'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 1
  4. Научная статья № 101

Просмотры  114 просмотров

Кикина Е.Г.

  


АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности античной архитектуры, описываются основные принципы архитектуры Древней Греции и Древнего Рима   

Ключевые слова:
архитектура, искусство, античность, ордер   


Когда говорят об античной архитектуре, прежде всего, имеют в виду искусство Древней Греции. Над созданием самого известного античного ансамбля Древней Греции - Акрополя – с 6 века до н.э. трудились архитекторы Калликрат, Иктин, Архилох, Мнесикл. С 447 г. до н.э. строительством руководил скульптор Фидий. В конце 19 века были проведены реставрационные работы, в ходе которых был частично восстановлен облик Акрополя, заново возведен храм Ники Аптерос. Архитектура античности явилась образцом, которому подражали зодчие Римской империи, Ренессанса, классицизма. Древние греки преуспели в развитии многих наук, в том числе геометрии, применив ее законы для определения пропорции, оценивая с ее помощью гармоничность объекта. Основным достижением архитекторов античной архитектуры Древней Греции стало открытие ордерной системы. Были созданы дорический (Парфенон), ионический (храм Ники Аптерос), коринфский ордер (Олимпейон в Афинах). [3] Ордерная система, придуманная греческими мастерами в VII-VI в. до н. э., воплотила в себе главный принцип архитектуры античности – борьбу опоры и тяжести и, в то же время, стала неотъемлемым украшением храма, заняв ведущее место в его конструкции. Самым древним и наиболее массивным ордером является дорический. Благодаря стилистическому сужению снизу-вверх и полностью каннелированной поверхности, дорическая колонна, в отличие от обычного опорного столба, создает эффект вертикального движения. Подобная динамика и полное отсутствие прямых линий были свойственны всем греческим ордерам, но в дорическом стиле эти качества проявлялись в особой форме, за счет упрощенной капители и антаблемента. Увлечение «телесными функциями здания» привело к возникновению ионического ордера, который теоретики античной архитектуры часто называли «женским» за гибкость форм и особенное строение капители. Загнутые волюты они сравнивали с женскими кудрями, растительный орнамент с ожерельем, а тонкие каннелированные колонны – со складками на одежде. В противоположность «мужскому» дорическому и «женскому» ионическому, архитектура античности была дополнена «девичьим» коринфским ордером, капитель которого состояла из двойного ряда листьев аканта и восьми небольших стеблей - волют. Помимо ордерной системы греки изобрели множество различных типов храмов. Простильный и амфипростильный виды с одним или двумя портиками, окруженные одним или двумя рядами колонн (периптерический и диптерический) и т.д. Развернутое строительство храмовых зданий привело к появлению крупных, чаще всего крепостных комплексов в Афинах, Дельфах, Олимпии и других городах, на территории которых помимо храмов и святилищ можно было встретить множество скульптур, общественных зданий и первые театральные постройки. [2] Древний Рим не только унаследовал греческую систему архитектурных ордеров, но и прибавил к ней свои вариации. У этрусков римские зодчие заимствовали тосканский ордер. Главными отличительными признаками тосканской колонны является отсутствие каннелюр и наличие базы. Использовался он чаще всего в военных и общественных постройках, так как в храмовом строительстве римляне применяли греческие колонны или композитный ордер. Римский архитектор Витрувий (I в. до н.э.) в своих трудах не рассматривал композитную колонну в качестве отдельного ордера, ему она напоминала скорее украшенный вариант коринфского. В последний период истории римской архитектуры (со 138 по 300 гг.) каждый император старается оставить по себе память каким-либо значительным сооружением. Антонин Благочестивый строит в Риме храм Антонина и Фаустины; Марк Аврелий — колонну своего имени по образцу Траяновой; Септимий Север — тяжелые, обремененные архитектурными и скульптурными украшениями триумфальные ворота в подражание арке Тита, а также небольшой, но гармоничный по пропорциям и благородно-красивый по деталям храм Весты в Тиволи. Каракалла наделяет Рим необычайно обширными и роскошными общественными банями, Аврелиан — колоссальным храмом Солнца. При Диоклетиане построены термы, еще более вместительные и великолепные, чем бани Каракаллы, но представлявшие собой, по конструкции и расположению, только сколок с них. [1] В отличие от греков, римляне использовали ордер в качестве декоративного, а не основного элемента конструкции. Со временем, главным принципом римской античной архитектуры стала утилитарная функциональность сооружений, поэтому предпочтение отдавалось не храмовым постройкам, а всевозможным мостам, акведукам, термам, театрам и амфитеатрам. В период наивысшего расцвета римской архитектуры появляется самый уникальный памятник античного храмового зодчества – Пантеон. В его конструкции помимо греческого портика и формы в виде большой ротонды можно увидеть настоящий шедевр римского инженерного искусства – огромный купол.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кикина Е.Г. АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ // Вестник науки №9 (9) том 1. С. 234 - 235. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/529 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/529



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.