'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  248 просмотров

Илюхина Е.В.

  


ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ КАК ПРИЕМ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению литературного квеста как приема литературного образования в школе. Целью статьи явилось определить структурные элементы литературного квеста как педагогической технологии. В основу структуризации легли онтологические представления о квесте, а также современные методические исследования, освещающие проблемы использования данной педагогической технологии на уроках литературы в школе   

Ключевые слова:
литературный квест, педагогическая технология   


УДК 372.881.161.1

Илюхина Е.В.

преподаватель русского языка и литературы

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

(г. Оренбург, Россия)

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ КАК ПРИЕМ

 ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

 

Аннотация: статья посвящена изучению литературного квеста как приема литературного образования в школе. Целью статьи явилось определить структурные элементы литературного квеста как педагогической технологии. В основу структуризации легли онтологические представления о квесте, а также современные методические исследования, освещающие проблемы использования данной педагогической технологии на уроках литературы в школе.

 

Ключевые слова: литературный квест, педагогическая технология.

 

Современная система образования претерпевает изменения, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта. Сегодня требования к уроку литературы и к выпускнику диктует социум. Активное развитие информационных технологий делает информацию доступнее, что вызывает особые сложности при работе с ней. Важным при обучении предметным знанием становится обучение работы с информацией.

В связи с этим необходимо переосмыслить цели, задачи, методику и сущность урока литературы. Литература как искусство слова построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на одно художественное явление. Замечательно, если учитель проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой, элективными курсами. На совершенствование типологии уроков оказывает влияние уточнение целей, содержания и методов преподавания литературы в средней школе.

Одним из актуальных подходов в преподавании литературы в школе является литературый квест. С точки зрения этимологии термин произошел от имени собственного – название компании компьютерных игр. С английского quest переводится как «поиск». Долгое время термин функционировал только в области индустрии компьютерных игр. Однако в последнее время – время поиска новых педагогических технологий, приемов и методов обучения – слово активно используется в тезаурусе педагогической и методической литературы.

К данной педагогической технологии обращались многие современные методисты. Ю.Г. Бабичева и Е.В. Мартемьянова [1] рассматривают веб-квест как форму организации проектной деятельности в рамках литературного образования. И.В. Демина [2] обращается к литературному квесту как способу повышения речевой культуры школьников. О.Г. Князева [3] изучает литературный квест как форму привлечения внимания школьников к изучению русской классики. А.Г. Маслова, О.Ю. Поляков, О.А. Полякова [4] рассматривают литературный квест как интерактивную образовательную технологию.

Проведенный аналитический обзор современных исследований позволил выявить следующие тенденции: литературный квест еще не закрепился в методике преподавания литературы как самостоятельная педагогическая технология, на что указывает неразработанность структуры литературного квеста; разносторонее и многоаспектное использования современными учителями-практиками данного приема позволяет констатировать уникальность и универсальность литературного квеста как педагогической технологии. Исходя из этого определена целью данной статьи: раскрыть структурные элементы литературного квеста как педагогической технологии.

Стандартная модель литературного квеста представляет собой структурную схему, представленную на рисунке 1. Данная основные этапы литературного квеста обусловлены собственной формой игровой деятельности. Наряду с этим, в обобщенном виде литературный квест должен включать в себя элементы урока. Однако как самостоятельная педагогическая технология или интерактивная форма урока определяется необходимость в дополнительных структурных элементах, подробно рассмотренных в таблице 1.

Рис. 1. Технологический цикл квеста

 

Таблица 1 – Структура литературного квеста

 

Элементы структуры

Требования к разработке квеста

Цель

Цель определяет направленность образовательного процесса и включает номинации проблематики и тематики изучения литературного материала.

Задачи

Задачи определяется как образовательными стандартами, так и рабочей программой по литературе.

Легенда

Важный компонент литературного квеста, так как легенда определяет проблемную ситуацию, способствует погружению и эмоциональному настрою обучающихся.

Основное задание / основная идея

Основное задание тесно связано с легендой, которая также описывает проблемную ситуацию. Данный элемент содержит прямое задание (согласно типологии Д.Э. Фэррени).

Сюжет и продвижение по нему

Сюжет определяется темой литературного квеста: события из жизни писателя; ситуации, связанные с персонажем и т.д. Сюжет может быть представлен цепочкой творческих и поисковых заданий. В каждом содержится подсказка для выполнения последующих. Все задания должны быть связаны между собой.

Задания/препятствия

Для продвижения по сюжету наряду с основым заданием разрабатываются дополнительные задания различного характера; желательно, чтобы среди них предлагались проблемные.

Ресурсы

При реализации литературного квеста, могуть быть использованы различные ресурсы, способствующие созданию психологической атмосферы, определённой тематикой.

Критерии оценивания деятельности обучающихся

Критерии разрабатываются учителем в зависимости от разновидности предлагаемых заданий и выполняемого образовательного «продукта».

Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия.

Результат должен соотноситься с выполнением основного задания, например: решена проблема, разгадана загадка, сделано открытие и т. п.

Образовательным «продуктом» может быть социальный ролик, буклет, результаты исследования и т. д.

 

Литературный квест как любая педагогическая технология имеет инвариантную часть, представленную элементами структуры и требованиями к их содержательному наполнению, отражёнными в технологической карте. Вариативность же реализуется в творчестве педагога, который будет разрабатывать легенду, сюжет и т. д. с учётом педагогического мастерства, специфики обучающихся и возможностей образовательной организации.

Проектирование литературного квеста в логике системно-деятельностного подхода предполагает при определении цели и задач квеста, его содержательного и инструментального наполнения ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта: предметные, метапредметные и личностные результаты, заданные ФГОС.

В основе концепции данной технологии лежит идея организации самостоятельной деятельности обучающихся с целью их личностного развития в команде при решении главной проблемы квеста (центрального задания), выполнении дополнительных заданий и продвижения по сюжету с использованием навигаторов, подсказок, информационных ресурсов сети Интернет. При реализации технологии как на уроках, так и во внеурочной деятельности необходимо создавать дружескую атмосферу, стимулировать обучающихся к самостоятельному поиску и творчеству.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бабичева, Ю.Г. Веб-квест как форма организации проектной деятельности в рамках литературного образования / Ю.Г. Бабичева, Е.В. Мартемьянова // Амурский научный вестник. – 2019. – № 4. – С. 4-10.

Демина, И.В. Литературный квест как способ повышения речевой культуры школьников / И. В. Демина // Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / Составление и научное редактирование И.А. Сотовой (отв. ред.) [и др.]. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2017. – С. 164-167.

Князева, О.Г. Экскурсия и литературный квест как формы привлечения внимания школьников к изучению русской классики / О.Г. Князева // Синтез традиций и новаторства в литературе, языке и культуре («Фетовские чтения»): Материалы Международной научной конференции, Курск, 28–29 июня 2019 года / Под редакцией Е.М. Криволаповой. – Курск: Курский государственный университет, 2020. – С. 213-218.

Маслова, А.Г. Литературный квест как интерактивная образовательная технология и форма профориентационной деятельности / А.Г. Маслова, О.Ю. Поляков, О.А. Полякова // Вестник Вятского государственного университета. – 2019. – № 2. – С. 81-90.

 

Ilyukhina E.V.

teacher of Russian language and literature

Orenburg Presidential Cadet School

(Orenburg, Russia)

 

LITERARY QUEST AS A RECEPTION

LITERARY EDUCATION AT SCHOOL

 

Abstract: the article is devoted to the study of the literary quest as a method of literary education at school. The purpose of the article was to determine the structural elements of the literary quest as a pedagogical technology. The structuring was based on ontological ideas about the quest, as well as modern methodological research that highlights the problems of using this pedagogical technology in literature lessons at school.

 

Keywords: literary quest, pedagogical technology.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Илюхина Е.В. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВЕСТ КАК ПРИЕМ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ // Вестник науки №2 (47) том 4. С. 15 - 20. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5331 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5331



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.