'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 4
  4. Научная статья № 12

Просмотры  309 просмотров

Чулкова Ю.В.

  


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
статья посвящена обоснованию в необходимости развития воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. В статье рассматриваются проблемы воображения, приводятся примеры воображения в различных областях деятельности. Именно развитие воображения средствами изобразительной деятельности может повлиять на успешность учебной деятельности детей старшего школьного возраста   

Ключевые слова:
творческое воображение, изобразительная деятельность, дошкольники, способы организации изобразительной деятельности   


УДК 159.9.072.432

Чулкова Ю.В.

магистрант 3 курса психолого-педагогической кафедры

Института педагогики и психологии

Московский городской педагогический университет

(г. Москва, Россия)

 

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: статья посвящена обоснованию в необходимости развития воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. В статье рассматриваются проблемы воображения, приводятся примеры воображения в различных областях деятельности. Именно развитие воображения средствами изобразительной деятельности может повлиять на успешность учебной деятельности детей старшего школьного возраста.

 

Ключевые слова: творческое воображение, изобразительная деятельность, дошкольники, способы организации изобразительной деятельности.

 

В системе творческого образования общение ребенка с изобразительной деятельностью происходит в самых разных видах и разновидностях творческих способов или условий деятельности. В изобразительной деятельности, творчество направлено на формирование у детей творческой культуры.

Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Развитие воображения детей средствами изобразительной деятельности актуально тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Воображение – это способ овладеть сферой возможного будущего, придав ему целеустремленный и проектирующий характер.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Творческая деятельность активно побуждает ребенка к живой фантазии, живому воображению. Иначе говоря, творческое начало в человеке это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. В процессе рисования у ребенка существенно повышается чувствительность, в том числе, конечно же, тактильная. Ну и, безусловно, нельзя не отметить, что в процессе рисования развиваются творческие способности, память, воображение, и, что особенно важно, в достаточной мере активно происходит формирование речевой деятельности ребенка.

Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Следует обратить пристальное внимание на то что именно в дошкольном возрасте, в том числе в старшем дошкольном возрасте, детям для дальнейшего полноценного развития просто необходим хорошо сформированный уровень воображения. Изобразительная деятельность, как известно, обладает способностью комплексного воздействия на человека, его психику, моторику, физиологические процессы. Она позволяет благотворно влиять на внутреннее состояние человека, успокаивать, оказывать расслабляющее воздействие, снимать стресс. В изобразительной деятельности важное значение приобретает ее направленность на сознательную и эмоциональную деятельность.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций : Первое из них – представлять реальность в образах и уметь их использовать, решая проблемы. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него. Вторая функция воображения – регулировать эмоциональные состояния. С помощью своего воображения человек способен, по крайней мере частично, удовлетворить многие потребности, снять напряжение, которое они создают. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может обратить внимание на необходимые события. Через образы он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания. Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование мероприятий, подготовка таких программ, оценка их правильности, процесс их реализации [4, с. 87].

Слабое развитие воображения проявляется на низком уровне переработки представлений. Таким людям сложно представлять наглядные образы. Они живут бедной эмоциональной жизнью. Более высокий уровень воображения можно встретить у людей, занимающихся творчеством (художники, писатели и т.д.). У каждого человека степень воображения развита по-разному, и оно имеет разную степень проявления.

 

Таблица 1 – Сравнение показателей развития творческого воображения в экспериментальной и контрольной группах (по методике Е.П. Торренса).

 

Показатель

 

Низкий

Средний

Высокий

Контр.

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Эксп.

Критерии

Беглость

 

 

 

 

4%

4%

Гибкость

 

 

3.8%

3.8%

 

 

Оригинальность

2.7%

2.8%

 

 

 

 

Разработанность

3.1%

 

 

 

 

3.7%

 

В результате проведенного исследования с детьми старшего дошкольного возраста нами было выявлено, что на занятиях с использованием нетрадиционных способов в рисовании действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Комплекс занятий способствует развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Статистический анализ установил разницу, что существует небольшая значимость и развивающее воздействия. Использование разных способов благотворно влияют на творческий потенциал ребенка. Использование нетрадиционных способов в рисовании обеспечили толчок к развитию воображения через творчество, проявлению самостоятельности, инициативы и к выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети научатся думать, принимать самостоятельные решения в том какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительными.

В процессе освоения детьми навыков в творческой деятельности через нетрадиционные способы рисования развивался один из значимых компонентов как воображение. Занятия способствовали формированию операционных компонентов воображения, создавались условия для творческой деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Боровик, О. В. Развиваем воображение [Текст] / О. В. Боровик // Дошкольное образование. – 2001. – №1. –С. 23-34.

Веккер, Л. М. Психические процессы [Текст] / Л. М. Веккер. – Т.1 – Л., 1974.

Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей: Учебное пособие. М.: Импето, 1995 - 96с.

Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2003. – 123 с.

Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/С.Г.Королёва. – М.: Учитель, 2009. – 114с. – ISBN 978-5-7057-2078-1.

Назарова, С. И. Теория и методика преподавания изобразительного искусства : доп. проф. программа проф. переподгот. / Назарова С. И.; Фил. федер. гос. бюджет. науч. учреждения "Ин-т упр. образованием рос. акад. образования" в СПб. (Анапа, Краснод. край). - СПб. : СПб ИУО РАО, 2016. - 95, [2] с. : табл. - Библиогр. в конце разд. - 500 экз.. - ISBN 978-5-9906681-4-0

Назарова С.И. Роль искусства в образовании, воспитании и развитии личности. //11 Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. Сборник научных трудов. Т.2..СГО., 1998.- 0,3 п.л.

Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет [Текст]: попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль: Акад. Развития, 2018. - 240 с.: ил.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Электронный ресурс] //Электронная библиотека http://www.pedlib.ru/ (Дата обращения: 06 07 2021).

Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования: Юсовские чтения. Сборник научных статей по материалам XVII Международной конференции «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения» (31.10. – 03.11.2016 г.) / Научный редактор Олесина , ред.-сост. Радомская О.И./ под общей ред. Савенковой Л.Г.. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2017. – 481 с. elibrary_35367534_35622537.pdf

Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Эльконин Д.Б.. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

 

Chulkova Yu.V.

3rd year master student of the psychological and pedagogical department

Institute of Pedagogy and Psychology

Moscow City Pedagogical University

(Moscow, Russia)

 

Abstract: the article is devoted to the substantiation of the need to develop the imagination of older preschool children by means of visual activity. The article discusses the problems of imagination, provides examples of imagination in various fields of activity. It is the development of imagination by means of visual activity that can affect the success of the educational activities of children of high school age.

 

Keywords: creative imagination, visual activity, pre-schoolers, methods of organization of visual activity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чулкова Ю.В. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 71 - 76. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5172 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5172



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.