'
Рыжкова О.Б.
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ *
Аннотация:
в статье затрагивается вопрос о формировании навыков толерантного поведения в подростковом возрасте
Ключевые слова:
экстремизм, толерантность, толерантная личность, интолерантная личность, тренинг толерантности
УДК 37
Рыжкова О.Б.
Педагог-психолог
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
Государственный гуманитарно-технологический университет
Гуманитарно-педагогический колледж
(г. Орехово-Зуево, Россия)
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье затрагивается вопрос о формировании навыков толерантного поведения в подростковом возрасте.
Ключевые слова: экстремизм, толерантность, толерантная личность, интолерантная личность, тренинг толерантности.
Молодежь является самой уязвимой частью общества с точки зрения продвижения различных радикальных идеологий. Опытные экстремистские идеологи научились вовлекать подростков в свои ряды. Причин тому множество. Основными из них являются отсутствие собственного жизненного опыта, четких морально-нравственных ориентиров, сформированного отношения к таким понятиям как патриотизм, веротерпимость. Распространение экстремистской идеологии в подростковой среде обусловлено тем, что в качестве основного канала вербовки используются социальные сети, активно используемые молодыми людьми.
К категориям «группы риска», наиболее подверженным влиянию экстремистских настроений и организаций относятся подростки, склонные к девиациям (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие); выходцы из социально-дезориентированных семей с низким социально-экономическим статусом; «золотая молодежь», склонная к вседозволенности, экстремальному досугу; подростки, имеющие склонность к агрессии; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний.
По мнению С. Н. Фридинского, «основными источниками молодежного экстремизма в России являются социально-политические факторы: социокультурный дефицит, преобладание досуговых ориентаций над социально полезными; кризис семейного воспитания; конфликты в семье и в отношениях со сверстниками; дефицит системы ценностей; неадекватное восприятие педагогических воздействий; отсутствие жизненных планов».
Решение проблем экстремизма исключительно силами правоохранительных органов невозможно. Решение этой задачи требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий.
В статье 32 «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» одними из основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму названы:
- проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами.
Одна из форм оказания непосредственного воздействия на лиц, поведение которых предполагает возможность совершения экстремистских действий -
включение подростков в тренинги.
Тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими» (авторский коллектив: Солдатова Галина Владимировна, Шайгерова Людмила Анатольевна, Шарова Ольга Дмитриевна и др.) - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания подростков в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм профилактической работы с обучающимися. Тренинг состоит из трех проблемных блоков. Каждый блок занятий преследует свою цель. Так, цели первого блока «Понятие толерантности»: ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность", "границы толерантности"; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.
Второй блок «Толерантность по отношению к себе и к участникам группы» нацелен на развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование позитивного отношения к своему народу; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Цели третьего блока занятий «Толерантность по отношению к разнообразным иным»: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
В ходе тренинга подростки, работая с понятием «толерантность», открывают его новые грани и аспекты. Важной темой тренинга является раскрытие понятий «толерантная» и «интолерантная» личность.
В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в тренинге уделено особое внимание. Кроме того, в тренинге ставится важная проблема «границ» толерантности.
Важной целью тренинга является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Задача - не просто научить толерантному поведению, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.
Для решения поставленных целей используются различные методы: моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние «здесь и теперь».
В конечном итоге занятия тренинга нацелены на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения в подростковом возрасте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Абашина, А. Д. Экстремизм в молодежной среде: пути решения проблемы / А. Д. Абашина // Социальная педагогика. – 2017. – № 4/5. – С. 70–90.
Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности /под ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, А.В.Макарчук М.: Московия, 2009. — 312 с.
Ryzhkova O.B.
Educational psychologist
State educational institution
higher education in the Moscow region
State Humanitarian and Technological University
Humanitarian and Pedagogical College
(Orekhovo-Zuevo, Russia)
PREVENTION OF EXTREMISM IN ADOLESCENTS
Abstract: the article addresses the issue of the formation of tolerant behavior skills in adolescence.
Keywords: extremism, tolerance, tolerant personality, intolerant personality, tolerance training.
Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 4
Ссылка для цитирования:
Рыжкова О.Б. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №2 (47) том 4. С. 21 - 25. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5332 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*