'
Коняшов И.С.
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПРОИЗОШЕДШИХ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности расследования несчастных случаев, произошедших с учащимися образовательных организаций. Также сравнивается нормативная база, регулирующая процедуру расследования несчастных случаев для сотрудников и студентов
Ключевые слова:
несчастные случаи, образовательные организации, расследование несчастного случая, обучающиеся
УДК 331.467
Коняшов И.С.
магистр, кафедра транспортных средств и техносферной безопасности
Череповецкий государственный университет
(Россия, г. Череповец)
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ,
ПРОИЗОШЕДШИХ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности расследования несчастных случаев, произошедших с учащимися образовательных организаций. Также сравнивается нормативная база, регулирующая процедуру расследования несчастных случаев для сотрудников и студентов.
Ключевые слова: несчастные случаи, образовательные организации, расследование несчастного случая, обучающиеся.
Если с работником организации произошел несчастный случай (далее – НС), работодатель должен провести расследование, чтобы установить причину и предотвратить подобное в дальнейшем, а также установить связан или не связан этот НС с производством. Порядок расследования НС определен ТК РФ. Но что делать, если несчастный случай произошел с учеником или студентом, который каждый день ходит в школу, техникум или институт. Должна ли образовательная организация совершить какие-то действия? Да, такая обязанность прописана в п. 4 ч. 4 ст. 41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который обязывает образовательную организации, осуществлять расследование и учет несчастных случаев, произошедших с обучающимися этих организаций [1].
Но как обстоит дело с порядком осуществления такого расследования? До 2017 года руководителям образовательных учреждений для расследования НС с обучающими рекомендовалось применять ст. 227 – 231 ТК РФ.
А уже с 2017 года Приказом Минобрнауки РФ от 27.06.2017 № 602 был утвержден Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Порядок).
И хотя Порядок во многом повторяет процедуру расследования несчастных случаев, установленной ТК РФ, есть ряд различий.
Первая особенность – порядок распространяется на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Проще говоря, это детские сады, школы, училища, колледжи, техникумы и институты, осуществляющие обучение по основным и дополнительным программам.
Однако Порядок не распространяется на федеральные государственные образовательные организации, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Оба Порядка проведения расследования определяет под НС одни и те же повреждения здоровья, указанные в п. 1 Порядка.
При этом расследованию и учету подлежат только те несчастные случаи, которые повлекли временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день или смерть обучающегося, а также в случае, если таковые произошли в определенное время и определенном месте [2].
На рисунке 1 указаны условия, при которых проводят расследование НС в образовательных организациях.
Теперь перейдём к порядку проведения расследования НС. В случае НС пострадавший или очевидец должен известить лицо, проводившее учебное занятие или мероприятие, которое сообщает о несчастном случае руководителю организации или лицу, которое его замещает. Далее руководитель организации или лицо, его замещающее, обязаны:
1) немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости доставить в медицинскую организацию;
2) принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, в том числе аварийной ситуации, и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
3) сохранить обстановку НС, какой она была на момент происшествия (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, осуществить другие мероприятия), если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;
4) принять меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай;
5) проинформировать о несчастном случае с обучающимся учредителя, родителей или законных представителей пострадавшего, при тяжелом или групповом НС в территориальный орган МВД, а также при наличии в представительный орган обучающихся в образовательной организации;
6) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования [2].
Как мы видим, многие формулировки перешли прямиком из ст. 228 X раздела ТК РФ без изменений.
При расследовании несчастного случая в образовательной организации незамедлительно должна быть создана комиссия приказом организации. При этом порядок создания комиссии, состав и срок расследования несчастного случая зависят от того, какой несчастный случай расследуется. Порядок расследования для каждого случая указаны на рисунке 2.
По итогу расследования составляется Акт о расследовании несчастного случая, произошедшего с обучающимся. В случае с легким НС Акт составляется в трех экземплярах: первый стороне пострадавшего, второй остается в организации и хранится в течение 45 лет, а третий вместе с копиями материалов расследования направляется учредителю. Акт о расследовании группового, тяжелого НС либо НС со смертельным исходом составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с материалами расследования хранится у учредителя, а второй хранится в организации в течение 45 лет. Здесь таится еще одно отличие от Порядка, установленного ТК РФ – при тяжелом НС акт не направляется в органы прокураторы.
Информация о НС регистрируется в журнале регистрации НС, произошедших с обучающимися (рекомендуемый образец приведен в приложении 6 к Порядку).
По результатам расследования несчастный случай может быть признан не связанным с образовательной деятельностью. Тогда Акт о расследовании несчастного случая составляется в двух экземплярах по рекомендуемым Порядком образцам (приложениях 4 и 5). Отчет оформляется по образцу приложения 7 Порядка.
Контроль за своевременным расследованием и учетом несчастных случаев, произошедших с обучающимися, и выполнением мероприятий по устранению их причин обеспечивает учредитель.
По итогу можно сказать, что порядок расследования несчастных случаев, произошедших с обучающимися, во многом повторяет порядок, распространяющийся на работников организации. В Порядке есть свои особенности и существенные различия. Свои основные задачи он выполняет, но необходимо отметить, что документ не в полной мере адаптирован под образовательную систему и вопрос об особенностях порядка проведения расследования НС требует дальнейшего детального рассмотрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 01.01.2022) [Электронный ресурс]. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [официальный сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 20.01.2021).
Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2017 г. №602 (ред. от 01.07.2019) [Электронный ресурс]. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [официальный сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456078151 (дата обращения 20.01.2021);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.11.2021) [Электронный ресурс]. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [официальный сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901807664 (дата обращения 20.01.2021).
Konyashov I.S.
Master of Science, Department of Vehicles and Technosphere Safety
Cherepovets State University
(Russia, Cherepovets)
ACCIDENTS' INVESTIGATION PECULIARITIES
OCCURRED TO THE STUDENTS OF SCHOOLS
Abstract: this article discusses the peculiarities of accidents' investigation occurred to the students of schools. The regulatory framework governing the accident investigation procedure for employees and students is also compared.
Keywords: accidents, educational organizations, accident investigation, students.
Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4
Ссылка для цитирования:
Коняшов И.С. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ПРОИЗОШЕДШИХ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 107 - 113. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5178 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*