'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  342 просмотров

Галич Т.Н., Гарапшина Д.И.

  


ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены особенности интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности обучающегося. Выделена важность данного направления воспитания. Проанализированы основы гражданско-патриотического воспитания младших классов. Исследована специфика гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Раскрыта сущностная характеристика урочной и внеурочной деятельности, направленной на гражданско-патриотическое воспитание. Исследованы проблемы организации работы по развитию гражданско-патриотического воспитания младших классов средствами урочной и внеурочной деятельности и предложены пути совершенствования. Отражены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гражданско-патриотического воспитания младших школьников средствами интеграции урочной и внеурочной деятельности   

Ключевые слова:
средства интеграции, урочная деятельность, внеурочная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, личность обучающегося, младшие школьники, развитие гражданско-патриотического воспитания, средства урочной и внеурочной деятельности   


УДК 37

 Галич Т.Н.

к.п.н, доцент

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

 Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

Казанский федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

Гарапшина Д.И.

студент

 Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

Аннотация: в статье рассмотрены особенности интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности обучающегося. Выделена важность данного направления воспитания. Проанализированы основы гражданско-патриотического воспитания младших классов. Исследована специфика гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Раскрыта сущностная характеристика урочной и внеурочной деятельности, направленной на гражданско-патриотическое воспитание. Исследованы проблемы организации работы по развитию гражданско-патриотического воспитания младших классов средствами урочной и внеурочной деятельности и предложены пути совершенствования. Отражены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гражданско-патриотического воспитания младших школьников средствами интеграции урочной и внеурочной деятельности.

 

Ключевые слова: средства интеграции, урочная деятельность, внеурочная деятельность, гражданско-патриотическое воспитание, личность обучающегося, младшие школьники, развитие гражданско-патриотического воспитания, средства урочной и внеурочной деятельности.

 

Актуальность рассмотрения вопросов интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания младших школьников не вызывает сомнений. Актуальность данных вопросов заключается в том, что большинство нравственных качеств человека формируются именно в школьные годы. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей стране. Однако изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, привели к значительному снижению таких духовных ценностей, как гражданственность и патриотизм. Эти изменения снизили воспитательный потенциал образования как важнейшего фактора формирования чувств гражданственности и патриотизма.

Данные изменения привели к тому, что в настоящее время проблемам гражданско-патриотического воспитания стало уделяться гораздо больше внимания, чем раньше. В связи с особой актуальностью данной проблемы, такое направление, как гражданско-патриотическое воспитание, на государственном уровне даже выделено в качестве приоритетного направления. Так, важность гражданско-патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ В.Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года» [2]. Для реализации обозначенных главой государства целей, в 2020 году был принят закон, который внес поправки в ФЗ «Об образовании в РФ» [1], которые коснулись целого направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Вступивший в силу с 1 сентября 2020 года закон вывел на новый уровень такие базовые понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Новые положения закона фактически возвращают воспитательную функцию в школы и уже нормативно закрепляют ее за системой образования. В соответствии с новыми требованиями учителя должны не просто ориентироваться на абстракцию, а четко следовать конкретным указаниям, позволяющим правильно выстроить воспитательную работу в школе по гражданско-патриотическому направлению.

Воспитательный компонент по гражданско-патриотическому направлению и до этого входил в образовательные программы школ, однако в большинстве случаев эта работа выполнялась достаточно формально. Сегодня же, в соответствии с новыми требованиями, рабочие программы по развитию гражданско-патриотического воспитания обучающегося должны содержать конкретные виды мероприятий: социальные проекты, дискуссионные площадки, спортивные праздники, игры и тренинги, совместные походы в театры и музеи. Сопоставляя предыдущие и новые требования законодательства, можно выделить, что основное отличие нового формата воспитательной работы по развитию гражданско-патриотического воспитания в школах состоит в том, что теперь деятельность не будет абстрактной.

В связи с актуальностью проблемы развития гражданско-патриотического воспитания в школах, с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Для реализации задач, поставленных государством необходимо усилить воспитательный компонент в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности. Обучающимся необходимо еще более эффективно прививать на уроках понятия о гражданственности и патриотизме, как базовых ценностях. Гражданско-патриотическое воспитание должно основываться на исторических и национально-культурных традициях. Основной целью должно быть воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Важно формировать у детей гражданско-патриотические качества и готовность к их активному проявлению.

Из этого следует, что процесс гражданско-патриотического воспитания находится в стадии перестройки согласно новым социально-политическим условиям. В связи с этим, сегодня имеется насущная проблема, обусловленная поиском новых способов развития гражданско-патриотического воспитания личности обучающегося. Сегодня важно помочь детям на доступных примерах из окружающей жизни осознать сущность гражданского патриотизма и воспитать в них чувство любви к Родине и чувство долга перед своим народом.

В связи с этим, возникла необходимость интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности обучающегося и создания реальных условий, способствующих формированию гражданско-патриотических качеств личности. Нужны новые подходы к организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Формирование в обучающихся гражданственности и патриотизма дадут новый импульс духовному оздоровлению народа. Поколение, которое возведет Россию на новый уровень, сможет приумножить национальные богатства, а жизнь страны сделать качественнее.

Вопросам гражданско-патриотического воспитания в своих работах уделяли внимание многие ученые-педагоги: А.В. Луначарский, Л.В. Кокуева, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А. Сухомлинский, Г.Х. Полеева и т.д. Выдающиеся педагоги и ученые определяли патриотизм, как стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский рассматривал патриотическое воспитание детей как совершенствование мировоззренческого сознания, участие воспитанников в общественно-полезном труде, развитие долга и ответственности перед своей страной [5, с. 166].

В настоящее время интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания не угас. Это видно по многочисленным публикациям. Большинство исследователей сходятся во мнении, что гражданственность и патриотизм являются важнейшими духовно-нравственными и социальными ценностями. Они представляют собой своего рода фундамент общественной и государственной системы, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Как верно отмечает Агапова И.А., гражданственность и патриотизм – это, прежде всего, олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству [3, с. 10].

Младший школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Однако, гражданско-патриотическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, которая определяется своеобразием их возрастного, личностного и психического развития: импульсивность, общая недостаточность волевой саморегуляции, повышенная эмоциональность, склонность к подражанию и т.д. Поэтому, организуя гражданско-патриотическое воспитание младших школьников, важно опираться на эти особенности.

Стоит согласиться с Ефремовой Г.В., которая считает, что гражданско-патриотическое воспитание младших школьников представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного, уважительного отношения у них к своей Родине, своему народу, своей культуре, языку и традициям [4, с. 17].

В силу особенностей возраста, младшие школьники мыслят образами, поэтому ознакомление детей 7-9 лет с жизнью своей страны должно строится на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Присущая младшему школьному возрасту эмоциональность диктует облекать знания об обществе, Родине и ее истории в более яркую образную форму, опираясь на эмоции и чувства детей. Воспитание патриотизма у младших школьников должно начинаться с воспитания любви к близким.

Существует достаточно большое количество различных методов как урочной, так и внеурочной деятельности, направленной на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников Урочная и внеурочная деятельность в рамках начального образования, является основополагающей деятельностью по гражданско-патриотическому воспитанию в системе образования России.

В процессе урочной деятельности используются различные методы гражданско-патриотического воспитания: устное изложение и обсуждение патриотического знания, самостоятельную работу, практические упражнения. Используются формы урочной деятельности, которые нацелены на активизацию патриотических чувств у младших школьников: лекции в классе среди младших школьников, всевозможные тематические рассказы, организация семинаров и различных групповых дискуссий. Среди внеурочных методов, наиболее эффективно применяемых в работе с детьми младшего школьного возраста можно выделить: экскурсии, устный журнал, путешествие, праздник, проектный метод, поисковая работа, игровые методы, коллективное творческое дело и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование у них устойчивого желания и стремления знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно трудиться на благо Родины, гордиться своей страной. Грамотная организация занятия в младших классах, где дети по-настоящему смогут проявить себя – отличная школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в последствии и патриотизма.

Для проверки гипотезы исследования о том, что если осуществить интеграцию урочной и внеурочной деятельности, то процесс гражданско-патриотического воспитания младших школьников будет более эффективным, нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования выступили учащиеся младшего школьного возраста (1-2 классы) МБОУ «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арская средняя общеобразовательная школа №6».

Используя опорные данные предварительного опроса учащихся, для выявления знаний школьников об историческом прошлом своей семьи, нами были подобраны 2 диагностические методики:

  1. Методика «Ты гражданином быть обязан» (Фридман Л.М.)
  2. Методика «Патриотизм и как я его понимаю» (Фридман Л.М.)

Учитывая тот факт, что современное общество постоянно сталкивается со все более сложными вызовами, связанными с ухудшающейся экологической ситуацией, нестабильной мировой политической обстановкой, попыткой навязывания западной цивилизацией своих ценностей, большей частью неприемлемыми в условиях Российской действительности, а также ухудшающейся эпидемиологической обстановкой, в полной мере, проявившейся в последние годы на фоне возникшей Пандемии из-за новой коронавирусной инфекции COVID-19, особенно остро чувствуется необходимость проведения целенаправленной работы с детьми участвующими в эксперименте по формированию гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, подытоживая проведенный констатирующий этап эксперимента, можно отметить, что учащиеся оказались не способны отразить ключевые свойства самого понятия, а также продемонстрировали скудный словарный запас.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что уровень развития гражданско-патриотического воспитания у младших школьников низкий, на первое место дети ставят такие понятия как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, терпеливость. Поэтому был организован и проведен формирующий эксперимент.

Цель: формирование патриотических чувств учеников младшего класса с помощью средств эстетического воспитания. Для достижения данной цели, ставятся задачи:

- Развитие нравственно-патриотических качеств таких как: гордость, гуманизм, желание сберечь и увеличить богатство своей родины.

- Формирование интереса к историческому наследию страны, города, семьи.

Для того, чтобы оценить эффективность комплекса занятий был проведен контрольный эксперимент. Он проводился по аналогии с констатирующим экспериментом, при использовании тех же методик и методов.

На основе полученных результатов исследования, можно резюмировать, что при полной реализации программы формирующего эксперимента, есть возможность сформировать интерес учащихся к историческому наследию страны, города, семье и обычаям, либо повысить существующий. Осознание понятия «гражданский патриотизм» также проверялось с помощью сочинения, как и на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты проведенного исследования также оформлены диаграммой, для оптимального отслеживания положительной динамики.

 

В результате анализа результатов исследования было выявлено:

Низкий уровень уменьшился на 12% и составил 47% школьников (10 человек).

Средний уровень - остался неизменным, то есть 32% (7 человек).

Высокий уровень - соответственно увеличился на 12% и составил 21% (5 человек).

Соответственно в данной части итогового эксперимента можно отметить небольшую положительную динамику. Повышение высокого уровня и пропорционально уменьшившийся низкий уровень.

Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что если провести интеграцию урочной и внеурочной деятельности, то процесс гражданско-патриотического воспитания младших школьников будет более эффективным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.

Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"//"Российская газета" от 22 июля 2020 г. N 159.

Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис-пресс,2018. –140с.

Ефремова Г.В. Патриотическое воспитание школьников//Воспитание школьников/Г.Ефремова. – 2017. –№8. –С.17

Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Мысль - 2019. - С. 166

 

Galich T.N.

PhD, Associate Professor

Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch) of the Federal State Autonomous

educational institution of higher education

Kazan Federal University

(Elabuga, Russia)

 

Garapshina D.I.

student

Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch)

Kazan Federal University

(Elabuga, Russia)

 

INTEGRATION OF COURSE & EXTRACOURSE

ACTIVITIES IN PROGRESS CIVIL & PATRIOTIC

EDUCATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY

 

Abstract: the article discusses the features of the integration of classroom and extracurricular activities in the process of civil and patriotic education of the student's personality. The importance of this direction of education is highlighted. The fundamentals of civil-patriotic education of elementary grades are analyzed. The specificity of civil-patriotic education of younger schoolchildren has been studied. The essential characteristics of classroom and extracurricular activities aimed at civic-patriotic education are revealed. The problems of organization of work on the development of civic-patriotic education of elementary grades by means of classroom and extracurricular activities have been studied, and ways of improvement have been proposed. The results of experimental work on the development of civil and patriotic education of younger schoolchildren by means of integrating classroom and extracurricular activities are reflected.

 

Keywords: means of integration, lesson activities, extracurricular activities, civic-patriotic education, personality of the student, younger students, development of civic-patriotic education, means of lesson and extracurricular activities.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Галич Т.Н., Гарапшина Д.И. ИНТЕГРАЦИЯ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ // Вестник науки №2 (47) том 2. С. 5 - 15. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5289 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5289



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.