'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 4
  4. Научная статья № 9

Просмотры  291 просмотров

Плюшко П.И., Овчинникова Н.В.

  


КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ *

  


Аннотация:
в данной работе представлен анализ средств выражения категории пространства и времени в романе «С любовью, Рози» ирландской писательницы Сесилии Ахерн. На основе данного анализа были сделаны выводы о том, какие части речи чаще всего выражают категорию пространства в романе и какие времена в большей степени использовались автором в данном произведении   

Ключевые слова:
локальность, художественное пространство, категория времени, пространственные предлоги, обстоятельственные наречия   


УДК 81-116

Плюшко П.И.

студент кафедры лингвистики и перевода

Тульский государственный университет

(г. Тула, Россия)

 

Научный руководитель:

Овчинникова Н.В.

доцент кафедры филологических наук

Тульский государственный университет

(г. Тула, Россия)

 

КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

 

Аннотация: в данной работе представлен анализ средств выражения категории пространства и времени в романе «С любовью, Рози» ирландской писательницы Сесилии Ахерн. На основе данного анализа были сделаны выводы о том, какие части речи чаще всего выражают категорию пространства в романе и какие времена в большей степени использовались автором в данном произведении.

 

Ключевые слова: локальность, художественное пространство, категория времени, пространственные предлоги, обстоятельственные наречия.

 

Категория локальности, как ‏ㅤ показывает изучение ‏ㅤ литературы, в наше ‏ㅤ время стала ‏ㅤ предметом исследования ‏ㅤ разных наук: философии, социологии, искусствоведения, литературоведения, лингвистики.

В ‏ㅤ литературоведении категория ‏ㅤ локальности связана ‏ㅤ с понятием ‏ㅤ художественного пространства.

В узком ‏ㅤсмысле ‏ㅤ пространство применительно ‏ㅤ к художественному ‏ㅤ тексту - это ‏ㅤ «пространственная организация ‏ㅤ его событий, неразрывно ‏ㅤ связанная с ‏ㅤ временной организацией ‏ㅤ произведения и ‏ㅤ система пространственных ‏ㅤ образов текста» [1, 2002, с.76].

Средствами выражения ‏ㅤ пространственных отношений ‏ㅤ в тексте ‏ㅤ и указания ‏ㅤ на различные ‏ㅤ пространственные характеристики ‏ㅤ служат языковые ‏ㅤ средства: синтаксические конструкции ‏ㅤ со значением ‏ㅤ местонахождения, бытийные предложения, предложно-падежные ‏ㅤ формы с ‏ㅤ локальным значением, глаголы ‏ㅤ движения, глаголы со ‏ㅤ значением обнаружения ‏ㅤ признака в ‏ㅤ пространстве, наречия места, топонимы ‏ㅤ и др.

Время является одним из важнейших компонентов мироздания наряду с пространством и движением. Это универсальная категория, связанная с деятельностью человека. Категория времени как понятие, отражающее глубинные мироощущения человека, может быть выражена в разных формах и различными средствами. Как отмечал М. Хайдеггер, трудности постижения языка во многом обусловлены тем, что в исследовании всегда имеет место ориентировка на какой-то один из моментов осмысления языка [2, 1993, с. 320].

Материалом для ‏ㅤ исследования категории ‏ㅤпространственных и ‏ㅤ временных отношений ‏ㅤ и средств ‏ㅤ ее выражения ‏ㅤ в художественном ‏ㅤ тексте послужил ‏ㅤ роман «С ‏ㅤ любовью, Рози», автором которого ‏ㅤ является ирландская ‏ㅤ писательница Сесилия Ахерн.

Для ‏ㅤ рассмотрения средств ‏ㅤ выражения категории ‏ㅤ пространства в ‏ㅤ художественном тексте  ‏ㅤнами были ‏ㅤ выбраны: классификация предлогов, представленная ‏ㅤ С.Г. Бархударовым и классификация ‏ㅤ наречий, предложенная М.Я. Блохом.

Предложные речения особенно многочисленны и разнообразны по значению. В силу своей однозначности они поддаются классификации. Предложные речения выражают следующие отношения:

Пространственные: in the middle of, in front of, opposite to, close to, away from, down to, up to, at, in, on, between, inside, behind, near, under, over, by, beside и др [3, 1975, с.58].

Пространственные предлоги:

- предлоги места: above - над; over - над; between - между; near, by, at, beside -  около, возле, у; behind - сзади; under - под; below - под; outside - из; in front of - перед;

- предлоги направления: to the left - налево; to the right - направо; up - вверх; down - вниз; off - с; onto - на; towards - по направлению; away, from - от; out of - из; into - в; along - вдоль; across - через.

Наречия делятся на качественные и обстоятельственные. Обстоятельственные наречия делятся на условные и функциональные.

Что касается обстоятельственных наречий более самостоятельного характера, то они включают два основных набора: во-первых, наречия времени; во-вторых, наречия места: today, tomorrow, already, ever, never, shortly, recently, seldom, early, late; homeward, eastward, near, far, outside, ashore и т.д. [4, 1983, с.227].

Теперь ‏ㅤ рассмотрим на ‏ㅤ примерах вышеупомянутого ‏ㅤ произведения случаи ‏ㅤ употребления пространственных ‏ㅤ отношений в ‏ㅤ художественном тексте:

Случаи употребления пространственных предлогов:

  1. «There ‏ㅤ is an ‏ㅤ absolute babe ‏ㅤ working in this ‏ㅤ office».

В примере  ‏ㅤ 1 предлог in указывает ‏ㅤ на нахождение ‏ㅤ объекта внутри ‏ㅤ определенных границ. В данном случае, речь идет о помещении.

  1. «My ‏ㅤ hotel is ‏ㅤ the one ‏ㅤ in the picture ‏ㅤ on the ‏ㅤ front».

В примере ‏ㅤ 2 предлог места  ‏ㅤ in отсылает к ‏ㅤ содержанию фотографии.

  1. «See ‏ㅤ you at school ‏ㅤ tomorrow».

В примере ‏ㅤ 3 предлог at используется ‏ㅤ с посещением ‏ㅤ учреждения, в данном ‏ㅤ случае, «школа», при этом ‏ㅤ важным является ‏ㅤ не обозначение ‏ㅤ нахождения внутри ‏ㅤ помещения, а принадлежность ‏ㅤ  к определенному ‏ㅤ роду деятельности.

  1. «Paul ‏ㅤ and Eileen ‏ㅤ from across the ‏ㅤ road sent ‏ㅤ over a ‏ㅤ bunch of ‏ㅤ flowers for ‏ㅤ me, which was really ‏ㅤ nice».

В примере ‏ㅤ 4 предлог across используется ‏ㅤ в значении ‏ㅤ по ту ‏ㅤ сторону (дороги).

  1. «I’m ‏ㅤ just hanging ‏ㅤ around the airport ‏ㅤ waiting for ‏ㅤ a flight».

В ‏ㅤ примере 5 предлог  ‏ㅤ around означает движение ‏ㅤ по кругу.

  1. «Brian ‏ㅤ who lifted ‏ㅤ your skirt ‏ㅤ when you ‏ㅤ were six, in ‏ㅤ front of everyone ‏ㅤ in the ‏ㅤ school yard, to ‏ㅤ reveal your ‏ㅤ knickers?»

В примере ‏ㅤ 6 предлог in front of используется ‏ㅤ для того, чтобы ‏ㅤ показать, что кто-то ‏ㅤ находится впереди ‏ㅤ или лицом ‏ㅤ к лицу.

  1. «Well, we ‏ㅤ went there ‏ㅤ and Alex ‏ㅤ had the ‏ㅤ bright idea ‏ㅤ of standing ‏ㅤ outside the pub ‏ㅤ door and ‏ㅤ pretending to ‏ㅤ be the ‏ㅤ bouncer».

В примере ‏ㅤ 7 предлог outside для ‏ㅤ указания того, что ‏ㅤ кто-то находится ‏ㅤ не внутри, но ‏ㅤ близко к ‏ㅤ чему-то.

Случаи употребления обстоятельственных наречий:

  1. «The buses ‏ㅤ here are all ‏ㅤ red like ‏ㅤ the toy ‏ㅤ ones you ‏ㅤ got last ‏ㅤ Christmas».

В примере ‏ㅤ 8 наречие места  ‏ㅤ here используется для ‏ㅤ того, чтобы показать, что ‏ㅤ речь идет ‏ㅤ о предмете, который ‏ㅤ находится рядом  ‏ㅤ с говорящим.

  1. «I’m sending ‏ㅤ you this ‏ㅤ email because ‏ㅤ every time ‏ㅤ I call ‏ㅤ by your ‏ㅤ house, you’re either ‏ㅤ in the ‏ㅤ bath or ‏ㅤ not there».

В ‏ㅤ примере 9 наречие ‏ㅤ места there используется ‏ㅤ для того, чтобы ‏ㅤ показать, что объект ‏ㅤ расположен далеко.

  1. «It’s ‏ㅤ hard to ‏ㅤ bring Katie ‏ㅤ anywhere because she ‏ㅤ just screams ‏ㅤ wherever we are; I’m ‏ㅤ afraid people ‏ㅤ think I’m ‏ㅤ kidnapping her ‏ㅤ or being ‏ㅤ a terrible ‏ㅤ mother».

В примере ‏ㅤ 10 наречия anywhere и  ‏ㅤ wherever используются для ‏ㅤ обозначения неопределенных, неточных ‏ㅤ расположений.       

В ходе 1 исследования было выявлено, что в ‏ㅤ указанном выше произведении ‏ㅤ чаще всего ‏ㅤ категория пространства ‏ㅤ выражается с ‏ㅤ помощью предлогов, а ‏ㅤ не наречий. Частота ‏ㅤ употребления предлогов ‏ㅤ составляет 84%, а ‏ㅤ наречий - всего ‏ㅤ лишь 16%.

Для ‏ㅤ рассмотрения средств ‏ㅤ выражения категории  ‏ㅤ времени в художественном ‏ㅤ тексте нами ‏ㅤ была использована классификация ‏ㅤ времен английского ‏ㅤ глагола, предложенная Н.Ф. Иртеньевой.

Профессор Н.Ф. Иртеньева делит систему времен на две части:

  1. Времена, относящиесяк настоящему (Present Indefinite, Present Perfect, Future Indefinite, Present Continuous, Present Perfect Continuous);
  2. Времена, относящиесяк прошлому (Past Indefinite, Past Continuous, Past Perfect, Past Perfect Continuous, все времена Future in the Past) [5, 1956, с.77].

Теперь ‏ㅤ рассмотрим на ‏ㅤ примерах вышеупомянутого ‏ㅤ произведения случаи ‏ㅤ употребления временных отношений ‏ㅤ в художественном ‏ㅤ тексте:

  1. «See you at ‏ㅤ school tomorrow».

В ‏ㅤ примере 1 глагол  ‏ㅤ see стоит во ‏ㅤ времени Present Indefinite (Simple), для ‏ㅤ того, чтобы указать ‏ㅤ на то, что ‏ㅤ действие будет ‏ㅤ совершенно в ‏ㅤ будущем.

  1. «When we ‏ㅤ were kids we always ‏ㅤ wanted to live ‏ㅤ together».

В примере ‏ㅤ 2 глаголы be и  ‏ㅤ want используются во ‏ㅤ времени Past Indefinite (Simple), указывая ‏ㅤ на регулярное ‏ㅤ повторяющееся действие ‏ㅤ в прошлом.

  1. «Have you ‏ㅤ dropped any plates ‏ㅤ yet

В примере ‏ㅤ 3 глагол drop стоит ‏ㅤ во времени  ‏ㅤ Present Perfect, чтобы показать, что ‏ㅤ действие началось ‏ㅤ в прошлом ‏ㅤ и продолжается ‏ㅤ в настоящем. Также ‏ㅤ в предложении ‏ㅤ есть маркер, указывающий ‏ㅤ на употребление ‏ㅤ данного времени  ‏ㅤ - yet.

  1. «I will ‏ㅤ ask my mum ‏ㅤ and dad ‏ㅤ about the ‏ㅤ cinema».

В примере ‏ㅤ 4 глагол ask используется ‏ㅤ во времени  ‏ㅤ Future Indefinite (Simple) для выражения ‏ㅤ действия, которое совершится ‏ㅤ в будущем.

  1. «I ‏ㅤ was beginning to ‏ㅤ worry!».

В примере ‏ㅤ 5 глагол begin стоит ‏ㅤ во времени  ‏ㅤ Past Continuous для описания ‏ㅤ действия, которое находилось ‏ㅤ в процессе ‏ㅤ развития в ‏ㅤ некоторый момент ‏ㅤ времени в ‏ㅤ прошлом.

  1. «I’m dreading the exams».

В примере 6 глагол dread стоит во ‏ㅤ времени Present Continuous для ‏ㅤ указания на ‏ㅤ процесс, происходящий непосредственно ‏ㅤ в момент ‏ㅤ разговора.

  1. «What have you ‏ㅤ been doing all month?»

В ‏ㅤ примере 7 глагол  ‏ㅤ do используется во ‏ㅤ времени Present Perfect Continuous для ‏ㅤ выражения действия, которое  ‏ㅤ длилось вплоть ‏ㅤ до настоящего ‏ㅤ момента, но в ‏ㅤ момент говорения ‏ㅤ уже не ‏ㅤ совершается.

  1. «I always ‏ㅤ knew something ‏ㅤ would happen between ‏ㅤ you two ‏ㅤ someday».

В примере ‏ㅤ 8 глагол happen стоит ‏ㅤ во времени Simple Future in the Past для ‏ㅤ обозначения действия ‏ㅤ в будущем, воспринимаемого ‏ㅤ из прошлого.

В ходе 2 исследования было выявлено, что в данном произведении ‏ㅤ по частности ‏ㅤ употребления первое ‏ㅤ место занимает ‏ㅤнастоящее ‏ㅤ время (35%), а ‏ㅤ последнее место  ‏ㅤ- прошедшее длительное ‏ㅤ время (1%).

 

Список литературы:

 

Хайдеггер М. Время и ‏бытие. - М.: Республика, 1993. - 447 с.

Хализев В.Е. Теория ‏литературы. - М.: Высшая школа, 2002.-   437 с.

Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного ‏английского языка ‏/ Учеб. пособие для студентов старших курсов ин-тов и фак. иностр. яз. М., «Высш. школа», 1975. - 156 с.

Блох ‏ㅤ М.Я. Теоретическая грамматика ‏ㅤ английского языка: Учебник. Для ‏ㅤ студентов филол. фак. ун-тов ‏ㅤ и фак. англ. яз. педвузов. о М.: Высш. школа, 1983. - 383 с.

Иртеньева Н.Ф. Грамматика ‏ㅤ современного английского языка ‏ㅤ [Текст]: (Теорет. курс): Учебник для ‏ㅤ пед. ин-тов / М-во просвещения РСФСР. Гос. центр. курсы  ‏ㅤ заоч. обучения иностр. яз. "Ин-яз.". - Москва: [б. и.], 1956. - 190 с.

 

Plyushko P.I.

Student of the Department of Linguistics and Translation

Tula State University

(Tula, Russia)

 

Scientific supervisor:

Ovchinnikova N.V.

Associate Professor of the

Department of Philological Sciences

Tula State University

(Tula, Russia)

 

THE CATEGORY OF SPATIAL AND TEMPORAL RELATIONS AND

THE MEANS OF ITS EXPRESSION IN A LITERARY TEXT

 

Abstract: this work presents an analysis of the means of expressing the category of space and time in the novel "Love, Rosie" by the Irish writer Cecilia Ahern. Based on this analysis, conclusions were drawn about which parts of speech most often express the category of space in the novel and which times were used more by the author in this book.

 

Keywords: locality, artistic space, category of time, spatial prepositions, circumstantial adverbs.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Плюшко П.И., Овчинникова Н.В. КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И СРЕДСТВА ЕЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 53 - 59. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5169 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5169



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.