'
Лукашев В.С.
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ *
Аннотация:
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Ключевые слова:
права потребителей, бытовое обслуживание населения, договор бытового подряда, надлежащее качество, результат работы
УДК 347.45/.47
Лукашев В.С.
студент магистратуры II курса,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, Уральский институт управления
(г. Екатеринбург, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация: защита прав потребителей как самостоятельный институт законодательства возник в нашей стране сравнительно недавно – в начале 90-х гг. XX в. Институт защиты прав потребителей – новый, ранее неизвестный российскому праву правовой феномен. Законодательство о защите прав должно отвечать всем запросам и требованиям потребительского рынка.
Ключевые слова: права потребителей, бытовое обслуживание населения, договор бытового подряда, надлежащее качество, результат работы.
Для нашей страны законодательство о защите прав потребителей является новым, и потребность в нем обусловлена развитием рыночных отношений, расширением ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. При этом рядовой потребитель оказался к этому не готов. Вмешательство государства в потребительскую политику, в обеспечение защиты прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправданно, но и необходимо.
В РФ провозглашены законодательно центральные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) [4, ст. 2] определяет круг прав потребителей и вводит механизм осуществления данных прав и служит основным законом.
Право на защиту интересов потребителей бытовых услуг считается одним из самых существенных прав потребителя, что объяснимо тем, что в области бытовых услуг входят работы и услуги, с коими все люди встречаются каждый день. Под бытовыми услугами принято понимать исполнение работы, имеющую связь с бытовой сферой. [10, С.6].
В качестве центрального основания нарушений прав потребителей можно отметить: низкое качество оказываемых услуг вследствие недостаточной материально-технической базы предприятия, осуществляющего бытовое обслуживание, низкого качества применяемых расходных материалов и низкой квалификации персонала. Низкое качество работ лежит в правовой и экономической плоскости. [7, С. 208]
В законодательстве, по-сути, нет сферы оказывания бытовых услуг. В едином классификаторе видов экономической деятельности бытовое обслуживание и ремесленное производство не упоминается вообще. Так как не установлен статус бытового обслуживания, не установлены и стандарты их оказывания.
В качестве одной из центральных проблем выступает проведение экспертизы. В большинстве случаев - это сравнительно дорогая процедура. Среди обращающихся в суд с иском, внести плату за экспертизу не все. Федеральный суд или мировой судья могут по собственной инициативе назначить экспертизу [3, п.2 ст. 96]. Затраты в подобном случае возмещаются за счет федерального или бюджета субъекта РФ. Только суд имеет право избавить лицо от уплаты затрат по экспертизе, или снизить их размер, принимая в учет имущественное положение человека. В реальности же, тем не менее, это почти не случается.
В качестве еще одной проблемы можно выделить договоры между исполняющим услуги и потребителем. Перечислим характерные нарушения условий договоров бытового подряда и возмездного оказания бытовых услуг, нарушающих права потребителя: 1) присутствие в результате работы, услуги минусов (нарушение прав заказчика на надлежащее качество итога работы и их безопасности); 2) нарушение исполнителем срока исполнения работы; 3) нарушение права заказчика на информацию.
В следствии чего можно предложить введение в Закон «О защите прав потребителей» изменений, изложив второе предложение абз.7 п. 1 ст.29 в редакции: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки результата работы при оказании услуг или иные существенные отступления от условий договора» [4, ст. 29].
При нарушении права заказчика на информацию такими формами служат: компенсирование исполнителем убытков в итоге нарушения права заказчика на информацию; несогласие заказчика оплатить осуществленную работу в следствии нарушения его права на информацию. При нарушении права заказчика на необходимое качество итога реализованной работы, услуги возникает ответственность: 1) по требованию заказчика исполнитель вторично бесплатно реализовывает работы, услуги по договору; 2) по требованию заказчика исполнитель компенсирует причиненные заказчиком затраты на исправление изъянов своими средствами или третьими лицами; 3) по требованию заказчика исполнитель бесплатно проводит работу по устранению минусов результата работы, услуги; 4) по требованию заказчика исполнитель компенсирует часть суммы, оплаченной за работу, услугу.
Полагаем, что законодательно следует унифицировать определения категории «существенный недостаток», имеющемся в законодательстве. Это нужно, чтобы во всех смежных обстоятельствах, при схожих правонарушениях существенного характера, реализовывать восстановление права, отталкиваясь от единых принципов. С данной целью следует во всех случаях вводить в должные нормативные положения отсылочное правило о использовании категории «существенный недостаток», когда речь идет об определении правовых результатов значительных изъянов [1, ст. 475].
Общим принципом осуществления правовых результатов нарушения прав потребителей для защиты прав потребителей служит принцип альтернативности [2, ст. 503; 4, ст.ст. 18, 28, 29] . Определение данного приема осуществления правовых последствий нарушения прав потребителей имеет такие цели, как: 1) убрать возможность потребителя и заказчика злоупотреблять своими правами в форме использования за одно правонарушение нескольких правовых последствий одновременно; 2) снабжение соответствия употребляемого правового последствия характеру правонарушения; 3) определение адекватности правового последствия тяжести произведенного правонарушения; 4) исключение чрезмерности имущественных обременении для правонарушителя и исполнителя.
Сопоставление по ГК РФ форм гражданско-правовой ответственности при нарушении права заказчика на информацию и сходных форм при нарушении права заказчика на соответственное качество работы, услуги дает сделать вывод, что для защиты второго права у гражданского законодательства есть более обширный спектр мер ответственности. То есть второе право законодателем защищается больше чем первое. [9, С. 165].
Следует исключать вероятность договорного установления «двойной ответственности» заказчика (неустойки, процентов) для договоров бытового подряда и возмездного оказания бытовых услуг, и для прочих договоров с участием потребителя. Осуществление данной новеллы разрешит избежать ущемления экономических прав потребителя, свободы усмотрения данных субъектов при свершении договоров присоединения. [6, С. 205].
В Законе РФ «О защите прав потребителей» зафиксированы как меры имущественной ответственности в отношениях по бытовому подряду, аналогичных санкциям, употребляемым в данной сфере по ГК РФ, так и специальные формы данной ответственности. К специальным формам данной ответственности относят: указанные в Законе РФ «О защите прав потребителей» законной неустойки за срыв сроков реализации работ по договору бытового подряда, которую можно определить как неустойку карательно-восстановительного плана; взыскивание убытков (с исполнителя и потребителя); компенсирование потребителю цены в двукратном размере за утраченный или поврежденный материал, вещь; возмещение морального ущерба потребителю; употребление прочих мер ответственности, указанных в Законе РФ «О защите прав потребителей» (взыскание штрафа ст. 13) и (принудительная ликвидация организации или принудительное прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по ст.40 Закона).
Для нарушенных отношений по бытовому подряду, нужно зафиксировать положение о предельной величине судебного понижения взимаемой неустойки. Следует предусматривать, что определенная судом величина неустойки не может быть, скажем, ниже тридцати процентов от заявленной неустойки потребителем.
С 01 января 2021 года вступили в силу новые правила бытового обслуживания населения [5]. В частности, распространяются новые правила на отношения в области бытового обслуживания, следующие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания услуг. Нововведением служит то, что в случае, когда работа организации приостановлена для санитарных, ремонтных и иных мероприятий, то исполнитель обязан сообщить потребителю о таком перерыве. К примеру, если потребитель обнаружил недостатки в работе, то они описываются в документе, удостоверяющем приемку.
Когда потребитель от приемки уклоняется, двух месяцев со дня предупреждения исполнитель имеет право продать итог работы, а заработанную в итоге продажи сумму, с вычетом причитающихся платежей исполнителю внести в депозит [8, С. 133].
Таким образом, главным способом государственной регуляции отношений на потребительском рынке служит развитие и совершенствование нормативно-правовой базы. На законодательном уровне требуется максимальное расширение прав потребителей и закрепление мер по обеспечении их реализации и защиты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51–ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 2019. №51. Ч. 1. Ст. 7482; Российская газет. 2021. 12 марта
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторя) от 26.01.1996 №14–ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 10; 2019. №12. Ст. 1224. Российская газет. 2021. 12 марта
Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2002. №46. Ст. 4532; 2018. №49. Ч. I. Ст.7523.
О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. 1992. 7 апреля; Собрание законодательства РФ. 2019. Ч. V. №49. Ст. 6984.
Об утверждении Правил бытового обслуживания населения: Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 №1514 // Российская газета. 2020. 8 октября.
Костоусова, А. Е. Особенности защиты прав потребителей / А. Е. Костоусова // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 205-208.
Костоусова, А. Е. Права потребителя, гарантированные законодательством / А. Е. Костоусова // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 208-210.
Кротов К. С. Административная ответственность в сфере защиты прав потребителей как частная разновидность административной ответственности в сфере защиты конкуренции / К. С. Кротов // Актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти: сб. науч. тр. по материалам IV Ежегодных Саратовских административно-правовых чтений. — Саратов: ИП Коваль Юлия Владимировна, 2018. — С. 133-135.
Нехорошева Е. В. Защита прав потребителей в административном праве /Е. В. Нехорошева, В. А. Захарова // Актуальные проблемы административного и финансового права: сб. науч. ст. магистрантов, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция». — Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА. — 2018. — С. 165-170.
Синцов Г. В. К вопросу о законодательстве о защите прав потребителей / Г. В. Синцов, Е. Б. Казакова // Актуальные проблемы российского права на современном этапе: сб. ст. XVI Междунар. науч.- практ. конф. под ред. В. В. Гошуляка, Г. В. Синцова. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2017. — С. 3-10.
Lukashеv V.S.
second-year Master's student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ural Institute of Management
(Yekaterinburg, Russia)
FEATURES OF CONSUMER PROTECTION
IN THE FIELD OF CONSUMER SERVICES
Abstract: Consumer protection as an independent institution of legislation emerged in our country relatively recently – in the early 90s of the XX century. The Institute of Consumer Protection is a new legal phenomenon previously unknown to Russian law. The legislation on the protection of rights must meet all the demands and requirements of the consumer market.
Keywords: consumer rights, consumer services, household contract, proper quality, result of work.
Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4
Ссылка для цитирования:
Лукашев В.С. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 175 - 181. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5192 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*