'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 4
  4. Научная статья № 47

Просмотры  123 просмотров

Солопов И.Н.

  


ОБЗОР СИСТЕМЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ *

  


Аннотация:
в данной работе освещено современное состояние системы морского транспорта в Арктической зоне РФ, степень его развития и характеристики   

Ключевые слова:
Арктическая зона РФ, северный морской путь, морские порты   


УДК 627.2

Солопов И.Н.

аспирант

Дальневосточный федеральный университет

(г. Владивосток, Россия)

 

ОБЗОР СИСТЕМЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ

 

Аннотация: в данной работе освещено современное состояние системы морского транспорта в Арктической зоне РФ, степень его развития и характеристики

 

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, северный морской путь, морские порты

 

В настоящее время продолжение освоения и развития Арктического региона имеет повышенный приоритет в РФ. Основным методом является возведение объектов капитального строительства сооружений нефтегазодобывающей отрасли. В связи с этим возникает вопрос об имеющихся возможностях инфраструктуры региона, силами которых будет осуществляться строительство таких сооружений. Одной из отраслей, определяющих возможность региона для реализации подобных проектов является логистика. Основной составляющей логистической системы Арктической зоны РФ является морской транспорт.

Главной транспортной артерией АЗ РФ является Северный морской путь (СМП). Реализация его потенциала может дать импульс к дальнейшему развитию Арктического региона [1].

Все порты Арктического бассейна можно разделить на три группы. К первой относятся порты Мурманск, Архангельск, Витино и Кандалакша. Они имеют железнодорожные подходы, которые связаны с основной транспортной системой России. Объем перевалки грузов в этих портах составляет 85% от общего объема. Ко второй группе относятся порты, обслуживающие потребности только одной компании, владеющей данным портом. К таким относятся Варандей и Дудинка. Третью группу образуют 14 портов, расположенных в местностях, где отсутствуют сухопутные коммуникации. Они обеспечивают перевалку грузов исключительно для поддержания жизнедеятельности населенных пунктов и обслуживание СМП. Их пропускная способность используется на 1-3% от общего объема.

Также имеющиеся порты можно разделить географически на Западной и Восточной Арктики. К Западной Арктики относятся морские порты Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Витино, Онега, Мезень, Сабетта, Хатанга и т.п. Морскими портами Восточной Арктики являются Тикси, Певек, Провидения, Анадырь Эгвекинот и Беренговский. Они были построены в 1940-е – 1950-е гг. для решения военно-стратегических задач, поэтому в настоящий момент нуждаются в комплексной модернизации. Технические показатели морских портов Восточной Арктики приведены в таблице 1 [2].

 

Таблица 1 – Техническая оснащенность морских портов Восточной Арктики

Показатель

Морские порты Восточной Арктики

Певек

Провидения

Эгвекинот

Анадырь

Беринговский

Пропускная способность, тыс. т

330

345,4

350

900

646

Пропускная способность наливных терминалов, тыс. т

-

25

20

-

-

Пропускная способность контейнеров, тыс. ДФЭ

15

1,7

5

2,5

0,5

Кол-во причалов

3

3

3

6

4

Период навигации

03.07-25.10

01.06-01.12

25.06-10.11

01.07-01.10

01.07-01.10

Макс. габариты для судов (осадка/длина/ширина), м

9/172/25

10/200/24

12/177/25

7/177/25

2/34/7

 

Общие технологические характеристики морских портов Западной Арктики представлены в таблице 2 [2].

 

Таблица 2 – Основные технические характеристики морских портов Западной Арктики

Показатель

Мурманск

Архангельск

Онега

Кандалакша

Сабетта

Площадь территории морского порта, га

645,9

215,26

2,68

25,44

179,5

Площадь акватории морского порта, км2

53,7

1120

845,6

5,09

1177

Количество причалов

111

75

7

5

11

Максимальные габариты судов, заходящих в порт (осадка/длина/ширина), м

15,73/289/
43,03

9,2/190/30

13,6/242/32,4

9,8/200/33

12/315/
50

Пропускная способность, тыс. тонн в год

26 611,2

11 772,9

261,5

1500

30 317,8

Период навигации в морском порту

год

год

год

год

-

 

Одним из факторов стратегической важности морского порта является наличие транспортных подходов к нему, по которым может быть обеспечено транспортное сообщение. Имеющиеся транспортные подходы к Арктическим морским портам приведены в таблице 3 [1].

 

Таблица 3 – Транспортные подходы к Арктическим морским портам

Морской транспортный узел (порт)

Транспортные подходы

Железнодорожные

Автодорожные

Внутренние водные

Авиационное сообщение

С твердым покрытием

Зимники

Мурманск

+

+

-

-

+

Архангельск

+

+

-

+

+

Кандалакша

+

+

-

-

-

Нарьян-Мар

-

-

+

+

+

Варандей

-

-

+

-

+

Сабетта

-

-

-

-

+

Онега

+

+

-

+

+

Беломорск

+

+

-

+

-

Мезень

-

-

+

+

+

 

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что наибольшее значение для дальнейшего развития АЗ РФ имеют порты Западной части Арктики. Это обосновано наиболее развитой сетью транспортных подходов, таких как: железнодорожные, автодорожные и авиационные, а также характеристиками самих портов, позволяющие осуществлять грузооборот в больших объемах, по сравнению с морскими узлами Восточной Арктики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы. Научно-аналитический доклад / под науч. ред. д.э.н, проф. В.С. Селина, д.э.н., проф. Т.П. Скуфьиной, к.э.н., доц Е.П. Башмаковой, к.э.н., доц Е.Е. Торопушиной – Апатиты: КНЦ РАН, 2016. - 420 с.;

Реестр морских портов [Электронный ресурс]. Федеральное агенство морского и речного транспорта [официальный сайт]. URL: https://morflot.gov.ru/portyi_rf/reestr_mp.html (дата обращения 15.01.2021).

 

Solopov I.N.

graduate student

Far Eastern Federal University

(Vladivostok, Russia)

 

OVERVIEW OF THE MARITIME TRANSPORT

 SYSTEM IN THE ARCTIC ZONE

OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: this paper highlights the current state of the maritime transport system in the Arctic zone of the Russian Federation, the degree of its development and characteristics.

 

Keywords: Arctic zone of Russia, northern sea route, seaports.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Солопов И.Н. ОБЗОР СИСТЕМЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ // Вестник науки №1 (46) том 4. С. 268 - 272. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5207 (дата обращения: 02.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5207



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.