'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  113 просмотров

Чанышева Л.К., Нуриева А.Р.

  


ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА *

  


Аннотация:
в статье актуализируются вопросы по проверке знаний учащихся и рассматривается различные формы и методы проверки знаний на уроках «Окружающий мир»   

Ключевые слова:
проверка, оценка знаний, учебный предмет, Окружающий мир   


УДК 37

Чанышева Л.К.

студент

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(Елабуга, Россия)

 

Нуриева А.Р.

старший преподаватель,

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(Елабуга, Россия)

 

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Аннотация: в статье актуализируются вопросы по проверке знаний учащихся и рассматривается различные формы и методы проверки знаний на уроках «Окружающий мир».

 

Ключевые слова: проверка, оценка знаний, учебный предмет, Окружающий мир.

 

Сегодня при переходе начального общего образования на ФГОС встает вопрос о введении в образование новых видов проверки, методов оценивания не только знаний, умений и навыков, но и универсальных учебных действий. Появились современные методы проверки и оценки, например, такие как компьютерное тестирование и различные варианты устного и письменного опроса знаний. Образовательное поле «Окружающий мир» представляет широкие возможности для организации различных видов проверки знаний, умений и навыков, способов формирования универсальных учебных действий.

Проверка (контроль) знаний - это выявление и определение объема, уровня и качества усвоения материала, а также выявление проблем и пробелов с целью их последующей корректировки.

Виды проверки знаний на уроках окружающего мира:

  1. По способу организации:

а) устная (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;

 б) письменная (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

  1. По количеству участников: фронтальная/групповая/индивидуальная
  2. По преобладающему виду деятельности:

а) вербальная (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)

б) практическая (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

  1. По субъекту проверки: проверка в парах (взаимопроверка)/ проверка дежурными/в группах /самопроверка /проверка педагогом

Средства проверки: картографический материал, иллюстрации, схемы, таблицы, макеты, модели, карточки, тесты, авторские тетради для проверки знаний.

Обучая учащихся окружающему миру, учитель должен знать о том, как они усваивают изучаемый материал. Усвоение учебного материала контролируется различными способами. В связи с этим выделяют следующие виды контроля:

1) текущий (проводится почти на каждом уроке);

2) тематический (проводится по каждой большой теме курса);

3)итоговый (проводится за большой период времени - за полугодие, год);

4) инспекторский (контрольные работы, проводимые районными отделами образования).

В зависимости от вида контроля, он может проводиться на каком-то этапе урока (например, на этапе проверки домашнего задания) или в течение целого урока (если это контрольный урок).

Чтобы определить степень усвоения материала следует проверять знания не только по заданию предыдущего урока, но и по материалу всей темы.

Среди форм проверки знаний выделяют устный и письменный опросы.

Устный опрос может быть фронтальным и индивидуальным. Фронтальный опрос - представляет собой беседу, в ходе которой вопросы учитель задаёт всему классу. Вопросы учитель разрабатывает и формулирует заранее. Вопросы должны предполагать короткие однозначные ответы. Обычно такие вопросы начинаются словами «Почему...», «Что будет, если...», «Назовите...», «Перечислите...» и т. п. Учащиеся следят за ответом, при необходимости исправляют и дополняют отвечающего. После фронтального опроса учитель ставит оценки наиболее активным учащимся. Такой тип опроса имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести, во-первых, то, что за короткое время учитель выясняет, насколько класс усвоил материал, во- вторых, - высокую активность класса. Недостатками являются дробление материала и сложность выяснения всей глубины знаний детей.

Индивидуальный опрос позволяет определить глубину знаний, умение формулировать свои мысли у конкретного учащегося. При этом учитель задаёт вопросы, требующие развёрнутого ответа. Такой вопрос обычно начинается словами «Расскажи о...». В этом случае ответ ребёнка по форме будет представлять собой рассказ. Это может быть рассказ-описание, рассказ-рассуждение. При этом учитель делит материал параграфа на несколько частей, по которым можно получить законченные рассказы. По ходу ответа учитель может задавать дополнительные вопросы, которые помогают выявить глубину знаний и направить ответ в нужную сторону. Но учитель не должен прерывать учащегося и торопить его. Перед началом ответа можно дать минутку, чтобы ученик сосредоточился, собрался с мыслями. Нужно приучить остальных учащихся внимательно слушать отвечающего, не поднимать руки, пока он отвечает. Во время опроса ученик должен уметь рассказывать об объекте или явлении, используя рисунки, схемы, таблицы, карты. Приветствуется отступление от текста учебника, стремление не повторять его дословно, приведение примеров из личного опыта отвечающего.

Письменный опрос. В начальной школе эта форма опроса проводится редко. Его продолжительность не должна превышать 10 минут при текущем опросе и 25 минут на контрольном уроке. Это связано с тем, что дети младшего школьного возраста пишут медленно, недостаточно грамотно. Поэтому не следует давать учащимся писать большие тексты.

Преимущество письменного опроса в том, что можно точно выявить ошибки и затруднения у каждого учащегося и у класса в целом. К недостаткам можно отнести уже упомянутые медленный темп письма, плохое оформление мысли, а также нервный стресс, сопровождающий такую работу.

Независимо от формы опроса учитель должен дифференцировать задания между сильными и слабыми учениками, т. е. должен учитывать уровень их знаний: сильным давать более сложные задания, а отстающим - задания попроще, задания на повторение пройденного материала

Оценка – это определение в оценочных ситуациях степени усвоения учебного материала, его качества. Отметка - оценка, выраженная баллом.

 Оценочная деятельно может осуществлять не только педагогом, но и самими учащимися - самооценка, взаимооценка. Для этого необходимо, чтоб ы дети знали, понимали и умели применять критерии оценивания. В отношении уроков окружающего мира это может быть:

- качество и количество правильно выполненных практических заданий;

- степень участия в решении ключевой проблемы урока;

- степень самостоятельности при выполнении заданий на закрепление нового материала.

Современная практика ориентирует на выполнение следующих требований в процессе оценивания:

  1. Учет психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста.
  2. Объективность оценки.
  3. Ознакомление с критериями оценивания.
  4. Формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталоном, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.
  5. Индивидуализация.

Сегодня в педагогической практике можно выявить несколько проблем оценивания:

  1. Негуманистическая природа отметки. Отметка предполагает сравнение результатов, достигнутых учеником с определенным идеалом. Современные гуманистические теории говорят о том, что достижения ребенка правильнее сравнивать с его прошлыми достижениями. 
  2. Недостаточность существующей пятибалльной системы оценивая. Пять баллов часто не позволяют полноценно отразить уровень качества работы. Поэтому учителя нередко вводят дополнительные баллы - «четыре с минусом», «три с плюсом».

В современной начальной школе используется четырёхбалльная система цифровых отметок (от 2 до 5 баллов); отметку «1» ставить недопустимо.

В зависимости от уровня показанных знаний и умений учитель ставит учащемуся отметку.

При выставлении переводных отметок по результатам года предпочтение отдаётся более высоким. Например, ребёнок выполнил итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это не даёт учителю права снизить итоговую отметку и ученику ставится отметка «4». В то же время другой ученик, который имел твёрдую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».

Данные проблемы находят свое решение в использовании альтернативных систем оценивания. Это безотметочная система, применение многобалльных шкал оценивания, ведение портфолио. Портфолио (папка достижений ученика) уже введены, согласно рекомендациям ФГОС НОО, и успешно ведутся во многих классах. Один из разделов портфолио может быть посвящен дисциплине «Окружающий мир», куда ребенок может вкладывать листы для самостоятельных и проверочных работ, тестовые задания, результаты участия в олимпиадах по дисциплине, доклады и проекты. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015.

Виноградова, Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе/ Н.Ф. Виноградова. - М.: Методы активизации познавательной деятельности школьников в процессе изучения окружающего мира, 2012.

Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир/ Н.Ф. Виноградова. - М.: Приемы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира,2015.

Внедрение ФГОС НОО: первый опыт, проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/tatianavv/blog/ vniedrieniie-fgos-noo-piervyi-opyt-probliemy-i-pierspiektivy.html/. - 03.02.2022

 

Chanysheva L.K.

student

Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch)

Kazan Federal University

(Elabuga, Russia)

 

Nurieva A.R.

Senior Lecturer,

Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education

Elabuga Institute (branch)

Kazan Federal University

(Elabuga, Russia)

 

CHECKING OF KNOWLEDGE IN THE LESSONS

OF “WORLD AROUND”

 

Abstract: the article updates the questions on testing the knowledge of students and discusses various forms and methods of testing knowledge in the lessons "world around".

 

Keywords: testing, knowledge assessment, academic subject, World around.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чанышева Л.К., Нуриева А.Р. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Вестник науки №2 (47) том 3. С. 26 - 32. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5319 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5319



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.