'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 3
  4. Научная статья № 4

Просмотры  370 просмотров

Хузина Л.Х., Нуриева А.Р.

  


СРЕДСТВА НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье проведен анализ средств наглядности и их использования на уроках окружающего мира. Рассмотрены условия использования наглядностей в процессе изучения курса «Окружающий мир». Рассмотрены основные виды наглядности, как часто должны использоваться они на уроке и почему   

Ключевые слова:
младшие школьники, наглядное пособие, использование наглядности, развитие памяти   


УДК 37

Хузина Л.Х.

Студент

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(Елабуга, Россия)

 

Нуриева А.Р.

Старший преподаватель,

отделение психологии и педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(Елабуга, Россия)

 

СРЕДСТВА НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ

ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в статье проведен анализ средств наглядности и их использования на уроках окружающего мира. Рассмотрены условия использования наглядностей в процессе изучения курса «Окружающий мир». Рассмотрены основные виды наглядности, как часто должны использоваться они на уроке и почему.

 

Ключевые слова: младшие школьники, наглядное пособие, использование наглядности, развитие памяти. 

 

Правильный выбор и сочетание различных средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.

Курс окружающего мира в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

В работе рассматривались традиционные и новейшие средства наглядности, применяемые на уроках окружающего мира. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

С помощью проведённой экспериментальной работы, можно сделать вывод, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

-она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

-является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти детей младшего школьного возраста;

-образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

-является критерием достоверности приобретаемых знаний;

-оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;

-соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

-обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

-мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

-применяемая наглядность на уроках в начальной школе должна соответствовать возрасту учащихся;

-наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

-наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

-необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

-детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

-демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

-привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Итак, наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках окружающего мира в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бенин В. Л. Заметки о развитии педагогического образования / Человек в мире культуры. 2014. № 1. С. 46-52.

Петренко Т. В. Рысбаева Г.А. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе / Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 164-167

Рысбаева Г. П. Петренко Т.В. Проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе / В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 229-232

Буянов А. О., Луговской А. М. Методика развития учебной деятельности на уроках географии средствами демонстрационного эксперимента / Проблемы региональной экологии. 2014. № 3. С. 146-149

Гончарова Н. А. Наглядность на уроке географии / Научные труды SWorld. 2014. Т. 11. № 4. С. 73-77

 

Khuzina L.Kh.

Student

Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education

Yelabuga Institute (branch)

Kazan Federal University

(Russia, Yelabuga)

 

Nurieva A.R.

Senior Lecturer,

Kazan Federal University

(Russia, Yelabuga)

 

MEANS OF VISUAL TEACHING AND THEIR

USE IN LESSONS ON THE SUBJECT

"THE WORLD AROUND US" IN PRIMARY SCHOOL

 

Abstract: the article analyzes visual aids and their use in the lessons of the world around. The conditions for using visualizations in the process of studying the course "The world around us" are considered. The main types of visualization are considered, how often they should be used in the lesson and why.

 

Keywords: younger schoolchildren, visual aid, use of visual aids, memory development.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Хузина Л.Х., Нуриева А.Р. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №2 (47) том 3. С. 21 - 25. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5318 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5318



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.