'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 3
  4. Научная статья № 2

Просмотры  202 просмотров

Никифорова А.Н.

  


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов в колледже, анализируется ее цели и методы, а также анализируется личный опыт автора, связанный с организацией самостоятельной работы при изучении специальных дисциплин и профессиональных модулей   

Ключевые слова:
самостоятельная работа, учебная деятельность, развитие компетенций   


УДК 37

Никифорова А.Н.

преподаватель

Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов в колледже, анализируется ее цели и методы, а также анализируется личный опыт автора, связанный с организацией самостоятельной работы при изучении специальных дисциплин и профессиональных модулей.

 

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность, развитие компетенций.

 

В процессе освоения программы подготовки специалистов среднего звена большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов – это часть обучения, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Для лучшего усвоения материала студентам необходимо заниматься самостоятельной работой.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

При планировании самостоятельной работы следует определить цели, в частности:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и умений, полученных во время аудиторных занятий;

- самостоятельное овладение учебным материалом;

- формирование умений поиска и использования справочной и специальной литературу;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- развитие исследовательских умений.[2]

Формирование навыка самостоятельной учебной деятельности проходит несколько стадий в своем развитии и начинается с краткосрочных заданий выполняемых во время учебного занятия. Продуктивность таких работ во многом зависит от методических приемов, способствующих активизации мыслительной деятельности. Это может быть составление конспекта, проектирование схем, заполнение таблиц, работа с обучающей программой, создание логических цепочек. Большой интерес у студентов вызывает поиск и обоснование специально допущенных преподавателем ошибок в тексте или решении задачи. Этот подход позволяет изменить отношения между преподавателем и студентом, создавая основу для учебного диалога.

Дифференцированный подход к самостоятельной работе включает следующие компоненты:

- увеличение объёма интенсивной работы с более подготовленными студентами;

- деление занятий на обязательную и творческую части; регулярность консультаций с обучаемым;

- исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов. [3].

Дифференцированность заданий самостоятельной работы студентов зависит от времени обучения. В начале изучения дисциплины самостоятельная работа ставит целью расширение и закрепление знаний и умений, полученных на лекциях и практических занятиях, в дальнейшем - способствует развитию творческого потенциала и реализации профессиональных знаний. Задания в этом случае могут носить как индивидуальный, так и групповой характер, так как реальные профессиональные условия в большинстве случаев основаны на работе в коллективе: презентация, деловая игра, анализ конкретной учебной ситуации, групповой проект.

 В учебном процессе применяются два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В процессе работы мной был создан комплект контрольно-диагностических материалов для проведения аудиторных самостоятельных работ, полностью охватывающий все изучаемые темы и позволяющий оценить качество выполнения учебной программы. Комплект включает: практические и самостоятельные работы, тесты и зачетные работы, контрольные работы. Комплект контрольно-диагностических материалов по мере работы пополняется и обновляется.

Для развития учебно-познавательной активности студентов автором используются разнообразные формы внеаудиторной самостоятельной работы. Основные формы организации, руководства и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Организация, руководство и контроль внеаудиторной самостоятельной работы.

 

Формы самостоятельной работы

Способы руководства со стороны преподавателя

Формы контроля

Проработка конспектов лекций

Составление электронных конспектов лекций

Устный опрос, логический диктант, письменные работы

Выполнение домашних контрольных и практических работ

Составление текстов работ. Разработка методических указаний, консультация

Проверка работ

Подготовка реферата, доклада, сообщения, поиск информации по теме

 

Разработка тем рефератов, подбор литературных источников, консультация

Защита реферата, выступление, использование информации для решения поставленной проблемы

Изготовление моделей к практическим задачам

Подбор задач.

Консультация

Демонстрация на практических занятиях

Выполнение дифференцированных домашних заданий

Разработка вариантов заданий, консультация

Проверка

 

Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю)

Разработка контрольных заданий, тестов, вопросов

Устный опрос, тестирование, решение задач

Проектная, исследовательская деятельность

Разработка рекомендаций

Защита проекта.

Мультимедийные презентации

 

 Домашние работы ориентированы на отработку умений решать практические задачи, связанные с профессиональной деятельностью. Эти работы способствуют развитию умения планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, при необходимости работать с дополнительными источниками информации (справочники, методические указания). Преимуществом домашних работ является то, что они ориентированы на индивидуальный темп учебной деятельности студента, однако, их недостатком является репродуктивный характер, отсутствие элементов творчества. Данный недостаток может быть восполнен в процессе внеаудиторных самостоятельных работ прикладного характера, требующих применения методического аппарата в решении профессиональных задач. К числу таких работ относятся групповые исследовательские проекты по специальным дисциплинам, реализация которых требует не только умений в обработке данных исследования, но и творческого, оригинального способа представления этих данных (создание схем, сводных таблиц, диаграмм, графиков). Такая работа способствует развитию умения осуществлять перенос знаний в новую учебную ситуацию, направлена на формирование коммуникативных умений работать в команде, формирует чувство ответственности за свою работу [4].

Одной из форм самостоятельной деятельности является поиск, изучение специальной учебной, справочной, научной литературы и предполагает написание рефератов, докладов на различные темы.

Подготовка реферата способствует углублению знаний по предмету, закреплению изученного материала. Задача преподавателя - предоставить каждому студенту возможность выбора своей темы, своего задания и помочь студенту структурировать работу.

Создание компьютерной презентации к докладам требует навыков использования информационных технологий. Использование презентаций и защита позволяет повысить мотивацию и вовлечь студентов в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их логического мышления правильно строить свое выступление, развивает ораторские качества[5].

Таким образом, значение самостоятельной работы огромно, и выражается в следующем:

  1. Самостоятельная работа активизирует самостоятельное творчество обучающегося, поскольку выстраивается преподавателем с учетом его особенностей и интеллектуальных знаний, оказывает влияние на формирование основ профессиональных качеств личности.
  2. Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы выступает средством формирования способности к самореализации, самоконтролю, самоанализу.
  3. Самостоятельная работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателя, правильно ее организовать.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ананьина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС //Образование. Карьера. Общество. – 2013-2014. №4-1(40)

Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. –97с. 

Гареев Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы //Среднее профессиональное образование. – 2009. № 5.

Колеватова Т.А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин /Т.А.Колеватова, преподаватель Орлово-Вятского сельскохозяйственного колледжа //Среднее профессиональное образование. Приложение. -2009.- №8.

Косогова А.С., Дьякова М.Б. Особенности организации самостоятельной работы студентов ВУЗа с позиций компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. 

 

Nikiforova A.N.

St. Petersburg Technical College of Management and Commerce

(Russia, St. Petersburg)

 

DIFFERENTIATED APPROACH TO THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT

WORK STUDENTS IN THE STUDY OF SPECIAL DISCIPLINES

 

Abstract: this article discusses the features of the organization of independent work of students in college, analyzes its goals and methods, and also analyzes the author's personal experience related to the organization of independent work in the study of special disciplines and professional modules.

 

Keywords: independent work, learning activity, development of competencies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Никифорова А.Н. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН // Вестник науки №2 (47) том 3. С. 9 - 15. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5316 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5316



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.