'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  113 просмотров

Касенова А.К.

  


МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные методы стратегического управления, применимые к некоммерческим организациям. Выделена актуальность исследования, а также основные трудности авторов научных трудов в попытках систематизировать теоретический материал, посвященный данной теме. Приведены примеры использования методов на основе современной литературы   

Ключевые слова:
некоммерческие организации, методы стратегического управления, современные тенденции в стратегическом управлении, сотрудничество НКО   


УДК 33

Касенова А.К.

студентка второго курса магистратуры направления

«Стратегическое корпоративное управление»

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

«Удачная стратегия и ее умелая реализация –

именно те признаки совершенного управления,

которым стоит доверять»

А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд 

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные методы стратегического управления, применимые к некоммерческим организациям. Выделена актуальность исследования, а также основные трудности авторов научных трудов в попытках систематизировать теоретический материал, посвященный данной теме. Приведены примеры использования методов на основе современной литературы.

 

Ключевые слова: некоммерческие организации, методы стратегического управления, современные тенденции в стратегическом управлении, сотрудничество НКО.

 

На сегодняшний день в мире, словно катящийся по склону снежный ком, нарастает количество нерешенных социальных проблем. Современному обществу необходимо развитие во всех направлениях – культурном, научном, образовательном и пр. Так называемый «третий сектор» экономики – некоммерческие организации (далее – НКО), деятельность которого направлена на относительно реактивное и действенное достижение вышеперечисленных целей, все больше и чаще привлекает внимание правительств разных стран. Например, в Российской Федерации с 2020 года предусмотрены некоторые меры поддержки НКО и социально ориентированных НКО (далее – СОНКО).

Актуальность выбранной темы определяется тем, что НКО являются необходимым элементом для становления гражданского общества. А управление НКО, как процесс, направленный на достижение намеченных целей, занимает особое место в функционировании организаций такого типа.

Объектом исследования работы являются некоммерческие организации, а предметами исследования – методы стратегического управления в менеджменте и методы стратегического управления НКО, как составляющие объекта исследования. 

Научный подход и методы исследования: для достижения цели исследования был использован общенаучный метод. Автор провел анализ литературы по теме, обобщил, сравнил и систематизировал теоретические данные.

Логическим завершением статьи послужили выводы по проведенному автором исследованию: теоретические походы по изучению методов управления НКО свидетельствует о необходимости рассмотрения управления деятельностью НКО в совокупности представленных методов с целью обеспечения наибольшей степени планируемых и ожидаемых результатов всей организации.

БФ «КАФ» провёл вторую волну исследования «НКО и коронавирус: остаться в живых» о последствиях пандемии коронавирусной инфекции для НКО. В опросе, который проводился с 25 мая по 8 июня 2021 года, приняли участие 194 НКО. 72% принявших участие в опросе — представители 45 регионов, остальные — НКО из Москвы и Московской области.

Согласно опросу, одна третья часть опрошенных занялась стратегическим планированием и организационным развитием. На рисунке 1 представлены результаты опроса.

 

 

Стратегическое управление в некоммерческих организациях – это процесс выбора целей организации, определения стратегических программ, необходимых для достижения конкретных целей и установления определенных методов, необходимых для их реализации.

Несмотря на относительно большое количество теоретического материала, методы стратегического управления в НКО – это не до конца изученная ниша, которая нуждается в глубоком и основательном изучении. Возможно, это связано с большим количеством видов НКО, а, соответственно, целей и миссиями их деятельности. Однако, нами была предпринята попытка выделить основные эвристические методы, используемые руководством различных НКО.

  1. Модель «цель-исполнение».

Чтобы внедрить модель «цель-исполнение» в процесс стратегического управления, предпринимаются следующие шаги:

- Формулирование конкретной цели в определенных, четких, понятных для сотрудников НКО терминах;

- Указание срока достижения цели;

- Разработка показателей эффективности;

- Определение механизмов контроля;

- Заключение по достигнутым результатам (заключение по «исполнению»).

  1. Матрица «2 x 2» или матрица Эйзенхауэра.

Матрицы 2 x 2 - это метод планирования, используемый для распределения целей НКО на две группы: «очень важные» цели и «важные, но не критические» цели. Матрица – это простой, краткий и высокоэффективный инструмент для достижения практических и реалистичных целей. На рисунке 2 представлен шаблон матрицы 2 х 2.

Рис.2. Матрица Эйзенхауэра.

 

 

СРОЧНО

 

НЕСРОЧНО

ВАЖНО

ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ ЦЕЛИ.

НУЖНО СДЕЛАТЬ.

ВАЖНЫЕ И НЕСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ.

 НАДО ЗАПЛАНИРОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ.

НЕВАЖНО

НЕВАЖНЫЕ, НО СРОЧНЫЕ ЦЕЛИ.

 НУЖНО ДЕЛЕГИРОВВАТЬ

НЕВАЖНЫЕ И НЕСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ.

КОРРЕКТИРОВКА.

 

  1. Древо решений.

Дерево решений - важный и практичный инструмент, используемый в стратегическом управлении. На рисунке 3 представлен пример древа решений, построенного на основе формулы «Как стать богатым» Ж.Поля Гетти.

 

 

  1. SWOT- анализ.

SWOT-анализ представлен во многих управленческих текста́х и статьях как фундаментальный и необходимый метод в стратегическом менеджменте. Один из основателей метода, Джордж Смит, определяет SWOT-анализ как «метод, используемый для оценки способности организации противостоять возможностям и угрозам, с которыми она сталкивается в своей среде». Название метода основано на первых буквах слов «сильные стороны», «слабые стороны», «возможности» и «угрозы», которые были заменены на «S», «W», «O» и «T». SWOT-анализ направлен на выявление и изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, существующих в организации. На рисунке 4 представлен шаблон SWOT-анализа.

 

Рис.4. Пример оформления SWOT-анализа.

 

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

Слабые стороны

Угрозы

 

  1. Стратегия вознаграждения.

Стратегия вознаграждения – относительно новый подход в стратегическом управлении для некоммерческих организаций.

Целью стратегии вознаграждения является изучение структуры вознаграждения в организации и разработка плана вознаграждения сотрудников. Стратегия вознаграждения может использоваться для достижения одной или нескольких из следующих целей для организации:

- Обеспечить систему вознаграждения за выдающиеся результаты;

- Поощрить командную работу;

- Развить лояльность к организации;

- Повысить продуктивность сотрудников;

- Снизить текучесть кадров.

Стратегия вознаграждения предоставляет некоммерческим организациям комплексный и разумный подход к поиску новых способов мотивации сотрудников организации.

  1. Маркетинговая стратегия.

Стратегический маркетинг – это метод, используемый для разработки долгосрочного маркетингового плана организации. Стратегический маркетинг использует целостный подход к маркетинговому планированию, поскольку он учитывает все аспекты маркетинговой ситуации и предлагает общую маркетинговую стратегию организации для достижения идеального имиджа организации в глазах общественности.

В связи с тем, что основными целями маркетинга являются продвижение товара или услуги и продвижение бренда, это касается и некоммерческих организаций. Реклама помогает НКО находить новых сторонников и привлекать пожертвования, увеличивать аудиторию своих проектов и информационных ресурсов и заниматься социальным предпринимательством. Она побуждает потребителя совершить целенаправленное действие: платеж/покупку, подписку, регистрацию, скачивание, посещение сайта.

Например, один из крупных онлайн маркетплейсов Ozon, в 2021 году начал сотрудничество с шестью некоммерческими организациями: фонд помощи хосписам «Вера», «Антон тут рядом», Фонд борьбы с лейкемией, «Рэй», «Вверх» и «Движение вверх».  НКО используют сайт Ozon как площадку для реализации своего «мерча» (мерчендайз), оплачивая комиссию самому Ozon, но при этом получая процент от каждой проданной единицы. Также можно участвовать в программе, но не принимать оферту — прийти к Ozon со своим продавцом, коммерческим брендом, который уже совершает продажи на Ozon и который готов делать отчисления по договору пожертвования. Пока такие партнёры есть у фонда «Движение Вверх», это три продавца — СИБА.Retail, Naturalina и «Мистер Фундук».

С 2006 года компания Apple участвует в (PRODUCT)RED. Эта кампания проводится при участии всемирно известных брендов. В их число входят Nike, GAP, Electronics Arts, Coca-Cola, American Express и множество других. Суть участия в кампании — выпуск лимитированных версий своих продуктов, окрашенных в насыщенно-красный цвет. Будучи партнером (PRODUCT)RED в течение 15 лет, Apple привлекла в фонд почти 270 миллионов долларов США за счет продажи устройств и аксессуаров (PRODUCT) RED. Поскольку COVID угрожает свести на нет прогресс, достигнутый на сегодняшний день в борьбе со СПИДом, Apple привлекает своих клиентов к борьбе с пандемиями круглый год и в специальные даты с помощью App Store, интеграции Apple Pay (каждое 1 декабря Apple направляет 1$ от каждой транзакции, проведенной в этом приложении App Store) и пр.

Таким образом, тщательно продуманная маркетинговая стратегия (правильно проанализированная целевая аудитория (далее – ЦА), правильно подобранный метод воздействия на ЦА и пр.) во многом способствует решению одной из главных проблем НКО – привлечение средств на решение поставленных перед ними задач.

Решение вопросов, касающихся управления НКО, в том числе и самых актуальных аспектов менеджмента, не может быть реализовано на принципах исследования организаций коммерческого типа. Это во многом усложняет процесс изучения данной темы, так как для полноценного исследования, требуется выявление особенностей функционирования именно НКО. Однако, это позволяет творчески подойти к процессу выделения ключевых моментов в научных трудах, структуризации всей имеющейся информации, формировании пула релевантных кейсов. В условиях быстрого формирования российского некоммерческого сектора требуется дальнейшее совершенствование теоретико-методических и практических подходов и методов к управлению НКО.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Lara Stalder and Maria Magdalena Vila Adrover // Linköping University, Department of Management and Engineering (IEI). Linköping, Sweden, 2019.

Salamon Lester M. and Helmut K. Anheier. The nonprofit sector: A new global force / Working papers of the Johns Hopkins Comparative Nonprofit Sector Project // The Johns Hopkins Institute for Policy studies. Baltimore, 1996.

Анохин А.А. Теоретические основы методов управления некоммерческими организациями // Экономическая среда. №2(4), 2013. с. 114-122.

Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Е.П. Голубков. М.: издательство Юрайт, 2020. – 290 с.

Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / А.Т. Зуб. М.: издательство Юрайт, 2021. – 375 с.

Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. М.: Издательство Юрайт, 2019. – 507 с.

Машарипова Л.Г. Особенности менеджмента в некоммерческих организациях / Экономика и менеджмент инновационных технологий, № 2 // НИУ ВШЭ, 2014.

Молчанова О.П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций: учебник для вузов / О.П. Молчанова. М.: издательство Юрайт, 2020. – 261 с.

Панасенко С.В. Стратегическое управление некоммерческими организациями / Сборник научных трудов. Серия «Экономика» // СевКавГТУ, Ставрополь, 2002. 180 с.

Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2003.

 

Kasenova A.K.

second-year student of the master's program

"Strategic Corporate Governance"

Saint Petersburg State University of Economics

(St. Petersburg, Russia)

 

STRATEGIC MANAGEMENT METHODS FOR NON-PROFIT ORGANIZATIONS

 

Abstract: the article discusses the main methods of strategic management applicable to non-profit organizations. The relevance of the study is highlighted, as well as the main difficulties of the authors of scientific papers in their attempts to systematize the theoretical material on this topic. Examples of the use of methods based on modern literature are given.

 

Keywords: non-profit organizations, methods of strategic management, current trends in strategic management.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Касенова А.К. МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ // Вестник науки №2 (47) том 2. С. 62 - 71. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5298 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5298



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.