'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 2
  4. Научная статья № 24

Просмотры  263 просмотров

Марчук Н.Л.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА *

  


Аннотация:
в данной статье автором анализируются актуальные вопросы, связанные с повышением уровня профессионализма и компетентности государственных служащих в различных государственных учреждениях Российской Федерации. Также рассматриваются во взаимосвязи такие основополагающие категории, как квалификация, компетентность и профессиональное развитие. Помимо этого, автором выделяются основные принципы, на основании которых происходит профессиональное развитие государственных служащих, а также выделены имеющиеся проблемы в области осуществления подготовки и переподготовки кадров для государственных учреждений   

Ключевые слова:
государственное учреждение, государственный служащий, профессионализм, компетентность, квалификация   


УДК 342.5

Марчук Н.Л.

магистр 3 курса

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Московский областной филиал

(г. Красногорск, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

СЛУЖЕБНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

 

Аннотация: в данной статье автором анализируются актуальные вопросы, связанные с повышением уровня профессионализма и компетентности государственных служащих в различных государственных учреждениях Российской Федерации. Также рассматриваются во взаимосвязи такие основополагающие категории, как квалификация, компетентность и профессиональное развитие.

Помимо этого, автором выделяются основные принципы, на основании которых происходит профессиональное развитие государственных служащих, а также выделены имеющиеся проблемы в области осуществления подготовки и переподготовки кадров для государственных учреждений.  

 

Ключевые слова: государственное учреждение, государственный служащий, профессионализм, компетентность, квалификация.

 

Процесс развития каждого человека является весьма важным для всего общества, особенно это стоит говорить о профессиональном развитии отдельных кадров. Стоит отметить, что названному развитию в настоящее время уделяется пристальное внимание и данная проблематика является достаточно актуальной. Связано это с тем, что в условиях современных реалий люди большую часть проводят на работе, где становятся успешными только в том случае, если обладают необходимым уровнем профессионализма. 

Особенно остро данная проблема возникает в сфере государственной службы, так как от профессиональных навыков служащих зависит благосостояние как общества, так и государства в целом, где происходит развитие и эффективное функционирование всех сфер жизнедеятельности человека. 

Помимо этого, роль государственной службы во многом повышается в результате поиска наиболее оптимальных и рациональных форм взаимодействия государства и общества. В процессе происходящих в государстве изменений, кадры государственных служащих должны уметь работать в условиях социальных изменений.

На сегодняшний день проблема развития и повышения профессионализма государственных служащих выступает в качестве центральной и основополагающей в рамках реализуемой кадровой политики [3, c. 90].

На наш взгляд, главным путем решения данного вопроса является выступает верная организация деятельности государственных служащих всех групп и категорий, в рамках которых должно происходить постоянное их развитие и прохождение различных видов подготовки и переподготовки. Важнейшая задача кадровой политики заключается в повышении мотивации государственных служащих на профессиональное развитие и саморазвитие. В результате представляется необходимым установление такой системы профессионального развития, которая бы отвечала всем потребностям как государственных служащих, так и особенностям развития и функционирования государства и общества.

Таким образом, профессиональное развитие государственных служащих является центральным элементов действенного функционирование всех государственных учреждений.

Ряд исследователей предлагают понимать под профессиональным развитием подготовку государственных служащих для выполнения новых задач и направлений функционирования государственной службы в целом, для возможности занимать более высокие должности. То есть данный процесс необходим для дальнейшего развития их компетенции [5, с. 135].       

На сегодняшний день в научных кругах весьма остро становится вопрос о возможности соотношения профессионального развития государственных служащих с их компетенцией.

Как в теории права, так и на практике повышение квалификации государственных служащих подразумевает под собой получение необходимых знаний и навыков для дальнейшего качественного выполнения возложенных на них полномочий в соответствии с занимаемой должностью.  

На практике чаще всего можно услышать словосочетание «квалифицированный специалист», нежели «компетентный служащий». В рамках данной проблематики возникает вопрос в связи с определением уровня квалификации кандидата на соответствующую государственную должность в государственном учреждении. В таком случае нужно разобрать, что понимается под компетенцией кандидата и как она соотносится с уровнем квалификации.

Так, под компетенцией претендента следует понимать наличие определенных знаний, умений и навыков, в соответствии с которыми он ищет подходящую для себя работу. Причем, как отмечают некоторые исследователи, важным является не просто выполнение соответствующих заданий, которые даны работнику, а именно умение решать возникающую проблему в определенной области [4, с. 44].

Из вышесказанного следует, что квалификация выступает в качестве наличия соответствующих знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретных задач и функций, присущих определенной должности. А компетенция, соответственно, не только выполнение конкретных задач по должности в соответствии с регламентом, но и выполнение в целом различных полномочий в данной сфере. То есть квалификация – совокупность навыков, знаний и умений, компетенция – способность применять соответствующие навыки, знания и умения на практике.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1] закрепляет на законодательном уровне принцип профессионализма и компетентности государственной службы.    

В качестве профессионализма следует понимать полное соответствующее сотрудника занимаемой им должности, то есть наличие у него соответствующего образования, высочайшего уровня знаний и навыков, посредством которых он мастерски выполняет возложенные на него полномочия.    

Человек, являющийся государственным служащим и обладающий конкретными профессиональными знаниями, должен уметь решать следующие основные задачи:

- осуществление основных направлений государственной политики, возложенных на конкретный государственный орган; 

- реализация различных сферах жизнедеятельности населения в соответствии с законодательными актами;

- обеспечение эффективного исполнения решений государственного органа, а также проверка их на законность;

- результативное выполнение возложенных на государственного служащего обязанностей.

Особенным показателями профессионализма государственного служащего выступают, как уже было отмечено, познания, умения и навыки. Именно ими определяется профессиональная пригодность работника. Для того, чтобы была возможность реализации принципа профессионализма и компетентности, государством устанавливается система профессионального развития государственных служащих.       

Федеральным законом возлагается на государственных служащих обязанность по поддержанию и развитию своего профессионального уровня. Также им гарантируется возможность прохождения различных переподготовок и повышений квалификации. При этом, за государственным служащим в таком случае остается его должностное место, а также заработная плата.    

Стоит отметить, что повышение уровня профессионализма напрямую влияет на карьерный рост государственного служащего, повышение классного чина и т.д. Однако на сегодняшний день можно наблюдать и негативные тенденции, в соответствии с которыми наличие определенных сертификатов о повышении квалификации и профессионализма государственного служащего, не всегда говорит о реальном повышении его уровня профессионального развития.

Основным элементом прохождения государственной службы выступает прививание к государственному служащему необходимости и желания постоянно совершенствоваться и получать новые знания. Помимо этого, на наш взгляд, государственному служащему должно предоставляться право выбора, в каком именно направлении хочет усовершенствовать свои навыки и умения государственный служащий, так как именно он адекватно может оценить свои способности и определить, как именно он хочет в дальнейшем развиваться.

При этом, карьерный рост должен строиться на конкретных основополагающих принципах [6, c. 33]:

  1. Непрерывность. В данном случае понимается то, что нет потолка развития, не стоит останавливаться на достигнутом, всегда имеется место совершенству.
  2. Осмысленность. Государственный служащий должен четко понимать и осознавать для чего он делает конкретные действия и что хочет от этого получить.
  3. Соразмерность. Для того, чтобы эффективно продвигаться по карьерной лестнице, необходимо находиться в группе лидеров – людей, стремящихся к достижению поставленных целей.
  4. Маневренность. Государственный служащий должен осознавать, что на карьерном пути имеются и иные сотрудники, стремящиеся занять определенную должность, поэтому в таких условиях необходимо действовать не прямолинейно.
  5. Экономичность – предполагает соотнесение своих сил планируемой для достижения должности.

На сегодняшний день государственную службу можно рассматривать в качестве творческого труда, поэтому постоянно государственному служащему необходимо повышать свои профессиональные навыки. В результате этого, важную роль, соответственно, играют подготовка и переподготовка государственных служащих, выступая в качестве элементов профессионального развития.

Так, профессиональное развитие государственных служащим регулируется достаточно широким спектром законодательных актов, куда включаются федеральные законы, указы Президента РФ [2] и т.д.    

Так, в правовых актах устанавливаются организационно-правовые основы прохождения подготовки и переподготовки государственных служащих.

Отметим, что на данный момент существуют некоторые недостатки профессионального развития государственных служащих:

- установление фактической монополии некоторых государственных университетов на подготовку и переподготовку государственных служащих;

- привлечение для осуществления педагогической деятельности некомпетентных преподавателей;

- несоответствие образовательных программ требуемым профессиональным навыкам;

- в некоторых субъектах РФ наблюдается несоответствие требований, предъявляемых к кандидатам, федеральному законодательству. 

Таким образом, считаем, что государству необходимо пересмотреть некоторые организационно-правовые требования к повышению уровня профессионального развития государственных служащих, постоянно мотивировать их на подготовку и переподготовку сотрудников государственного аппарата.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 (ред. от 08.03.2015) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24860 (дата обращения: 03.02.2022)

Ачкасов А.В. Профессионализм как принцип эффективности законодательной власти // Государственная служба. 2017. Т. 19. № 2 (106). С. 89-92.

Буланова В.А., Тулочкина Е.А. Совершенствование кадровых технологий как фактор стратегии развития государственной службы // СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ. материалы XVIII Межрегиональной научно-практической конференции. Владимир, 2020. С. 43-48.

Машакова М.А. Профессионализм государственных служащих как фактор роста эффективности государственного управления // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 134-136.

Рябова Т.М., Рогач О.В. Профессионализм и компетентность государственных служащих в России // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. С. 31-39.

 

Marchuk N.L.

master 3 courses

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under President of Russian Federation

Moscow regional branch

(Krasnogorsk, Russia)

 

FORMATION FEATURES OF

SERVICE PROFESSIONALISM

 

Abstract: in this article, the author analyzes topical issues related to increasing the level of professionalism and competence of civil servants in various state institutions of the Russian Federation. Also, such fundamental categories as qualifications, competence and professional development are considered in interrelation.

In addition, the author highlights the basic principles on the basis of which the professional development of civil servants takes place, as well as the existing problems in the field of training and retraining of personnel for state institutions.

 

Keywords: public institution, civil servant, professionalism, competence, qualification.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Марчук Н.Л. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА // Вестник науки №2 (47) том 2. С. 157 - 164. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5312 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5312



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.