'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 1
  4. Научная статья № 16

Просмотры  291 просмотров

Марчук Н.Л.

  


ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ *

  


Аннотация:
в данной статье освещаются вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов. Автором рассматривается данный вопрос с применением опыта зарубежных стран, в рамках которого выделяются общие характерные для всех федеративных государств черты. В качестве одного из таких выделяется принцип субсидиарности. В целом, автор приходит к выводу, что все федеративные государства регулируют вопросы разграничения предметов ведения между рассматриваемыми субъектами идентично, закрепляя этот механизм на законодательном уровне   

Ключевые слова:
федеративное государство, исполнительная власть, разграничение полномочий, субсидиарность   


УДК 342.6

Марчук Н.Л.

40.04.01 Юриспруденция

Факультет государственного управления и права

Кафедра правового обеспечения государственной и муниципальной службы

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Московский областной филиал

(г. Красногорск, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ

 

Аннотация: в данной статье освещаются вопросы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов. Автором рассматривается данный вопрос с применением опыта зарубежных стран, в рамках которого выделяются общие характерные для всех федеративных государств черты. В качестве одного из таких выделяется принцип субсидиарности.

В целом, автор приходит к выводу, что все федеративные государства регулируют вопросы разграничения предметов ведения между рассматриваемыми субъектами идентично, закрепляя этот механизм
на законодательном уровне.

 

Ключевые слова: федеративное государство, исполнительная власть, разграничение полномочий, субсидиарность.

 

В настоящий момент все страны мира, имеющие федеративное устройство государства, разграничивают предметы ведения между органами исполнительной власти Федерации и органами исполнительной субъектов.
При этом, такое закрепление происходит на законодательном уровне,
в частности, в большинстве государств предполагается наличие конституционных норм по данному поводу, а также различных других нормативных правовых актов.

В рамках тематики статьи были рассмотрены способы установления такого разграничения в европейских федеративных государствах. По данному вопросу удалось выявить некоторые общие черты по урегулированию разграничения предметов ведения в странах Европы.

Так, стоит отметить, что европейские государства действуют согласно принципу субсидиарности, в соответствии с которым полномочия по тем или иным вопросам передаются на тот уровень власти, у которой есть большее количество возможностей для их реализации, а также в рамках уровня которого они будут иметь наибольшую эффективность и результативность.

Согласно следованию вышеуказанному принципу страны предоставляют наибольшее количество полномочий именно субъектам федерации, так как именно они знают лучше знают о тех или иных проблемах населения, находясь как можно ближе к нему. Федерация в таком случае получает ограниченное количество полномочий и выполняет только те задачи и функции, которые не посильны для выполнения субъектам.

Наиболее явное закрепление данного принципа можно найти
в законодательстве Швейцарии. В нем указывается на то, что кантоны должны выполнят все полномочия, которые напрямую не передаются Конфедерации. При этом, полномочия Конфедерации четко закрепляются Конституцией
и являются закрытым перечнем, не подлежащим расширению [4, c. 138].       

В ФРГ устанавливается запрет на осуществление полномочий Федерации и ее земель по способу, так называемого, «смешанного типа», что означает невозможность проведения совместного планирования различных решений рассматриваемых уровней власти [3, c. 52].

Помимо этого, невозможность применения «смешанного типа» выступает в качестве способа решения задачи некого прощупывания взаимного влияния органов власти в федеративном государстве. При этом, ФРГ является федеративным государством, в рамках которого не в полной мере исполняются основные принципы федерализма.

Германии присуще следование принципу, который означает исполнение теми или иными органами исполнительной власти функций и задач под свою собственную ответственность.

Важно отметить, что несмотря на установленные в ФРГ запреты, в ней предусматривается достаточно обширный перечень форм взаимодействия земель с Федерацией. Так, предусматриваются следующие формы сотрудничества:

- разовые соглашения;

- заключение договоров;

- взаимодействие посредством использования третьей организации;

- создание общих учреждений.

Отметим, что еще одной страной, придерживающейся особенностей организации взаимодействия органов исполнительной власти Германии, является Австрия.

А вот в законодательстве Бельгии закрепляются нормы, устанавливающие возможность субъектами Федерации осуществлять только те полномочия, которые прямо прописаны для них в Конституции [6, c. 213]. То есть, по сути, органы исполнительной власти субъектов во многом ограничены в возможности осуществления тех или иных полномочий по своему собственному усмотрению, не взирая при этом на решения федеральных органов исполнительной власти.       

Помимо этого, законодательством Бельгии предусматривается четкое установление сфер жизнедеятельности, которые прямо закреплены
за Федерацией.

В Конституции Российской Федерации [1] в ст.ст. 71-73 устанавливаются вопросы разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, а также указываются сферы их совместного ведения. Однако установление четкого перечня полномочий, изучив только указанные положения Конституции, будет недостаточным.     

Однако это возможно сделать посредством анализа норм 26.1-26.3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2], а также иных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые в исследовании вопросы.

Стоит отметить, что в Российской Федерации есть некоторые особенности, касающиеся взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов. Она заключается в том, что
в данный процесс включается и Президент РФ, который выступает в качестве главы государства, одной из основных функций которого является обеспечение функционирования и организации деятельности всех органов государственной власти [5, c. 66].

Стоит отметить, что Президент РФ выполняет достаточно широкие полномочия по осуществлению контроля за взаимодействием рассматриваемых субъектов власти [8, c. 328]. Он принимает непосредственное участие при заключении договоров между ними, оценивает результативность выполнения органами исполнительной власти возложенных на них полномочий, оценивает законность принимаемых ими решений.

Помимо этого, на высшее должностное лицо субъекта Федерации возлагается ответственность, если он потерял доверие со стороны Президента РФ [7, c. 154].

В целом, в завершении исследования заявленной тематики стоит отметить, что в большинстве стран с федеративным устройством установлены идентичные формы взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов. Во всех них устанавливаются пределы разграничения полномочий между указанными органами различных уровней.      

Наиболее существенным отличием, выявленным в ходе рассмотрения законодательства различных стран, явилось то, что некоторые страны отдают наибольшее количество полномочий федерации, другие субъектам. При этом, общей чертой регулирования данного вопроса выступает применение принципа субсидиарности.  

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Российская газета. 1999.

Hermes G. Grundgesetz-Kommentar // Hrsg. H. Dreier. Bd. III. Tübingen, 2000. Art. 83. Rn. 52.

 Oeter S. Integration und Subsidiarität im deutschen Bundesstaatsrecht. Tübingen, 1998. 266 S.

Аббасова С.Н. Взаимодействие органов исполнительной власти на территориальном уровне: проблемы и перспективы // Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. 2020. С. 65-68.

Иванова В.В. Проблемы взаимодействия органов исполнительной власти // Трибуна ученого. 2020. № 11. С. 211-216.

Полетухин Г.Е., Марков Д.В. Проблемы взаимодействия, существующие в органах исполнительной власти в Российской Федерации // Актуальные проблемы права и управления. 2017. С. 153-158.

Рябова В.Д., Терентьев Б.И. Проблемы взаимодействия федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов в Российской Федерации // Научное сообщество студентов. Междисциплинарное исследование. 2019. С. 327-330.

 

Marchuk N.L.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under President of Russian Federation

Moscow regional branch

(Krasnogorsk, Russia)

 

PROBLEMS OF INTERACTION OF FEDERAL

EXECUTIVE AUTHORITIES AND BODIES

EXECUTIVE POWER SUBJECTS

IN RUSSIA AND ABROAD IN THE LEGAL FIELD

 

Abstract: this article highlights the issues of interaction between federal executive authorities and executive authorities of the subjects. The author considers this issue using the experience of foreign countries, within which the common features characteristic of all federal states are highlighted. One of these is the principle of subsidiarity.

In general, the author comes to the conclusion that all federal states regulate the issues of delimitation of jurisdiction between the subjects under consideration identically, fixing this mechanism at the legislative level.

 

Keywords: federal state, executive power, division of powers, subsidiarity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Марчук Н.Л. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В ПРАВОВОМ ПОЛЕ // Вестник науки №2 (47) том 1. С. 118 - 123. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5260 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5260



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.