'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 5
  4. Научная статья № 26

Просмотры  368 просмотров

Лалаев А.А., Санзыров А.В.

  


ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена рассмотрению понятия и особенностей государственной власти. Проблема государственной власти существует с момента появления первых государственных образований и остается актуальной вплоть до настоящего времени. Многие мыслители пытались построить идеальную модель общества и государства, определить пути их оптимального развития, согласования групповых и частных интересов, позиций противоборствующих сторон. Проблема государственной власти вызывает постоянный интерес со стороны исследователей самых разных направлений   

Ключевые слова:
власть, государственная власть, политическая власть, легитимность   


УДК 342.5

Лалаев А.А.

студент

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

(г. Элиста, Россия)

 

Санзыров А.В.

студент

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

(г. Элиста, Россия)

 

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению понятия и особенностей государственной власти. Проблема государственной власти существует с момента появления первых государственных образований и остается актуальной вплоть до настоящего времени. Многие мыслители пытались построить идеальную модель общества и государства, определить пути их оптимального развития, согласования групповых и частных интересов, позиций противоборствующих сторон. Проблема государственной власти вызывает постоянный интерес со стороны исследователей самых разных направлений.

 

Ключевые слова: власть, государственная власть, политическая власть, легитимность.

 

Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи - как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи - как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые - как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».

Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. ст. 3, 12, гл. 8).

Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому, как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.

Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять .

Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) организует население по территориальному признаку;

5) характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие.

Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих элит является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления своей поддержки обществом, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами: идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п.

Системное толкование глав 4 - 7 Конституции РФ позволяет установить механизм государственной власти: федеральная государственная власть в лице Президента России, Федерального Собрания, Правительства России, судов РФ и самостоятельная система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом ст. 10 Конституции провозглашено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется «на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

К государственным органам относятся органы государственной власти, т.е. органы трех ветвей власти, а также - в нарушение принципа разделения властей - иные государственные органы, не входящие в триаду разделения власти в России.

Признаками органа государственной власти ученые определяют то, что каждый орган:

- создается в соответствии с установленным порядком;

- обладает властными полномочиями, образующими его компетенцию;

- осуществляет деятельность в формах и методами, которые установлены правовыми актами.

Статус органа государственной власти, вступающего от имени государства в гражданские правоотношения, обладает двойственностью: имеет как административный, так и гражданско-правовой характер. Например, полномочия органа по управлению имуществом на выступление от имени государства должны быть определены не доверенностью, а положением и другими нормативными актами.

Орган государственной власти в гражданском обороте может осуществлять полномочия в рамках компетенции. Участие государства в данном случае является непосредственным и отношений представительства не возникает. В результате действий этих органов участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не их органы исполнительной или законодательной власти.

Орган государственной власти может вступать в отношения с третьими лицами по реализации собственных полномочий, возложенных на него соответствующим актом (например, выступать в качестве государственного заказчика в государственной целевой программе). В данном случае по соответствующим договорам, направленным на удовлетворение общегосударственных нужд, обязанной стороной (например, покупателем товаров и, соответственно, субъектом ответственности за нарушение обязательств, в частности по оплате товара) также выступает публично-правовое образование в целом, а не орган государственной власти. Это отличает его от других органов государства, например от автономных учреждений, которые совершают гражданско-правовые сделки исключительно от собственного имени юридического лица, не привлекая к ответственности непосредственно породившее его публичное образование.

Требуют легального установления длительное время существующие в практике правоотношения с участием органа государственной власти:

- его возглавляет единоличный орган управления - руководитель;

- им могут быть созданы территориальные органы - обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть;

- земельный участок, необходимый для осуществления видов деятельности, предусмотренных в его учредительных документах, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования;

- имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Такой режим имущества предполагает, что собственником имущества является соответственно Российская Федерация или субъект РФ. Сам орган государственной власти, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

По аналогии с имуществом учреждения, обладающего таким же ограниченным вещным правом, собственник имущества вправе изъять у него излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество. На отношения, регулирующие приобретение и прекращение права оперативного управления органа государственной власти, следует распространить действие ст. 299 ГК РФ о приобретении и прекращении указанного права.

Кроме того, пределы его участия в гражданском обороте надо определить гражданско-правовыми нормами. Так, орган государственной власти в установленном законодательством порядке может осуществлять функции учредителя (участника) юридических лиц - публично-правового образования, но не выступать им от своего имени. Он не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать доходы (дивиденды, проценты) по ним.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. //Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 445 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 58. - Ст. 6445 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Юридическая энциклопедия. - М.: Спарк, 1999. – 872 с.

Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 2005. – 501 с.

Общая теория права и государства: учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. – 425 с

 

Lalaev A.A.

student

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova

(Elista, Russia)

 

Sanzyrov A.V.

student

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikova

(Elista, Russia)

 

CONCEPT AND FEATURES OF STATE AUTHORITY

 

Abstract: this article is devoted to the consideration of the concept and features of state power. The problem of state power has existed since the appearance of the first state formations and remains relevant up to the present. Many thinkers tried to build an ideal model of society and the state, to determine the ways of their optimal development, the coordination of group and private interests, the positions of the warring parties. The problem of state power is of constant interest from researchers in various fields.

 

Keywords: power, state power, political power, legitimacy.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Лалаев А.А., Санзыров А.В. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 152 - 158. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5236 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5236



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.