'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  121 просмотров

Матюшкин Д.А.

  


РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ РИСКОВ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА *

  


Аннотация:
исследуется методы и способы прогнозирования рисков, ориентированных на благополучие и здоровье человека в процессе оказания услуг по водоснабжению и водоотведению   

Ключевые слова:
право, риск-ориентированный надзор, государственного регулирования, здоровье, правовые риски   


УДК 33

Матюшкин Д.А.

студент 3 курса магистратуры,

Тульский государственный университет

(г. Тула, Россия)

 

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ РИСКОВ

ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Аннотация: исследуется методы и способы прогнозирования рисков, ориентированных на благополучие и здоровье человека в процессе оказания услуг по водоснабжению и водоотведению

 

Ключевые слова: право, риск-ориентированный надзор, государственного регулирования, здоровье, правовые риски.

 

Правовые обязанности человека и граждан, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья являются приоритетными задачами сохранения здоровья нации. Разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения являются ключевыми функциями государственных надзорных органов в Российской Федерации. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Мероприятия по государственному надзору за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до её начала, а о внеплановой проверке за сутки до её начала. В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, оповещение проверяемого лица не требуется. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Общие положения изложены Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг). Методика исследований (испытаний) и измерений - организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний). Обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов) неразрывно связано с действием положений и национальных стандартов обеспечивающих техногинез исследуемой сферы. В «Положении о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определённой категории риска, определённому классу (категории) опасности. В нашем примере водозабор «К», деятельность которого отнесена к значительной категории риска, подлежит плановому контролю 1 раз в 3 года. Категория риска и класс опасности деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливаются на основании законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждёнными Роспотребнадзором. Класс опасности деятельности юридического лица устанавливается (рассчитывается) по Критериям отнесения объектов государственного надзора к категориям риска (далее - Критерии), указанным в приложении к «Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806. Показатель потенциального риска причинения вреда здоровью (R) определяется по формуле:

 R= G×p, (1)

где:

G – показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных федеральными законами и принимаемыми с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – обязательные требования);

p – показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определённого вида деятельности. Согласно приложению №2 к Критериям данный показатель (p) для деятельности в сфере водоподготовки и водоснабжения составляет 4,14.

Показатель «G» определяется по формуле:

 G= U×M, (2)

где:

U – показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности;

М – показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного контроля (в млн. чел.)

Согласно приложению №2 к Критериям для деятельности в сфере водоподготовки и водоснабжения показатель потенциального вреда для здоровья человека (U) составляет 0,0367.

Значение показателя «М» определяется для каждого объекта в соответствии с Методическими рекомендациями «Расчёт показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора», утверждёнными приказом Роспотребнадзора № 1025 от 07.10.2015.

Категории населения, связанные с деятельностью объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, дифференцированных по видам деятельности, указаны в приложении №3 Методических рекомендаций МР 5.1.0116-17 «Классификация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий», утверждённых руководителем Роспотребнадзора 11.08.2017. При расчёте показателя «М» для деятельности в сфере водоподготовки и водоснабжения должны учитываться следующие категории населения: работники, потребители услуг и население в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха.

Если водоснабжение населённого пункта осуществляется из нескольких источников, то потенциальный риск хозяйствующего субъекта суммируется с учётом всех его объектов с одинаковым видом деятельности. Таким образом, потенциальный риск хозяйствующего субъекта зависит от количества объектов с одинаковым видом деятельности.

Приведём пример расчёта риска.

Для водоснабжения населённого пункта с численностью населения 10000 человек используется один водозабор «К», который включает в себя 10 объектов (9 скважин и резервуар с насосной станцией). Число рабочих дней в году – 365, работников - 12.

С учётом вышесказанного, показатель «М» рассчитывается исходя из:

  1. численности работников (в нашем примере – 12 человек).

N1 = 12;

  1. численности потребителей услуг, которая рассчитывается по формуле:

 N2= VГОД/t2, (3)

Где, Vгод – количество выполненных услуг в течение года (в нашем примере – 10000); t2 – количество рабочих дней в году (в нашем примере – 365).

N= 10000/365 = 27,3972;

Таким образом, показатель (М) численности населения, находящегося под воздействием объектов, составил:

M1 (работники)= N1 /1000000= 12/1000000 = 0,000012 млн. чел.;

M2 (потребители услуг) = N2/1000000= 27,3972/1000000 = 0,0000273972 млн. чел.

Так как водозабор «К» включает в себя 10 объектов с одинаковым видом деятельности, происходит суммация потенциального риска данных объектов. Следует отметить, что 12 работников обслуживают все 10 объектов, таким образом, показатель «работники» (R1) суммироваться не должен.

Числовой показатель потенциального риска причинения вреда здоровью населения (R) в результате деятельности объектов водозабора «К» составил:

R1= G×p= U×M×p= 0,0367 × 4,14 × 0,000012 = 0,000001823;

R2= G×p= U×M×p= (0,0367 × 4,14 × 0,0000273972) × 10 = 0,00004162;

R = R1 + R2 = 0,000001823 + 0,00004162 = 0,000043443, то есть

 более 1 × 10-5.

В соответствии с подпунктом в) пункта 1 Приложения к «Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 объекты государственного надзора с показателем потенциального риска причинения вреда здоровью от 1 × 10-5 до 1 × 10-4 относятся к категории значительного риска (3 класс).

Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806

 В соответствии с п. 7 указанного Перечня риск-ориентированный подход применяется в отношении федерального государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Положение о федеральном государственном экологическом надзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (далее — Положение. Указанным Положением определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска. Согласно п. 19 Положения отнесение объектов государственного надзора к одной из категорий риска и изменение категории риска осуществляется решением территориального органа Росприроднадзора. Периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска приведена в таблице 1:

 

В соответствии с п. 3 приложения к указанному Положению установлены условия повышения категории риска. Так, объекты государственного надзора, относящиеся к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3 — 7.6, 8.2, частями 1 и 2 статьи 8.4, статьями 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11 — 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьёй 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора, вынесенного должностными лицами Росприроднадзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа.

б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объекта государственного надзора, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 — 255, 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;

в) решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятое в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора;

г) решение о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора;

Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных вышеуказанным пунктом 3 критериев, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.

Организация несёт ответственность за здоровье и безопасность своих работников и тех, на кого так или иначе влияет деятельность организации.

Приведённый пример расчёта рисков является неисчерпывающим. В рамках действия стандартов, регулирующих экологические требования, предъявляемые к предприятиям, осуществляющим водоотведение, сбор и сброс загрязняющих веществ методик, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, имеет внушительный перечь регламентированный нормативно-правовыми актами в исследуемой сфере.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.01.2022) "О водоснабжении и водоотведении";

Алгоритм проведения проверок объектов водоснабжения, Управление Роспотребнадзора по Республике Северная Осетия – Алания.;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N 10 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02";

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (с изменениями и дополнениями);

Рискориентированный надзор. Пример расчёта категории риска для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, 2021.

 

Matyushkin D.A.

3rd year Master's student,

Tula State University

(Tula, Russia)

 

RISK-BASED SUPERVISION

HOW TO EXCLUDE LEGAL RISKS

WATER SUPPLY AND SEWERAGE FACILITIES

 

Abstract: the methods and methods of forecasting risks focused on human well-being and health in the process of providing water supply and sanitation services are investigated

 

Keywords: law, risk-oriented supervision, state regulation, health, legal risks.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Матюшкин Д.А. РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ РИСКОВ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник науки №2 (47) том 4. С. 39 - 48. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5335 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5335



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.