'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 4
  4. Научная статья № 8

Просмотры  189 просмотров

Степанова С.С.

  


СИСТЕМА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) *

  


Аннотация:
рассмотрены современные подходы к пониманию отечественными учеными сущности доходов бюджета государства как экономической категории, охарактеризованы, обобщены и систематизированы определения данного понятия, что будет способствовать повышению эффективности принятия управленческих решений на общегосударственном уровне. Определены понятия доходов бюджета в системе социально-экономического развития страны, рассмотрена система доходов бюджетов субъекта РФ на примере Республики Саха   

Ключевые слова:
доходы бюджета, бюджетная система, государственный бюджет, социально-экономическое развитие, бюджетное регулирование, налоговые поступления   


УДК 336.13

Степанова С.С.

Магистрант 3 курса финансово-экономического факультета,

кафедра «Финансы и кредит»

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

(Россия, г. Якутск)

 

СИСТЕМА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Аннотация: рассмотрены современные подходы к пониманию отечественными учеными сущности доходов бюджета государства как экономической категории, охарактеризованы, обобщены и систематизированы определения данного понятия, что будет способствовать повышению эффективности принятия управленческих решений на общегосударственном уровне. Определены понятия доходов бюджета в системе социально-экономического развития страны, рассмотрена система доходов бюджетов субъекта РФ на примере Республики Саха.

 

Ключевые слова: доходы бюджета, бюджетная система, государственный бюджет, социально-экономическое развитие, бюджетное регулирование, налоговые поступления.

 

Введение и постановка проблемы. Формирование доходной части бюджета является значимым элементом формирования и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Доходы бюджета выступают средством перераспределения ВВП и одним из наиболее значимых инструментов государственного регулирования социально-экономического развития. Кроме того, доходы определяют структуру объемов произведенной продукции, спроса и потребления через влияние на доходность субъектов хозяйствования.

Сегодня определение понятия доходов бюджета в системе социально-экономического развития страны и их регуляторной функции требует особого внимания. Прежде всего, это обусловлено наличием значительного количества трактовок содержания понятия доходов отечественными и зарубежными учеными, косвенно связанных с отношением доходов к процессам социально-экономического развития и исследованием этого влияния. В современной научной литературе не существует единой точки зрения относительно понимания сущности доходов бюджета, трактуемого в разных значениях известными учеными, что приводит к возникновению противоречий в освещении этой экономической категории.

Важно определение оптимального размера наполнения бюджета и изъятия средств от предпринимательства и домохозяйств. Установление высоких объемов изъятия финансовых ресурсов в бюджет уменьшит уровень деловой активности и объемы потребления, объемы валового внутреннего продукта, что повлияет на потенциальные доходы бюджета страны. Определение низких объемов изъятия средств из предпринимателей и населения также повлияет на сокращение доходов бюджета.

Исследование этого вопроса необходимо, прежде всего, потому, что бюджет является инструментом, характеризующим уровень экономического развития страны. Реализация бюджетного процесса предполагает наполнение доходной части бюджета, обеспечивает экономическую и социальную стабильность и жизненный уровень населения.

Цель статьи – изучение системы доходов бюджета субъекта РФ на примере Республики Саха.

Результаты исследования. Бюджет определяется как план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода [7]. Это свидетельствует о том, что государство возложило на себя ответственность за функционирование страны через государственный бюджет.

Доходы бюджета являются основой системы финансового обеспечения социально-экономического развития страны и занимают важное место в формировании бюджетных ресурсов государства.

Ввиду разносторонности этого понятия и его определения доходы бюджета целесообразно рассматривать как трехмерное явление, а именно как экономическую, правовую и материальную категорию. Каждый из определенных подходов предполагает придание понятию доходов бюджета определенного оттенка и определяет направление, по которому его можно объяснять.

По существу доходы бюджетов, с одной стороны, являются результатом распределительных процессов, а с другой – объектом дальнейшего распределения средств централизованного денежного фонда на отдельные целевые фонды в соответствии с функциями государства.

В.А. Пушкарева [3, с. 40] отмечает, что бюджет появляется не тогда, когда государство осуществляет расходы и получает необходимые для этого источники финансирования, а тогда, когда оно в свою финансовую деятельность включает процесс бюджетного планирования, составления сметы доходов и расходов на определенный период (финансовый план). Это показывает исторический характер бюджета и важность финансовой деятельности для функционирования государства, обеспечения его планомерного и стабильного развития, реализации обоснованной экономической политики.

При этом важно определение доходов бюджета в системе социально-экономического развития как интегрированная совокупность экономических отношений, возникающих между государством, домохозяйствами и субъектами хозяйствования по поводу мобилизации финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение социально-экономического развития, в частности на повышение темпов экономического роста и уровня жизни и качества населения.

Государство через бюджет обеспечивает мобилизацию средств, необходимых для обеспечения социально-экономического развития страны и использования их с целью выполнения своих функций, возложенных на главных распорядителей бюджетных средств. При этом основная часть валового внутреннего продукта накапливается в составе государственного бюджета и используется для обеспечения экономического развития страны, решения социальных проблем, содержания органов государственного управления, обеспечения обороноспособности [8].

Конкретно доходы являются инструментом реализации денежной и бюджетной политики страны. Аккумулирование поступлений должно носить социально-экономический характер, то есть быть направленным на экономическое развитие и обеспечение предоставления качественных общественных услуг населению.

Государственный бюджет РФ играет важную роль в социально-экономическом планировании, макроэкономической стабилизации и экономическом росте, регулировании объема совокупного спроса и влиянии на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры [9]. Имея бюджетные ориентиры развития экономики, субъекты разрабатывают собственные планы развития, а население формирует свои потребительские ожидания. Государственный бюджет занимает лидирующее место в бюджетной системе РФ. Как и любой план, у него есть свои составные части. Согласно Бюджетного кодекса РФ, можно выделить доходную и расходную часть государственного бюджета. От того, удалось ли сформировать необходимый объем государственных доходов, зависит эффективность реализации государственных функций.

Формирование достаточного объема поступлений бюджета необходимо для обеспечения соответствующего уровня экономического развития страны, и благодаря взвешенному бюджетному процессу обеспечиваются социальная стабильность и надлежащий жизненный уровень населения. Через государственный бюджет органы государственной власти осуществляют реализацию государственной внутренней и внешней политики, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Рост поступлений в бюджет создает возможности для увеличения ассигнований из государственного бюджета, что способствует развитию государства в целом.

Разнообразие видов доходов изображается благодаря бюджетной классификации, проводимой для проведения необходимого анализа в разрезе доходов и обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.

Благодаря бюджетной классификации, возможно оперативно выявлять недостатки в государственной политике в сфере формирования доходов бюджета, оперативно принимать меры и обосновывать дальнейшие действия по их устранению. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетные доходы по следующим классификационным разделам: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Довольно часто выделяют еще один вид доходов государственного бюджета – целевые фонды.

В определении доходов бюджета акцентируется внимание на том, что это платежи, которые поступают на безвозвратной основе, но эти средства после поступления в бюджет распределяются в соответствии с государственными программами и поступают к их плательщикам в виде материальных и нематериальных благ.

Основным источником доходов государственного и местных бюджетов выступает валовой внутренний продукт страны, рост которого приводит к укреплению и стабилизации экономики, расширению объемов производства, повышению уровня занятости, уровню и качеству жизни населения, размеров заработной платы работников, доходов предприятий и организаций, покупательной способности населения, следовательно, к увеличению налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты, к наполнению их доходной части. Вместе с тем, снижение номинального объема ВВП и рост инфляции приводят к номинальному уменьшению поступлений в бюджет [7]. Значительное внимание целесообразно уделять оптимальному перераспределению ВВП через государственный бюджет, что приведет к взвешенной обоснованной финансово-бюджетной политике страны, обеспечению экономического развития и повышению качества общественных услуг.

Базу формирования доходов государственного и местных бюджетов составляют поступления от налогов, в основе взысканий которых лежит принцип фискальной достаточности.

Рассмотрим систему доходной части бюджета на примере Республикии Саха. Доходы республиканского бюджета в 2020 г. составили 48 348,1 млн руб., в 2021 г. — 75 526,0 млн руб., т. е. больше на 36 %, в том числе: налоговых доходов в 2019 г. — 18 243,9 млн руб., в 2020 г. — 32 470,7 млн руб.; неналоговых доходов — 10 753,8 млн руб. в 2019 г., 4858,7 млн руб. в 2021 г.; безвозмездных поступлений — 19 350,3 млн руб. в 2019 г., 43 956,5 млн руб. в 2021 г.

Как видим, наблюдается абсолютный рост налоговых доходов в 2020 г. (на 7082,3 млн руб. по сравнению с 2019 г.), связанный с увеличением налога на прибыль таких бюджетообразующих компаний, как ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО ХК «Якутуголь», а также общим ростом налоговых доходов (2019 г. — 37,7 %, в 2020 г. — 45,6 %, т. е. почти на 8 %). К сожалению, данное увеличение доходной базы не позволяет полностью обеспечить объем принятых расходных обязательств. Кроме того, отрицательную роль играет снижение сумм по неналоговым доходам (на 5895,1 млн руб., с 2019 по 2021 г.), которое обусловлено постепенным прекращением арендных отношений между Правительством Республики Саха (Якутия) и АК «АЛРОСА» в связи с внесением в уставный капитал компании объектов имущественного комплекса.

Что касается структуры доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия), то она характеризуется высоким уровнем финансовой помощи из федерального бюджета (40 % в 2019 г. и 58,2 % в 2021 г.). Увеличение доли безвозмездных поступлений (на 13,8 % с 2019 по 2021 г.) произошло за счет значительного роста дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности вследствие изменения Методики распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Выводы. Рассмотрев и обобщив подходы разных ученых к определению понятия доходов бюджета можно утверждать, что доходы бюджета являются основой реализации функций государства. Сегодня возникает необходимость рассматривать данное понятие в системе социально-экономического развития страны как интегрированную совокупность экономических отношений, возникающих между государством, домохозяйствами и хозяйствующими субъектами по поводу мобилизации финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение социально-экономического развития, в частности повышение темпов экономического роста страны и уровня и качества населения.

Доходы бюджета делятся на налоговые, неналоговые, доходы от операций с основным капиталом, официальные трансферты. Каждая из этих составляющих весома, однако наиболее бюджетообразующим компонентом являются налоговые поступления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Григорьев В.П., Сивцев А.П. Приоритетные направления бюджетной политики в Республике Саха (Якутия) и инструменты их реализации // Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики. Материалы 3 (14)-й международной научной конференции, 18-19 февраля 2010 г.: сборник докладов. Т. I / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н.П. Радковской. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

Доклад об основных направлениях бюджетной политики Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

Пушкарева В.М. История финансового мнения и политики налогов. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 40.

Теория финансов: учебник/П.И. Юхименко и др.; под общ. ред. В.М. Федосовой, С.И. Юрия. К.: Центр учеб. лит-ры, 2010. 573 с.

 

Stepanova S.S.

3rd year master student of the Faculty of Finance and Economics,

Department of Finance and Credit

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

(Russia, Yakutsk)

 

INCOME SYSTEM OF BUDGETS OF SUBJECTS

OF THE RUSSIAN FEDERATION

(BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLICAN

BUDGET OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

 

Abstract: modern approaches to understanding by domestic scientists the essence of state budget revenues as an economic category are considered, the definitions of this concept are characterized, generalized and systematized, which will help improve the efficiency of managerial decision-making at the national level. The concepts of budget revenues in the system of socio-economic development of the country are defined, the system of budget revenues of the subject of the Russian Federation is considered on the example of the Republic of Sakha.

 

Keywords: budget revenues, budget system, state budget, socio-economic development, budget regulation, tax revenues.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Степанова С.С. СИСТЕМА ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Вестник науки №2 (47) том 4. С. 58 - 65. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5337 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5337



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.