'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 4
  4. Научная статья № 17

Просмотры  247 просмотров

Князев П.Ю., Абушова Е.Е., Калмыкова С.В.

  


МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ТОРГОВЛЕЙ СПУТНИКОВЫМ И ЦИФРОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются методы оценки конкурентоспособности предприятия, с целью выявления их особенностей для определения рекомендуемых из них для предприятия, которое занимается торговлей спутниковым и цифровым оборудованием   

Ключевые слова:
конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, предприятие, конкуренция   


УДК 330.33

Князев П.Ю.

Студент 2 курса высшей школы административного управления

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Абушова Е.Е.

к.э.н., доцент, доцент высшей школы производственного менеджмента

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Калмыкова С.В.

к.пед.н., доцент высшей школы административного управления

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ,

ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ТОРГОВЛЕЙ СПУТНИКОВЫМ И ЦИФРОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются методы оценки конкурентоспособности предприятия, с целью выявления их особенностей для определения рекомендуемых из них для предприятия, которое занимается торговлей спутниковым и цифровым оборудованием.

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, предприятие, конкуренция.,

 

Актуальность. В современном мире рынок представлен огромным количеством компаний, работающих в одной и той же сфере, именно поэтому конкурентоспособность является одной из ключевых характеристик эффективности работы предприятия. Можно смело говорить о том, что конкурентоспособность определяет жизнеспособность предприятия, результаты его деятельности в условиях конкуренции. Чем выше уровень конкурентоспособности предприятия, тем более крепким игроком оно считается на рынке, а значит, может привлечь больше клиентов и как результат получить большую прибыль, что является ключевой целью деятельности коммерческих предприятий. Чем больше прибыль, тем больше шансов на развитие и укрепление позиций на рынке, а значит, понимание того, насколько предприятие конкурентоспособно, жизненно необходимо.

Цель. Целью данного исследования является рассмотрение способов оценки конкурентоспособности предприятия и выявление наиболее подходящих методов для предприятия в сфере торговли спутниковым оборудованием. Задачами исследования являются: определить понятие конкурентоспособности предприятия, рассмотреть методы оценки конкурентоспособности, на основе специфики методов выяснить, какие из них наиболее эффективно применять к рассматриваемому предприятию.

Множество авторов дают разную трактовку понятия конкурентоспособности. Например, под конкурентоспособностью понимается способность вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятия в области эффективных прогрессивных систем мотивации работников, профессионализма персонала. В качестве другого можно привести определение, данное Р.А. Фатхутдиновым: конкурентоспособность — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [7]. Иным примером может служить следующая трактовка: конкурентоспособность предприятия – это его преимущество относительно других предприятий отрасли, причем это может относиться как к своей стране, так и за ее пределами. Анализируя и другие определения конкурентоспособности, можно прийти к выводу, что различные определения схожи своим свойством о выдерживании конкуренции и противостоянии конкурентам.

Если рассмотреть управление конкурентоспособностью как одну из областей процесса управления предприятием, то можно провести аналогию с основными его этапами: сбор исходной информации, ее анализ и целеполагание; планирование и организация деятельности; мониторинг и контроль результатов деятельности, регулирование всех процессов с помощью принятия различных управленческих решений [6]. В этом случае управление конкурентоспособностью предприятия будет представлять из себя набор следующих действий (рис. 1).

 

 

Матричные методы. Они были предложены около 60 лет назад консалтинговыми фирмами, но используются до настоящего времени. А название было присвоено потому, что для анализа и интерпретации результатов оценки конкурентоспособности использовалась матричная. В основе большинства матричных методов лежат маркетинговые исследования хозяйственной деятельности предприятия и его продукции. При этом оценка проводится с учетом фаз жизненного цикла. К данной группе методов можно отнести различные матричные инструменты: BCG, модель GE/McKinsey, модель Shell/DPM, матрица DPM, модель ADL/LC, SWOT-анализ. В большинстве матричных методов оценка конкурентоспособности предприятия начинается с построения специальной матрицы в определенной системе координат. В некоторых из матричных методов строится матрица сильных и слабых сторон, на основе которых выявляются потенциальные угрозы и возможности. Согласно матричным методам самыми конкурентоспособными организациями являются те, которые функционируют на быстрорастущем рынке и занимают существенную его долю. [5].

Методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции опираются на прямую взаимосвязь конкурентоспособности предприятия и товаров. То есть, если растет конкурентоспособность продукции, следовательно, такую же тенденцию имеет и конкурентоспособность предприятия. Для определения конкурентоспособности товара могут быть использованы маркетинговые методы, большинство из которых нацелено на определение соотношения цена-качество. Методы, которые базируются на проведении оценки конкурентоспособности продукции, связывают посредством понятия «эффективного потребления» конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара. Считается, что конкурентоспособность выше, чем выше качество товара и меньше его стоимость. В качестве примера можно привести дифференциальный метод, который основан на использовании единичных параметров анализируемого товара, или комплексный метод, который основан на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара [3].

В основе методов, базирующихся на теории эффективной конкуренции, лежит положение о том, что наиболее конкурентоспособными признаются такие предприятия, которые наиболее эффективно организовали работу своих подразделений. Оценка эффективности работы любой такой структуры подразумевает оценку эффективности использования ею ресурсов. Смысл данного подхода заключается в балльной оценке возможностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Все сформулированные в ходе анализа его возможности, направленные на достижение конкурентных преимуществ, оцениваются экспертами с позиции имеющихся ресурсов и факторов. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей или критериев конкурентоспособности. К первой группе относятся показатели эффективности производственной деятельности компании. Примерами показателей можно назвать затраты производства на единицу продукции, производительность труда, фондоотдача, рентабельность. Вторая группа показателей представлена коэффициентами, характеризующими финансовое состояние компании. К ней относятся коэффициент платежеспособности, ликвидности, оборачиваемости оборотных средств, автономии и др. Третью группу показателей представляют коэффициенты эффективности процессов организации сбыта и продвижения продукции предприятия. Такие как рентабельность реализованной продукции, коэффициент загрузки производственных мощностей, коэффициент эффективности рекламы и т.д. Наконец, четвертую группу показателей представляют коэффициенты, оценивающие конкурентоспособность товара. Среди них показатели качества и цены товара и ряд других.
Данный метод учитывает разнообразные элементы деятельности компании, однако результаты, полученные данным методом, скорее всего не будут отличаться высокой точностью и качеством, так как в основе методики лежит идея того, что уровень конкурентоспособности предприятия можно определить посредством сложения способностей предприятия к достижению конкурентного преимущества [1, 4].

Комплексные методы включают оценку с двух точек зрения. С одной стороны оценивается потенциальная конкурентоспособность, с другой - текущая. Текущая конкурентоспособность определяется на основе оценки конкурентоспособности его продуктов, а потенциальная – по принципу методов, которые основаны на теории эффективной конкуренции. Комплексные методы оценивания конкурентоспособности предприятия реализуются при помощи метода интегральной оценки, содержащей два элемента: критерий, характеризующий степень удовлетворения потребностей потребителя, и критерий эффективности производства. В соответствии с этой методикой принято считать, что конкурентоспособность предприятия – это величина интегральная по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу [2].

Выявим основные преимущества и недостатки рассмотренных методов. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика методов оценки конкурентоспособности

Метод

Преимущества

Недостатки

Матричные методы

Достаточная простота, наглядность. Основаны на рассмотрении процесса конкуренции в развитии, дают возможность осуществить достаточно качественный анализ конкурентных позиций

не дают возможность провести анализ причин существующих ситуаций, что приводит к усложнению процесса принятия управленческих решений. Необходимо дополнительное проведение маркетинговых исследований

Методы, базирующиеся на оценке конкурентоспособности продукции

Простота и наглядность проведения оценки

не дают полного представления о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, так как рассматривается конкурентоспособность товара, а другие характеристики деятельности предприятия не учитываются

Методы, базирующийся на теории эффективной конкуренции

учитывает разнообразные элементы деятельности компании

Результаты не являются точными, так как уровень конкурентоспособности предприятия определяется посредством сложения способностей предприятия к достижению конкурентного преимущества

Комплексные методы

дают возможность учесть возможную будущую динамику компании

Достаточно сложны в применении

 

Результат. Рассмотрев основные методы оценки конкурентоспособности предприятия, можно сделать вывод о том, что не существует идеальной со всех сторон методики. Однако для предприятия, занимающегося торговлей спутниковым и цифровым оборудованием для корректной оценки и дальнейшего повышения конкурентоспособности предприятия лучше всего использовать совокупность матричных методов и методов, базирующихся на конкурентоспособности товара, так как выбранное предприятие занимает нишу, в которой соотношение цена-качество является одним из главных критериев выбора у потребителей. За данный критерий отвечают методы, базирующиеся на конкурентоспособности товара, при этом матричные методы помогут увидеть место предприятия на рынке в целом, его сильные и слабые стороны, что даст более полную картину о конкурентоспособности предприятия, значит, будут приняты верные управленческие решения о путях повышения уровня конкурентоспособности и укреплению места на рынке. Рекомендуемым методом оценки конкурентоспособности предприятия, занимающегося торговлей спутниковым и цифровым оборудованием, можно назвать SWOT-анализ, так как этот метод универсален, и он является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Практический подход. – М.: КноРус., 2011.

Ильичева И. В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 229 с.

Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности [Текст] / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 374-377.

Микроэкономика. Учебник/ под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой.–М.: Юрайт, 2012.

Поляничкин Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий [Текст] / Ю. А. Поляничкин // Бизнес в законе. — 2012. — №3. — С. 191-194.

Методы оценки конкурентоспособности организации [Электронный ресурс] – URL: https://vuzru.ru/metody-otsenki-konkurentosposobnosti-organizatsii/ (дата обращения 03.12.2021)

Понятие и виды конкурентоспособности [Электронный ресурс] URL: https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentosposobnost.html (дата обращения 29.12.2021)

 

Kniazev P. Yu.

Student, 2nd year

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

(Russia, St. Petersburg)

 

Abushova E.E.

Associated Professor,

Graduate school of Industrial Management

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

(Russia, St. Petersburg)

 

Kalmykova S.V.

Associated Professor,

Graduate school of Administrative Management

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

(Russia, St. Petersburg)

 

THE METHODS OF ASSESSING THE COMPETITIVENESS

OF AN ENTERPRISE ON THE EXAMPLE OF AN ENTERPRISE

DEALING WITH SATELLITE AND DIGITAL EQUIPMENT

 

Abstract: the methods of assessing the competitiveness of an enterprise are considered in this article in order to determine the recommended ones for an enterprise that trades in satellite and digital equipment.

 

Keywords: competitiveness, evaluation methods, enterprise, competition.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Князев П.Ю., Абушова Е.Е., Калмыкова С.В. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ТОРГОВЛЕЙ СПУТНИКОВЫМ И ЦИФРОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 98 - 106. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5177 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5177



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.