'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  155 просмотров

Шоназаров Ж.У., Жуманов Б.Н.

  


ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье описывается профессиональная подготовка молодежи, выбор профессии, процесс профессионального становления личности и факторы, на него влияющие. Также даны комментарии об этапах профессионального становления студентов, требованиях к профессиональному отбору и профессиональной деятельности, а также их профессиональной адаптации   

Ключевые слова:
образование молодежи, выбор профессии, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная деятельность, профессиональное развитие, мотивационные факторы, самостоятельное мышление, профессиональная зрелость   


УДК 1

Шоназаров Ж.У.

старший преподаватель, кафедра «Социальных наук»

Каршинский инженерно-экономический институт

(г. Карши, Узбекистан)

 

Жуманов Б.Н.

старший преподаватель, кафедра “Геодезия, кадастр и землепользование”

Каршинский инженерно-экономический институт

(г. Карши, Узбекистан)

 

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

МОЛОДЕЖИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: в статье описывается профессиональная подготовка молодежи, выбор профессии, процесс профессионального становления личности и факторы, на него влияющие.

Также даны комментарии об этапах профессионального становления студентов, требованиях к профессиональному отбору и профессиональной деятельности, а также их профессиональной адаптации.

 

Ключевые слова: образование молодежи, выбор профессии, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональная деятельность, профессиональное развитие, мотивационные факторы, самостоятельное мышление, профессиональная зрелость.

 

Основной целью современного образования является подготовка человека, всесторонне развитого для общества и государства, социально адаптированного к обществу, трудовой деятельности, способного работать над собой. В связи с этим зрелость является одним из важнейших аспектов человеческой жизни. Именно личностные характеристики специалиста важны для достижения успеха в процессе профессиональной деятельности. Однако к каждому выбору профессии необходимо подходить индивидуально. С этой целью целесообразно осуществлять профориентацию, процесс профессионального отбора, а также осуществление профессионального образования в соответствии с возрастными и гендерными особенностями выбора профессии. При этом в первую очередь необходимо учитывать профессиональные потребности, мотивы, способности, интересы и способности человека. В частности, мы должны уделять большое внимание широкому использованию нашей культуры, ценностей, образцов национального искусства, замечательных произведений искусства, созданных нашими предками и известных во всем мире, в профессиональной подготовке студентов. Использование исторических источников особенно важно при подготовке молодежи к профессии. Например, Абу Наср аль-Фараби говорит в своей книге «Город благородных людей»: «Каждый должен иметь профессию по душе, в совершенстве знать свою профессию и быть хорошо образованным, иметь хорошие манеры и личные качества» [1].

Успешность выбора профессиональной деятельности студентом во многом зависит от сформированности личностно-профессиональной направленности, правильной оценки способностей, актуальности уровня притязаний, устойчивых профессиональных намерений и достаточных знаний о профессии. Поэтому необходимо системно изучать факторы, связанные с мотивами выбора профессии на этапах обучения студента. Важно участие администрации образовательного учреждения, педагогического коллектива, психолога образовательного учреждения и обучающегося.

Психологические исследования нашли научное обоснование существования ряда факторов, влияющих на отказ студентов от карьеры. В частности, А.И. Зелинченко и А.Г. Шмелёв привел систему внутренних и внешних мотивационных факторов, влияющих на выбор профессии. К первым относятся внешние мотивирующие факторы, к которым относятся:

- Факторы давления, т.е. консультирование, наставление других людей, киногероев, требовательность объективного характера (служба в армии, внутреннее материальное положение семьи), индивидуальное объективное состояние (здоровье);

- Привлекательный фактор - прямой пример кого-либо, эталоны повседневного «социального мастерства» (имидж, престиж);

- Факторы, связанные с относительно бессмысленными действиями - легкость освоения профессии, опора на пройденный путь сверстников, близость учебного заведения к дому, занятие несложной работой;

- Социально-экономические факторы, т.е. потребность в таких специалистах повсеместно, материальное благополучие.

Второй – внутренние мотивационные факторы (личностные, профессиональные и жизненные планы), в содержание которых входят:

- привлечение значимости профессии;

- Обладание практическими качествами и стремлением приносить пользу обществу;

- стремление к общественному признанию;

- интерес, способность, наличие способностей и др [2].

Из этих факторов видно, что молодые люди более склонны к выбору профессии под влиянием внешних факторов в связи с тем, что в мире профессий недостаточно информации об их личностных качествах. В результате студенты совершают в своей жизни ряд ошибок при выборе профессии. В таких случаях они не готовы оценивать себя объективно и в полной мере. Трудно следовать той же традиции в оценках самих себя молодыми людьми. Один из них переоценивает себя, а другой наоборот. Своевременная помощь студенту в выборе профессии мотивирует и активизирует его к организации своей учебной деятельности, к спокойному и уверенному взгляду в свое будущее, к размышлению о себе и своем будущем[3].

Из вышеизложенных соображений становится ясно, что выбор подходящей профессии – сложный и длительный процесс, охватывающий важный этап жизни человека. Его эффективность определяется тем, что способность студентов профессиональной деятельности и личности приспосабливаться к социально-экономическим изменениям в процессе профессионального становления соответствует психологическим возможностям человека. Отсюда можно понять, что выбор профессии – важнейший этап выбора жизненного пути человека. Этот длительный процесс займет несколько лет, а во-вторых, он сформирует неотъемлемую цепь истории профессиональной деятельности человека.

Современная профессиональная деятельность имеет свой личностный характер, поскольку человек исходит из самого себя при определении этапов каждого направления. Иными словами, понимание своих личных и профессиональных качеств неразрывно связано с пониманием ценностей. В основе этого лежит осознанный выбор. В частности, на ранних этапах становления карьеры все педагоги должны знать, насколько хорошо их стремления связаны с целями и задачами выбранной профессии в процессе обучения студентов [4]. Студентам следует снова и снова напоминать, что издревле каждая профессия считалась священной, ее уважали и почитали, у каждой профессии были свои мастера и свои ученики. Наши предки разработали особые правила морали, обычаи, культуры, обряды, молитвы для учителей и учеников и строго придерживались этих правил. Перед учителем и учеником были поставлены задачи и обязанности.

Сегодня процесс принятия решений независимого мыслителя стал как теоретической, так и практической проблемой системы высшего педагогического образования. В частности, цель воспитания будущих педагогов быть независимыми мыслителями, способными свободно выражать себя во всех аспектах, и создание технологии в связи с этим является важной задачей для педагогов высшей школы. В заключение, если будут проводиться дополнительные исследования профессиональной психологической подготовки будущих специалистов, психодиагностики профессиональной подготовки, то вполне вероятно, что некоторые учебно-методические проблемы подготовки высококвалифицированных, зрелых и талантливых кадров в нашей стране будут решены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Форобий А. Н. Город благородных людей. редактор М. Хайруллаев. – Ташкент: Янги аср авлоди, 2016. – 320 с.

Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора// Вестник МГУ, сер. 14-психология, 1987, № 4, С.33-43.

Давлетшин. М.Г. Психология современного школьного учителя. - Т.: Узбекистан, 1999. –30 с.

Даминов О.О. Профессиональная педагогика // Учебник. –Т.: Изд-во «Искра Литературы», 2018. –258 с.

 

Shonazarov Zh.U.

Senior Lecturer, Department of Social Sciences

Karshi Engineering and Economic Institute

(Karshi, Uzbekistan)

 

Zhumanov B.N.

Senior Lecturer, Department of Geodesy, Cadastre and Land Use Karshi Engineering and Economic Institute

(Karshi, Uzbekistan)

 

FACTORS OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF YOUTH AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

 

Abstract: the article describes the professional training of young people, the choice of a profession, the process of professional development of a person and the factors influencing it.

Comments are also given on the stages of the professional development of students, the requirements for professional selection and professional activities, as well as their professional adaptation.

 

Keywords: youth education, career choice, professional counseling, professional selection, professional activity, professional development, motivational factors, independent thinking, professional maturity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шоназаров Ж.У., Жуманов Б.Н. ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 86 - 91. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5175 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5175



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.