'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 2
  4. Научная статья № 18

Просмотры  115 просмотров

Бобохонов Ф.А., Тагдиров А.У., Сайдалиев О.И.

  


ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОТ КЛЕВЕТЫ И ОСКОРБЛЕНИЙ В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается защита прав человека от клеветы и оскорбления в зороастрийской правовой системе. Авторы, изучая и исследуя зороастрийскую правовую систему, установили, что издревле на таджикской земле права человека были защищены от клеветы и оскорбления. Поэтому предлагается в действующем уголовном законодательстве также предусмотреть защиту человеческого достоинства от клеветы и оскорбления   

Ключевые слова:
защита прав человека, моральный вред, нематериальные блага, клевета и оскорбление, зороастрийская правовая система   


УДК 34

Бобохонов Ф.А.

соискатель кафедры прав человека и сравнительного

правоведения юридического факультета

Таджикский национальный университет

г. Душанбе, Республика Таджикистан

 

Тагдиров А.У.

ассистент кафедры истории и его методики

преподавания, историко-правового факультета

Педагогический институт Таджикистана в Раштском районе

г. Душанбе, Республика Таджикистан

 

Сайдалиев О.И.

докторант (phd) 1-го курса Института философии,

политологии и права им. А. Баховаддинов

Национальная академия наук Таджикистана

 г. Душанбе, Республика Таджикистан

 

ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОТ КЛЕВЕТЫ И ОСКОРБЛЕНИЙ

В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается защита прав человека от клеветы и оскорбления в зороастрийской правовой системе. Авторы, изучая и исследуя зороастрийскую правовую систему, установили, что издревле на таджикской земле права человека были защищены от клеветы и оскорбления. Поэтому предлагается в действующем уголовном законодательстве также предусмотреть защиту человеческого достоинства от клеветы и оскорбления.

 

Ключевые слова: защита прав человека, моральный вред, нематериальные блага, клевета и оскорбление, зороастрийская правовая система.

 

Период зороастрийской культуры считается периодом становления таджикской государственности и одновременно формирования норм и правовых институтов, включавших широкое регулирование общественных отношений [2]. По мнению У.А. Азиззода зороастрийская правовая система была одной из первых влиятельных религиозно-философских и правовых систем, хотя и не в ее нынешнем виде, а с учетом специфики и условий времени, она защищала защиту прав человека от морального вреда, причиняемого клеветой и оскорблением [2].

Зороастрийская правовая система, наряду с другими правовыми системами древнего мира, признана бесценным историческим достижением таджикского народа. Действовала на территории исторического Таджикистана со II тысячелетия до н.э. до VII века н.э. В частности, эта правовая система является началом периода формирования права и древнего таджикского государства. Зороастрийские правовые нормы исторически сложились на основе зороастрийских религий и обычаев [3]. Опыт законотворчества таджикского народа и институты, существовавшие на этой земле на протяжении всей истории и отстаивавшие права других, имеют давнюю историю. Права, свободы и справедливость ценились таджиками 3500-4000 лет назад, что началось в начале второго тысячелетия до нашей эры [13].

Система зороастрийского права не безразлична к признанию и защите индивидуальных прав человека, они опираются на правовые источники, представленные в историко-правовой литературе (Авесто, Динкард, Бундахишн, Ардавиронома, Минуи храд, Шояст ва нашаст, Декларация Кира Великого 539 г. до н.э., Сасанидский закон)[1]. Первоисточником зороастрийской правовой системы является священная книга зороастрийцев - Авеста. Авеста считалась энциклопедией жизни древних ариев и регламентировала почти все стороны жизни человека, нормы которой охватывали многие аспекты важнейших проблем своего времени. По мнению Н.И. Бобоева в этом юридическом источнике может найти нормы, которые в какой-то мере регулируют права человека во всем их искусстве и тонкости, делают их актуальными для античности [6].

Человек имеет врожденные права, которые имеют для него большое значение как нравственные ценности. Достоинство, честь и репутации относятся к важнейшим нематериальным благам человека, правовая защита которых обеспечивается Конституцией Республики Таджикистан и другими действующими законами. Следует отметить, что каждый человек имеет неотъемлемое право на эти драгоценные блага. Однако такие действия, как клевета, оскорбления и подобные действия, ведут к нарушению этих нематериальных благ человека и, как следствие, причиняют вред человеку и его интересам, будь то моральный или нематериальный.

Понятие личного достоинства относится к пониманию самого человека и происходящих вокруг него событий, обладающих важными нравственными и интеллектуальными качествами. Репутация личности не только определяет самооценку субъекта, но и включает в себя набор объективных качеств, характеризующих имя человека в обществе, пример достойной жизни и так далее. Следует отметить, что защита прав человека от морального вреда и человеческое достоинство осуществлялась также в зороастрийской, мусульманской [7], советской [4] правовых системах и реализуется в современности [9]. В частности по мнени У.А. Азиззода многие нормы и институты зороастрийского права исторически и в соответствии с требованиями наследования переходили из одной государственно-правовой системы в другую, а некоторые из них до сих пор действуют в реальной жизни и быту таджиков [3].

Тем не менее вопрос защиты чести и достоинства человека от противоправных действий клеветы и оскорбления имеет историческую природу, и сотни лет назад он регламентировался и защищался в историко-правовых системах таджиков. Следовательно, эти права регулировались в разных историко-правовых источниках, в разные исторические периоды, разными способами и методами того времени. В связи с этим З.Х. Зокирзода отмечает, что во всех источниках зороастрийского и мусульманского права клевета и оскорбления считаются опасными. Если сопоставить правовые нормы действующего законодательства о защите прав человека от морального вреда с историческими источниками, становится ясно, что историко-правовая система Таджикистана по отношению к современной правовой системе уделяла больше внимания на защите прав человека от морального вреда [9].

Зороастрийская правовая система также осуждала клевету и оскорбления, которые издревле считались наиболее тяжкими деяниями, наносящими вред человеческому достоинству и репутации. В той правовой системе практика клеветы также имела свое нынешнее значение, но форма ее правового регулирования различалась в зависимости от уровня и уровня мировоззрения и правосознания зороастрийской правовой системы. Клевета и оскорбление – это два противоправных действия, совершение которых может привести к посягательству на достоинство, честь и репутацию человека и, как следствие, нанести человеку моральный вред. Поскольку человек и его права и интересы издавна считались главным объектом защиты права во всех религиозных и национальных правовых системах, в них вопросу защиты прав человека и защиты его репутации от клеветы и оскорблений уделялось серьезное внимание.

Таким образом, клевета и оскорбление являются незаконными и опасными явлениями, которые существуют с древних времен и считались преступным деянием. По мнению ряда исследователей, клевета – это распространение ложной информации, клевета имеет несколько классификаций. Оскорбление подразумевает грубое унижение человека (во времена прошлого плевок в лицо можно рассмотреть как грубое унижение человека) [10].

В зороастрийской правовой системе клевета, ложь и оскорбления входят в группу преступных деяний как действия, причиняющие моральный вред. У.А. Азиззода анализируя классификацию преступлений в зороастрийской правовой системе, собрал ряд классификаций исследователей, большинство из которых рассматривало клевету и оскорбление как преступные деяния[5]. Например, И.Б. Буризода в предложенной им классификации выделяет в отдельную группу преступления против личности и преступления против нравственности [8], в которую входит защита репутации личности и ее доброго имени от клеветы и оскорблений. А.Г. Периханян также назвал преступления против личности и религиозно-нравственные преступления в предложенной им классификации [11]. А.Г. Халикзода предложил иную форму классификации преступлений в зороастрийской системе [12], куда вошли преступления против свободы, чести и достоинства, в том числе обман, ложь и клевета. Из этой классификации следует, что в зороастрийской правовой системе термины «клевета», «обман» и «ложь» считались преступными деяниями, а за их совершение предусматривались конкретные виды юридической ответственности. Как показывают приведенные выше исследования, клевета, оскорбления, ложь и обман стоят на втором месте по своей опасности для общества [12]. В системе зороастрийского права существует множество норм, направленных на защиту свободы личности, чести и человеческого достоинства [12].

По мнению У.А. Азиззода, Авеста и другие источники зороастрийского права считают преступлением против свободы личности, чести и достоинства человека такие действия: а) клевета; б) оскорбление; в) мошенничество; г) ложь[1]. Эта точка зрения еще раз доказывает, что зороастрийская правовая система признает клевету и оскорбление уголовным преступлением и защищает права человека от морального вреда. В то же время зороастрийский закон, наряду с клеветой и оскорблением, обманом и ложью, также рассматривается как преступное деяние, унижающее человеческое достоинство и репутации, в результате которого человеку наносится моральный вред.

Таким образом, анализируя вопрос защиты прав человека от клеветы и оскорблени в зороастрийской правовой системе, можно сделать вывод, что эта правовая система обеспечивает нематериального блага, такие как честь, достоинство, доброе имя. Согласно анализу вопроса, в зороастрийской правовой системе использовались термины клевета и оскорбление в их нынешнем виде. Это доказательство того, что клевета и оскорбление были признаны серьезными уголовными нарушениями и нарушениями прав человека со времен зороастрийских прав. Поэтому мы предлагаем в УК РТ вновь ввести уголовную ответственность за клевету и оскорбление.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Азизов У.А. Эволюция институтов преступления и наказания на территории исторического и современного Таджикистана: историко-правовое исследование: монография / [отв. ред. Ф.Т. Тахиров]. – Душанбе: Андалеб-Р, 2015. – С. 22.

Азиззода У.А., Бобохонов Ф.А. Защита прав человека от клеветы и оскорбления в зороастрийской правовой системе // Вестник Таджикского национального университета / Серия социально-экономических и общественных наук. – 2020. – №5. – С. 255.

Азиззода У.А., Бобохонов Ф.А. Защита прав человека от морального вреда в зороастрийской правовой системе // Государствоведение и права человека. – 2021. – №1. – С. 23.

Азиззода У.А., Бобохонов Ф.А. Защита прав человека от морального вреда в советской правовой системе // Вестник Филиала Московского государственного Университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе / Серия гуманитарных и экономических наук. – 2021. – №2 (18). – 50–64.

Азизов У.А. Современные подходы к классификации преступлений в государствах таджиков в период зороастризма // Российское государствоведение. – 2016. – № 1. – С.36 –38.

Бобоева Н.И. Қонун – таҷассумгари накҳати оиладорӣ // Давлатшиносї ва њуќуќи инсон. – 2018. – №2 (10). – С. 17.

Бобохонов Ф.А. Защита прав человека от клеветы в мусульманской правовой системе // Вестник Педагогического института Таджикистана в Раштском районе. – 2021. – №2(6). – С. 127–132.

Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Т. 1, ч. 1-2 (от древнейших времен до начала XX века). – Душанбе: Ирфон, 2007. – С. 30.

Зокирзода З.Х., Бобохонов Ф.А. Защита прав человека от морального вреда в уголовно-правовых отношениях // Вестник Таджикского национального университета / Серия социально-экономических и общественных наук. – 2021. – №4. – С. 220–228.

Зокирзода З.Х., Бобохонов Ф.А. Криминализация и декриминализация клевета в Республике Таджикистан // Правовая позиция. – 2021. – №9. – С. 16.

Периханян А.Г. Общество и право Ирана в Парфянский и Сасанидский периоды. – М.: Наука, 1983. – С. 247.

Халиков А.Г. Правовая система зороастризма (древнее право). – Душанбе: Маориф ва фарханг, 2005. – С. 322–358.

Шосаидзода Ш.Ш. Ташаккул ва инкишофи ҳуқуқи кӯдак дар Тоҷикистон: дис. … канд. юрид. наук. – Душанбе, 2020. – С. 19.

 

Bobokhonov F.A.

Competitor of the Department of Human Rights and Comparative

jurisprudence of the Faculty of Law

Tajik National University

(Dushanbe, Republic of Tajikistan)

 

Tagdirov A.U.

assistant of the department of history and its methods

teaching, Faculty of History and Law

Pedagogical Institute of Tajikistan in the Rasht region

(Dushanbe, Republic of Tajikistan)

 

Saidaliev O.I.

doctoral student (phd) of the 1st year of the Institute of Philosophy,

political science and law. A. Bahovaddinov

National Academy of Sciences of Tajikistan

(Dushanbe, Republic of Tajikistan)

 

PROTECTION OF HUMAN RIGHTS FROM SLAM

& INSULT IN THE ZOROASTRIAN LEGAL SYSTEM

 

Abstract: this article discusses the protection of human rights from slander and insult in the Zoroastrian legal system. The authors, studying and researching the Zoroastrian legal system, found that from ancient times on the Tajik land, human rights were protected from slander and insult. Therefore, it is proposed that the current criminal legislation also provide for the protection of human dignity from slander and insult.

 

Keywords: protection of human rights, moral harm, intangible benefits, slander and insult, Zoroastrian legal system.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Бобохонов Ф.А., Тагдиров А.У., Сайдалиев О.И. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОТ КЛЕВЕТЫ И ОСКОРБЛЕНИЙ В ЗОРОАСТРИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ // Вестник науки №2 (47) том 2. С. 121 - 128. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5306 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5306



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.