'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 1
  4. Научная статья № 18

Просмотры  216 просмотров

Бочарова А.С.

  


АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТРАСЛИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ *

  


Аннотация:
школьные годы – время бурного роста, непрерывного физического и умственного развития. Быстрый рост, постоянное движение, напряжённая умственная деятельность – все это предъявляет к организму повышенные требования, приводя к большим затратам энергии. Для роста и обеспечения нормальной жизнедеятельности организма среди других факторов большое значение имеет не только режим питания, но и качество. В статье рассматривается действующая в России система школьного питания, проводится анализ нововведений, принятых в 2021 году, предлагаются рекомендации по улучшению системы школьного питания с учётом предпочтений детей и требований государственных стандартов   

Ключевые слова:
школьное питание, режим питания, качество школьного питания, нововведения, предпочтения, стандарты   


УДК 33

Бочарова А.С.

студент магистратуры, факультет управления

Российский государственный социальный университет

(Россия, г. Москва)

 

АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ОТРАСЛИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ

 

Аннотация: школьные годы – время бурного роста, непрерывного физического и умственного развития. Быстрый рост, постоянное движение, напряжённая умственная деятельность – все это предъявляет к организму повышенные требования, приводя к большим затратам энергии. Для роста и обеспечения нормальной жизнедеятельности организма среди других факторов большое значение имеет не только режим питания, но и качество.

В статье рассматривается действующая в России система школьного питания, проводится анализ нововведений, принятых в 2021 году, предлагаются рекомендации по улучшению системы школьного питания с учётом предпочтений детей и требований государственных стандартов.

 

Ключевые слова: школьное питание, режим питания, качество школьного питания, нововведения, предпочтения, стандарты.

 

Введение. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, с частым посещением ресторанов фаст-фуд, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной осведомлённостью или попустительством со стороны родителей [8, с. 190].

Методы. В работе были использованы общенаучные методы исследования в рамках сравнительного, логического и статистического анализа.

Результаты. Большое значение для пищеварения и усвоения питательных веществ – источников энергии имеет чёткий распорядок в приёме пищи. Под режимом питания следует понимать соблюдение умеренности, разнообразия пищи, регулярности её принятия. Интервалы между приёмом пищи должны быть не меньше и не больше 3,5 – 4 часов. Если ребёнок регулярно ест в одно и тоже время, то условно-рефлекторное выделение соков у него начинается ещё до приёма пищи, что значительно активизирует процесс пищеварения. Напротив, в случае несистематического приёма пищи количество соков, выделяемых пищеварительными железами, значительно меньше: все условные рефлексы на время питания не выявляются [10].

Иногда дети, которые проголодались, не ждут обычного обеда или ужина, а что-то на ходу «перехватывают». Количество пищи, которую они при этом съедают, оказывается недостаточным для удовлетворения потребностей организма. Такая вредная привычка нарушает нормальный режим питания, поскольку это ухудшает аппетит при следующем приёме пищи.

Ещё одним условием режима питания является его умеренность. Избыток еды очень вреден для детского организма. Переедание приводит к развитию различных заболеваний (например, ожирения), а также снижает умственную деятельность ребёнка. При составлении рационов питания следует учитывать, что пища должна быть достаточной по количеству, питательной и вкусной.

Питание способствует общему укреплению организма детей и влияет на их работоспособность и успешность. Достаточное количество питательных веществ и правильная культура потребления пищи не только уберегают ребёнка от многочисленных болезней, но и делают его бодрее и внимательнее [4, с. 365].

Рациональное питание учащихся строится на соблюдении трёх основных принципов:

- обеспечение соответствия энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма;

- удовлетворение физиологических потребностей организма в определённом количестве энергии и соотношении в пищевых веществах;

- соблюдение оптимального режима питания, то есть физиологически обоснованного распределения количества потребляемой пищи в течение дня [6, с. 155].

Обед ребёнка, как и взрослого человека, должен состоять из трёх блюд. Первое блюдо – это разные супы. Они содержат много соковыделяющих веществ. Особой пищевой ценности супы не составляют, они готовят желудок к принятию второго блюда. Соковыделяющие вещества всасываются через стенки желудка в кровь и разносятся по всему организму. Они подходят к железам желудка, вызывая усиленную их секрецию.

Второе блюдо наиболее питательное. Это варёное, жареное и тушёное мясо или рыба с гарниром. Переваривание этой пищи требует большого количества ферментов в пищеварительном канале, расщепляющих белки, жиры и углеводы.

Третье блюдо – это сырые фрукты, кисели, компоты, соки. Оно полезно тем, что содержит много витаминов [7, с. 122].

Еда в школе должна быть не только полезной, но и вкусной и разнообразной. Поэтому в России с 2021 года действуют новые стандарты школьного питания. Новации коснулись не состава школьного меню и рецептуры приготовления, но и формы организации питания, требований к оборудованию пищеблоков. Изменился и сам подход к формированию культуры здорового питания у школьников. Так, с начала 2021 года в стране введены новые санитарные нормы, касающиеся детского питания [2].

Первой целью введения нового стандарта стала необходимость пересмотра всех нормативов с целью убрать излишние требования. Кроме того, учтено и требование президента - обеспечить всех учеников качественным и здоровым питанием. Новые санитарные правила разработаны с учётом принципов здорового питания. В них также отражены требования к качеству поставляемых в детские образовательные организации продуктов.

Стоит обратить внимание на то, что требования к питанию школьников существовали всегда, но в них не говорилось о качестве питания. Так, забота о качестве питания стала новым полномочием, возложенным президентом на Роспотребнадзор. Сегодня новой целью стандартов является именно обеспечение потребности ребёнка в необходимых макро- и микроэлементах, соответствие нормам по пищевой и энергетической ценности [11].

Данный вопрос является особо актуальным, поскольку в России проблема ожирения и сахарного диабета у детей становится всё более распространённой. Необходимость повышенного контроля над детским питанием заключается ещё и в том, что современные дети стали меньше двигаться, появилась проблема гиподинамии. Поэтому очень важно, что теперь объектом контроля становится калорийность, содержание витаминов и микроэлементов, содержание клетчатки, пищевых волокон. Это важные элементы, которые позволяют накормить ребёнка и обеспечить его комплексом необходимых витаминов [5, с. 113].

Инфраструктура школьных столовых – это ещё один краеугольный камень системы школьного питания в нашей стране. В большинстве учебных заведений столовые не обеспечены современной техникой для приготовления пищи, а сами условия приёма пищи (обеденные залы) далеки от принятых сегодня норм и стандартов. Обеденный зал должен быть чистым, светлым и иметь приятный дизайн, чтоб дети хотели идти в столовую, чтоб они получали удовольствие от процесса приёма пищи [9, с. 778].

Тоже самое касается и столовых приборов. Посуда также должна быть новой и красивой – это немаловажно для эстетического восприятия пищи, которое во многом зависит также и от презентации блюда. Расплёсканная по тарелке каша, какой бы вкусной она ни была, не вызывает аппетит у ребёнка. Не даром же говорят, что мы сначала едим глазами. Блюдо должно быть красиво презентованным. Только тогда ребёнок захочет его попробовать.

Стоит отметить, что согласно новым стандартам, те школы, которые довели инфраструктуру школьных столовых до санитарных требований, получили федеральные субсидии на наборы пищевых продуктов.

По нашему мнению, именно вопросы эстетически-хозяйственного плана являются ключевыми для рассмотрения в системе школьного питания. Исследователи даже пользуются таким показателем как «несъедаемость» блюд, когда при 100% обеспеченности начальных классов горячим питанием дети не хотят есть то, что им подают в школьных столовых. И зачастую главная причина этого – нарушение качества эстетики блюда: еда может быть холодной, некрасивой, она неприятна по органолептическим показателям [3, с. 68].

В России активно идёт процесс перестройки системы школьного питания согласно современным требованиям. При чём требования эти касаются не только рациона питания, а и его качества.

Система питания россиян во многом изменилась. Люди ходят в рестораны, смотрят кулинарные передачи, меняются их взгляды на еду. Всё это воспитывает новую культуру питания. Домохозяйки стараются красиво накрыть стол, приготовить красивое, а не только вкусное блюдо. Дети это всё видят и когда они приходят в школьную столовую и видят там кривые ложки и вилки, которыми им предлагают есть странную по виду кашу – они отказываются это делать. Получается, что дети остаются голодными не потому, что не вкусно, а потому, что не красиво, не эстетично и не так, как дома.

На основании вышесказанного видится необходимость разработки предложений по улучшению школьного рациона и оформления готовых блюд. По нашему мнению, основные шаги в этом направлении должны заключаться в том, чтобы:

- ввести в рацион школьника больше овощей, фруктов и зелени. На смену салату из капусты может прийти и салат из листовой зелени, шпината, рукколы. Сейчас эти травы стали выращиваться и в России, поэтому их закупка не составит особо труда и дополнительных затрат;

- использовать современные крупы – булгур, кус-кус, амарант, рис басмати или неочищенный рис. Все они по полезности не уступают (а некоторые и гораздо полезней) классически принятым гречке, рису и манке, но их вкусовые качества гораздо выше;

- использовать современные техники приготовления блюд: запекание, тушение, приготовление на пару вместо обычной жарки или варки. Это поможет не только повысить полезность блюд, но и улучшить их эстетический вид;

- ввести в рацион не только молочные, но и кисломолочные продукты (кефир, творог);

- использовать муку твёрдых сортов пшеницы, кукурузную, гречневую или рисовую муку вместо классической муки. Это позволит не только разнообразить блюда, но и будет способствовать рационализации детского питания.

Заключение. Вся система школьного питания – это один большой организм, в котором от сбоя в работе отдельного органа снижается эффективность в целом. Не только качество, а и его внешний вид пищи должны быть объектом внимания в системе школьного питания. При этом не стоит забывать и об условиях приготовления и приёма пищи. Всё это в комплексе будет способствовать привитию детям культуры здорового питания, поможет заменить привычные детям снеки и сладкую газировку условным пирожным с яблоками в рисовой панировке и кефиром.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.02.02022)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-2О «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=15973 (дата обращения: 01.02.2022)

Александров А.А., Порядина Г.И., Котова М.Б., Иванова Е.И. Особенности пищевого поведения детей и подростков крупных городов (на примере школьников Москвы и Мурманска) // Вопросы питания. — 2014. — Т. 83. — № 4. — С. 67-74.

Есауленко И.Э., Настаушева Т.Л., Жданова О.А., Минакова О.В., Логвинова И.И., Ипполитова Л.И. Регулярное питание в школе как фактор физического развития детей и подростков: результаты когортного исследования // Вопросы современной педиатрии. 2016. Т. 15, № 4. С. 364-370.

Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В. Формирование культуры питания и культуры здорового образа жизни как один из аспектов медицинского обеспечения детей школьного возраста // Ульяновский медико-биологический журнал. 2016. № 3. С. 111-119.

Семенова В. Н., Галузо Н. А. Школьное питание // Вопросы питания. Том 87, № 5, 2018. С. 153-159.

Тапешкина Н.В., Почуева Л.П., Власова О.П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения// Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. Т. 4, № 2. С. 120-128.

Хребтова А.Ю., Горева Е.А., Петренко А.В. Стереотипы питания детей в школьных коллективах // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 4 (122). С. 190-195.

Мигунова Ю.В., Садыкова Р.М. Качество питания семей с детьми в условиях современной российской действительности // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18, № 2. С. 778-782.

О горячем питании для младших школьников. История и реалии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://86.rospotrebnadzor.ru/news/o-goryachem-pitanii-dlya-mladshih- shkolnikov.-istoriya-i-realii (дата обращения: 01.02.2022)

Национальный проект «Демография». Электронный ресурс. Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography (дата обращения: 01.02.2022)

 

Bocharova A.S.

Master's student, Faculty of Management

Russian State Social University

(Russia, Moscow)

 

ANALYSIS & IMPROVEMENT

SCHOOL FOOD INDUSTRIES

 

Abstract: school years are a time of rapid growth, continuous physical and mental development. Rapid growth, constant movement, intense mental activity - all this makes increased demands on the body, leading to high energy costs. For the growth and ensuring the normal functioning of the body, among other factors, not only the diet, but also the quality is of great importance.

The article discusses the current school food system in Russia, analyzes the innovations adopted in 2021, and offers recommendations for improving the school food system, taking into account the preferences of children and the requirements of state standards.

 

Keywords: school meals, diet, quality of school meals, innovations, preferences, standards.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бочарова А.С. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТРАСЛИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ // Вестник науки №2 (47) том 1. С. 131 - 138. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5262 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5262



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.