'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  121 просмотров

Семёнова М.С., Николаева А.В.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ *

  


Аннотация:
статья рассматривает особенности психолого-педагогических условий развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Предлагаются теоретические аспекты этого направления работы посредством применения ритмической гимнастики, стимулирующей детей к осознанной моторной деятельности в развивающей среде оптимального двигательного режима   

Ключевые слова:
активность, психофизиологические механизмы, психомоторика, активная двигательная деятельность старшего дошкольника, двигательные способности детей   


УДК 37

Семёнова М.С.

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

(г. Якутск, Россия)

 

Научный руководитель:

Николаева А.В.

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

(г. Якутск, Россия)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОД ВЛИЯНИЕМ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Аннотация: статья рассматривает особенности психолого-педагогических условий развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Предлагаются теоретические аспекты этого направления работы посредством применения ритмической гимнастики, стимулирующей детей к осознанной моторной деятельности в развивающей среде оптимального двигательного режима.

 

Ключевые слова: активность, психофизиологические механизмы, психомоторика, активная двигательная деятельность старшего дошкольника, двигательные способности детей.

 

В настоящее время в сфере образования все больше растет понимание того, что поднять её на более качественный уровень смогут только действенные гуманные принципы сопровождения личности в условиях становления новой модели взаимодействия, способной войти в мировое пространство. ФГОС предложил создать в каждой образовательной организации атмосферу сотрудничества, способную помочь детям развивать свой позитивный потенциал

Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности детей в двигательной деятельности. Сегодня ребенку необходимо не столько много знать, сколько адекватно и быстро реагировать на сигналы внешнего мира, проявляя хорошую адаптацию, выносливость и ловкость. Именно в ФГОС дошкольного образования большое внимание обращается на физическое развитие детей [7]. Это возможно, прежде всего, при развитии двигательной активности детей – самой глубокой и бескорыстной инициативности, обогащающей мир личности ребенка.

Как подмечено Ю.Н. Вавиловым, Ю.Ф. Змановским и др. исследователями, активность ребенка естественно входит в российскую концепцию личностно-ориентированного обучения, переориентирующую современное дошкольное образование со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки детской личности [8; 4].

Активность – это ценный комплекс личностных свойств, порождаемый потребностями и включающий устойчивый интерес к миру и общению, направленный на преобразование окружающей действительности. Психофизиологические механизмы движений связаны с функциями высших отделов центральной нервной системы. У детей по мере приобретения опыта движений и управления своим телом вырабатываются привычки и стереотип двигательной активности.

Двигательная активность старшего дошкольника – это естественное стремление ребенка к движению, характеристика двигательной деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование ребенка. Она находится в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимая формы сознательной целенаправленной психомоторной деятельности. Поэтому именно у детей данного возраста одним из главных направлений саморазвития должно стать становление двигательной активности.

Л.И. Пензулаева определяет «двигательную активность» как качество личности, которое включает общее стремление личности к движению, выражает индивидуальный отклик на внешние стимулы [5, с. 63]. Качеством личности «двигательная активность» становится, по мнению автора, при устойчивом проявлении эффективного овладения механизмами активной деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение поставленной цели». Это позволяет ребёнку планировать, менять и осуществлять любые свои движения. Именно своя схема тела даёт детям отправную базу для претворения любой собственной двигательной программы. Её продумывание и выстраивание, а затем исполнение в жизни всегда связано с функционированием психомоторики.

Как показали наблюдения Н.Н. Даниловой, по мере приобретения опыта движений и управления своим телом у дошкольника «вырабатывается такой состав двигательного акта, при котором элементы самосознания (образы, мысли, чувства) также включаются в его дина­мику, становясь элементом двигательной программы». Под влиянием образов и чувств у ребёнка «лишние мышеч­ные напряжения устраняются, а само движение становится более устойчивым к внешним воздействиям», что даёт путь к влиянию взрослого на развитие двигательной активности. Наилучшим образом осуществлять оптимальные условия для развития двигательных способностей дошкольников можно посредством игровых двигательных технологий [2, c. 294].

Анализируя психолого-педагогические исследования по проблеме в целом, можно сделать вывод о том, что последовательность развития двигательной активности ребёнка тесно связана с этапностью созревания детского мозга, с усложняющимися условиями взаимодействия с окружающей средой. Поэтому можно считать, что двигательная активность дошкольника – это совокупность сознательно управляемых ребёнком движений, а её развитие протекает всегда в тесной связи с психомоторным развитием при участии самосознания и речи. 

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях задачи всех областей их работы решаются в различных формах совместной деятельности. Применяются различные формы обучения (беседа, рассказ, экскурсия, наблюдение, игра, мастерская, коллекционирование и т.д.).  Однако изучение и анализ опыта работы педагогов ДОО показывает, что такие виды совместной деятельности взрослых и детей, как ритмическая гимнастика, воспитатели в группах используют недостаточно. Но пандемия внесла свои коррективы и расставила определенные приоритеты, обострив интерес к путям детско-взрослого сотрудничества в области развития двигательной активности.

Ритмическая гимнастика – это утренняя гимнастика с оздоровительной направленностью, основным содержанием которой являются «комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, направленные на формирование у детей потребности и интереса к координированным движениям, выполняемым в различных плоскостях пространства преимущественно поточным способом, а также обогащенным танцевальными движениями» (А.И. Буренина) [1, с. 16]. Старших дошкольников гимнастика обучает произвольному выполнению состава координированных актов, давая детям возможность регулировать, ощущать и оценивать собственные действия (улучшение качества произвольного напряжения и расслабления мышц), «приучая выполнять с наибольшей экономией сил, поэтому следует считать, что гимнастика является средством познания возможностей своего двигательного аппарата».

Ритмическая гимнастика сегодня востребована в текущих условиях гиподинамии как форма оптимизации двигательного режима детей старшего дошкольного возраста (В.А. Деркунская, Ю.Ф. Змановский, Н.А. Фомин и др.).

Практика участия ребёнка в ритмической гимнастике связана с тем, что                            в ходе выполнения упражнений импульсы энергии от работающих мышц исправно следуют в мозг, интенсифицируя центральную нервную систему, направляя путь развития более точных действий дошкольника к более высокому ярусу координации движений. Такая активность ребёнка не только облагораживает степень мышечной силы, но и повышает энергетические резервы детского организма.

Роль ритмической гимнастики в развитии двигательных способностей и общей активности старших дошкольников необычайна. Стимулирующее влияние ритмических упражнений на психику старшего дошкольника связано с важным механизмом: от работающих под музыкальные ритмы мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуют ее развитию.

Грамотный подбор музыкального сопровождения не только улучшает добротность движений, но и придает им свою выразительность, ведь музыка, подобранная к комплексам ритмической гимнастики, позитивно воздействует на эмоциональное самочувствие ребёнка. Поэтому её выполнение в ДОО всегда связано с положительным настроем: это способствует совершенствованию личностных качеств ребёнка – уверенности, оптимизма, дружелюбия; а также психофизических свойств – двигательной памяти, образного мышления и координационных способностей.

Исходя из выше изложенного, мы пришли к выводу, что ритмическая гимнастика помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста потребность заниматься физической культурой, привлечь их к занятиям физическими упражнениями. Регулярное её проведение помогает преодолеть такие негативные явления как гиподинамия (дефицит движений) и гипокинезия (двигательное голодание).

В своем опыте на базе МБДОУ «Детский сад №40 «Солнышко» городского округа «г. Якутск», состав ритмических упражнений в гимнастике определяем на основе учёта принципа «от простого к сложному», и далее воплощение детьми координированных движений не встречает каких-либо препятствий. Выучив простые движения, дети уже сами легко добавляют к ним единичные элементы с присоединением уже рук, плеч, или головы. Подобный подход способствует развитию у старших дошкольников способности к контролю ловкости и силы своего тела, а темповое музыкальное подкрепление не только поддерживает интерес воспитанников к ним, но постепенно под действием музыки пластика у детей становится более четкой, ритмичной и согласованной.

Эти выводы нашли подтверждение по итогам диагностики, в чем нам помогла методика М.А. Руновой [6].

 

 

Двигательная активность детей зависит от того, как к ней относятся близкие взрослые. Благодаря включению детей во взаимодействие не только с педагогами, но и с родителями, в этом вопросе произошла заметная её динамика – на 50%. Поэтому помощь родителей здесь просто необходима.

Учитывая карантинные меры самоизоляции, решая задачи развития двигательной активности воспитанников, мы стали систематически использовать технологические возможности коммуникационно-компьютерных сетей, чтобы найти в создавшихся условиях применение различных типов обучения детей и общения с родителями. Это позволило нам обратиться к дистанционным формам работы. Преимуществами такой работы для взрослых являются:

- пространственно-временная гибкость, то есть возможность выбора наиболее удобного времени подключения к контакту и подбора индивидуальных средств взаимодействия;

- отсутствие необходимости присутствовать в одном помещении.

Нами были апробированы формы работы с семьей, посредством таких онлайн-платформ для дистанционной работы – ZOOM, приложение-мессенджер Viber; онлайн-контакт по видео-звонку. Их цель: обеспечить оперативную консультационную помощь родителям воспитанников, охватить максимальное их количество и вовлечь в процесс развития двигательной активности ребенка, поэтому стремились повысить качество дистанционных занятий с детьми.  Систематическое применение ритмической гимнастики в живой и онлайн-работе по двигательному развитию позволило гибко учитывать индивидуальный подход к ребенку. К примеру, для детей, пропустивших какой-либо комплекс по причине болезни или плохого самочувствия, заблаговременно записывали видео занятия или делали видео-презентацию. Затем через мессенджеры или телефон общались с родителями каждого ребенка, реагируя на возникшие трудности; также получали фотографии по результатам занятий и домашней работы. 

В течение всего периода экспериментальной работы мы обеспечиваем обратную связь с родителями: отвечаем на вопросы, даем индивидуальные рекомендации. Более того, по результатам всех мероприятий, в которых участвуют дети и родители, оформляем фотоотчеты, видеоотчеты и размещаем их в социальных сетях и на сайте МБДОУ.

Таким образом, системное применение ритмической гимнастики в ДОО позитивно сказывается на развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. На протяжении эксперимента у старших дошкольников отмечалось хорошее настроение, уравновешенное состояние, интерес к различным видам двигательной дея­тельности

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста / А.И. Буренина. – СПб.: Аничков мост, 2015. – 196 с.

Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н.Н. Данилова – М.: Сфера, 2018. – 373 с.

Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников                              / В.А. Деркунская.  - М.: ФиС, 2015. – 96с.

Змановский, Ю.Ф. Программа «Здоровый дошкольник» / Ю.Ф. Змановский // Обруч. – 2016. – № 3. - С. 4-5.

Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л.И. Пензулаева. - М.: Педагогика, 2017. – 190 с.

Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 258 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Наука, 2012. – 94 с.

Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 224 с.

 

Semyonova M.S.

North-Eastern Federal University. M. K. Ammosova

(Yakutsk, Russia)

 

Scientific adviser:

Nikolaeva A.V.

North-Eastern Federal University. M. K. Ammosova

(Yakutsk, Russia)

 

THEORETICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF MOTOR ACTIVITY

IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE

UNDER THE INFLUENCE OF RHYTHMIC GYMNASTICS

 

Abstract: the article considers the features of the psychological and pedagogical conditions for the development of motor activity of children of senior preschool age in a preschool. Theoretical aspects of this direction of work are proposed through the use of rhythmic gymnastics, which stimulates children to conscious motor activity in the developing environment of the optimal motor regime.

 

Keywords: activity, psychophysiological mechanisms, psychomotor, active motor activity of senior preschooler, motor abilities of children.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Семёнова М.С., Николаева А.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ // Вестник науки №2 (47) том 2. С. 44 - 52. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5295 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5295



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.