала каждым учеником по следующей схеме: со стороны учителя оставаться только контроль за методической стороной  работы  ученика. Ребенку предоставляется абсолютная самостоятельность. Если  ученик начинает работать на основе полной схеме ООД без затруднений, то ученику необходимо предложить перейти к работе по сокращенным схемам. Если ученик при работе на основе сокращенных схем ООД, все усвоил, то его следует перевести к выполнению упражнений без всяких ориентирующих схем. После того, как ученик перешел на выполнения заданий без схем ООД, то основной задачей учителя становиться осуществление полного, глубокого контроля за качеством усвоения материала. Если у обучающихся успешность по результатом контроля достигла 95%, то может считать обучение завершенным. Ученики, которые закончили усвоение какой-то определенной темы раньше других, то можно переводить их на изучение следующей темы, не ожидая остальных.

Основные требования к методике- это выполнение упражнений самостоятельно. Выполнение упражнений должно сопровождаться внешней речью учащегося, сначала громкой, затем краткой и тихой, а впоследствии по мере запоминания правильных действий, все тише и тише, и наконец, только про себя. Следовательно, гул в классе – это не нарушение дисциплины, а свидетельство активной работы учеников. Речь – это выражение мысли!

Таким образом научить грамотно писать можно любого ученика, в этом помогает данная методика, которую предлагаю использую в любом классе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. / Г. И. Щукина. — 2020 : Просвещение, . — 324 c. — Текст : непосредственный.

Репкин, В. В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте / В. В. Репкин. — 2019 : Начальная школа, . — 130 c. — Текст : непосредственный.

Бадмаев, Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б. Ц. Бадмаев. — 2021 :  центр Владос, . — 272 c. — Текст : непосредственный.

 

Kapina K.V.

student

department of psychology and pedagogy

Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch) KFU

(Elabuga, Russia)

 

Scientific adviser:

Galich T.N.

Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy

Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch) KFU

(Elabuga, Russia)

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION

OF THE STAGED FORMATION OF KNOWLEDGE IN THE CET SYSTEM

 

Abstract: the author considers the pedagogical conditions for organizing the gradual formation of knowledge among younger students.

 

Keywords: IEO system, junior schoolchildren, education.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Капина К.В., Галич Т.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ НОО // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 30 - 36. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5165 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5165



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.