'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  244 просмотров

Соломонова Л.Н.

  


ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ ПО МОТИВАМ ПЕРМОГОРСКОЙ РОСПИСИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена проблема влияния декоративно-прикладного искусства на развитие художественно-творческих способностей дошкольников. Обобщены некоторые тенденции современного дошкольного образования. Раскрыты возможности использования мотивов Пермогорской росписи в повседневной образовательной деятельности   

Ключевые слова:
декоративно-прикладное искусство, Пермогорская роспись, художественно-творческие способности, дети старшего дошкольного возраста   


УДК 37

Соломонова Л.Н.

воспитатель первой квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому развитию детей»

(г. Арзамас, Россия)

 

ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ ПО МОТИВАМ

ПЕРМОГОРСКОЙ РОСПИСИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в работе рассмотрена проблема влияния декоративно-прикладного искусства на развитие художественно-творческих способностей дошкольников. Обобщены некоторые тенденции современного дошкольного образования. Раскрыты возможности использования мотивов Пермогорской росписи в повседневной образовательной деятельности.

 

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, Пермогорская роспись, художественно-творческие способности, дети старшего дошкольного возраста.

 

В настоящее время всё чаще стала отслеживаться тенденция использования компьютерных и инновационных технологий в развитии детей. При этом часто остается без внимания художественно-эстетическое воспитание. На второй план уходит развитие художественных умений и навыков, а народные декоративные промыслы остаются забытыми, несмотря на то, что построение современной системы эстетического воспитания невозможно без использования народного творчества в работе с детьми.

Народное искусство обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Декоративно-прикладное творчество, как часть народного искусства веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры, считает Покровская Г.А. Различные виды декоративно-прикладного творчества способствуют развитию художественного мышления, творческого воображения, наблюдательности. Через освоение различных граней прекрасного мира декоративно-прикладного искусства, через познание законов красоты и гармонии у детей прививается интерес и любовь к труду.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Пермогорская роспись — крестьянская роспись по дереву Северной Двины. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни.

Знакомство с Пермогорской росписью способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства - симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов -- вот характерные особенности произведений Пермогорской росписи. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Наличие художественных способностей у детей 5-7 лет, считает Тихонова М.В., является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей.

Знакомство с традициями Пермогорской росписи способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Знакомить с изделиями народных мастеров Пермогорской росписи можно как на специальных занятиях, так и вне занятий со всей группой, с подгруппами детей и индивидуально, используя следующие методы и приемы: ознакомление с предметами Пермогорской росписи, рассматривание образцов Пермогорской росписи, рассматривание изображений на открытках, в альбомах, иллюстрациях, диапозитивах, рассказ о художественном наследии русского народа в традиционных изделиях народных мастеров, беседа о Пермогорской росписи, прослушивание русской народной музыки, использование потешек, народных сказок, стихов, загадок, лепка, рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликация, художественный труд, конструирование, игра или танец с оформленными народными атрибутами (ободок на голову, поясок, фартук и т.п.), в изготовлении которых принимали участие дети, организация в детском саду выставок Пермогорской росписи и детских работ по его мотивам.

Усова А.П. считает: «В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развития умения видеть красоту, создавать и беречь ее, развивать творческую активность, важно развивать и психические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы), а также задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине».

Таким образом, декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредство общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Художественные рефераты http://www.na-5.ru/catalog-iskusstvo-hudojestvennie_referati.;line-height: 150%"> 2. Энциклопедия «Русская роспись» Наина Величко.

Н. Н. Соболев Русская народная резьба по дереву. Сварог и К, 2000 ISBN 5-93070-030-3.

Традиции народной росписи по дереву Супрун Л.Я. - Резьба 1983г.

Город мастеров http://evk-skell.ucoz.ru/forum/29-95-1

 

Solomonova L.N.

teacher of the first qualification category

municipal budgetary preschool educational institution

"Kindergarten of a general developmental type with a priority implementation

of activities for the artistic and aesthetic development of children"

(Arzamas, Russia)

 

INFLUENCE OF DECORATIVE DRAWING

BASED ON PERMOGORSK PAINTING

FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE

 

Abstract: the paper considers the problem of the influence of arts and crafts on the development of artistic and creative abilities of preschoolers. Some tendencies of modern preschool education are summarized. The possibilities of using the motifs of the Permogorsk painting in everyday educational activities are revealed.

 

Keywords: arts and crafts, Permogorsk painting, artistic and creative abilities, children of senior preschool age.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Соломонова Л.Н. ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ ПО МОТИВАМ ПЕРМОГОРСКОЙ РОСПИСИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №2 (47) том 2. С. 53 - 57. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5296 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5296



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.