'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  1145 просмотров

Семибратов А.А., Попова А.В.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье раскрывается важность создания и функционирования на территории Российской Федерации «технологических долин», а в частности речь идет о инновационных научно-технологических центрах. При этом, вопрос рассматривается с точки зрения нормативного правового регулирования с рекомендациями по улучшению законодательной базы, а также подзаконных нормативных правовых актов   

Ключевые слова:
инновационный центр, технопарк, «технологическая долина», ИНТЦ, инновационный научно-технологический центр, технологии, инновации, экономика, регионы   


УДК 34

Семибратов А.А.

студент юридического факультета ИПиНБ,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Попова А.В.

доктор юридических наук,

профессор кафедры конституционного права ИПиНБ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 

ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в статье раскрывается важность создания и функционирования на территории Российской Федерации «технологических долин», а в частности речь идет о инновационных научно-технологических центрах. При этом, вопрос рассматривается с точки зрения нормативного правового регулирования с рекомендациями по улучшению законодательной базы, а также подзаконных нормативных правовых актов.

 

Ключевые слова: инновационный центр, технопарк, «технологическая долина», ИНТЦ, инновационный научно-технологический центр, технологии, инновации, экономика, регионы.

 

В Российской Федерации с 2017 года введен механизм инновационных научно-технологических центров (далее соответственно – ИНТЦ, Центр, «технологическая долина», инновационный центр), представляющие собой часть территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которых устанавливается особый правовой режим и создается необходимая инфраструктура в целях обеспечения приоритетных направлений Российской Федерации, а также обеспечения синхронизации усилий науки, образования и бизнеса, в целях проведения исследований и создания востребованных рынком новых разработок.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон об ИНТЦ), инновационный научно-технологический центр - это совокупность организаций, основной целью деятельности которых является осуществление научно-технологической деятельности, и иных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования такого центра, действующих на определенной Правительством Российской Федерации территории.

Раннее одним из инструментов по организации науки выступали государственные научные центры (далее – научные центры), которые начали образовываться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».

Государственные научные центры — это крупнейшие институты, которые проводят фундаментальные, поисковые и прикладные работы в определенных областях. Позже было принято постановление Правительства Российской Федерации «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Создание таких научных центров (например, Акустический институт имени академика Андреева Н. Н. и др.) обеспечивает связь между наукой и промышленностью в наиболее наукоемких отраслях. На развитие науки направлено и присвоение в соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ  «О статусе наукограда Российской Федерации» такого статуса муниципальным образованиям с градообразующим научно-производственным комплексом, имеющим высокий научно-технический потенциал.

В настоящее время он присваивается по следующим направлениям:

– биотехнологическое направление;

– машинное и приборостроение;

– химия, химическая физика и создание новых материалов;

– авиа-, ракетостроение и космические исследования; ядерные комплексы;

– электроника и радиотехника; энергетика.

Решения о присвоении статуса наукограда принимаются Правительством Российской Федерации сроком на пятнадцатилетний период.

К муниципальным образованиям, имеющим статус наукограда относятся: г. Дубна, г. Обнинск, г. Королев, г. Реутов, г. Фрязино, рабочий поселок Кольцово и другие.

С появлением механизма ИНТЦ на территории Российской Федерации еще в большей степени обеспечивается формирование центров проведения научных и исследовательских работ, организация трансфера научных компетенций ВУЗов в коммерческий оборот, вовлечение студентов и научных сотрудников в разработку технологий, востребованных на рынке, создание условий проведения бизнесом научных и опытно конструкторских работ на базе лабораторных и опытных мощностях научных организаций.

В настоящее время создано 9 ИНТЦ:

  1. ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы» (г. Москва);
  2. ИНТЦ «Сириус» (г. Сочи);
  3. ИНТЦ «Долина Менделеева» (г. Москва);
  4. ИНТЦ «Русский» (о. Русский, Приморский край);
  5. ИНТЦ «Композитная долина» (Тульская область);
  6. ИНТЦ «Интеллектуальная электроника – Валдай» (Новгородская область);
  7. ИНТЦ «Парк атомных и медицинских технологий» (Калужская область);
  8. ИНТЦ «Квантовая долина» (Нижегородской область);
  9. ИНТЦ «Балтийская долина – Хьюмантек» (Калининградская область).

Также порядка четырех Центров находятся на межведомственном согласовании в федеральных органах исполнительной власти, а еще один проект документа о создании Центра находится на стадии принятия решения о создании в Правительстве Российской Федерации.

Согласно закону об ИНТЦ, инициатором проекта по созданию и функционированию Центра может выступать:

– образовательная организация;

– научная организация;

– национальный исследовательский центр.

При этом, образовательные и (или) научные организации, по инициативе которых создается Центр, должны соответствовать критериям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 1698 (далее – критерии к инициатору):

  1. Наличие у организации права в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования либо наличие у организации прав, предусмотренных абзацами вторым - четвертым пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (только для образовательных организаций);
  2. Отнесение организации к 1-й категории в соответствии спостановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 «Об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (только для научных организаций).
  3. Наличие необходимых ресурсов для осуществления научно-технологической деятельности, включая:

– наличие объектов научной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры;

– наличие подтверждения (в письменной форме) участия в проекте не менее 20 организаций, выразивших готовность осуществлять научно-технологическую деятельность в предполагаемом к созданию Центре;

– наличие подтверждения (в письменной форме) участия потенциальных инвесторов, выразивших готовность участвовать в создании инфраструктуры предполагаемого к созданию Центра.

  1. Наличие опыта участия в деятельности инновационных кластеров, опыта создания индустриальных (научных) парков, технопарков и (или) проведения научных исследований;
  2. Отсутствие просроченной задолженности по обязательствам перед третьими лицами.

Кроме того, в случае создания Центра по решению Правительства Российской Федерации на основании поручения Президента Российской Федерации, инициировать проект создания такого Центра возможно организации, наделяемой полномочиями инициатора проекта.

Таким образом, классификация инициаторов создания инновационных центров может быть определена по следующим признакам:

  1. Степень участия инициатора в инновационной деятельности:

– участник научно-производственной деятельности, с которым работают другие участники инновационной деятельности;

– организатор инновационной деятельности без участия в научно-производственных операциях.

  1. По этапам цикла исследования, производства и сбыта (для участников инновационной деятельности):

– фундаментальные или прикладные НИОКР;

–      технологическая подготовка;

– производство (опытное или серийное);

– сбыт, маркетинг;

– сервисное обслуживание.

  1. К функциям организаторам инновационной деятельности Центра (органы управления Центром, инициатор, участники проекта) в совокупности относятся:

– предоставление производственной инфраструктуры (участки, здания, сооружения, оборудование и др.);

– сервисное обслуживание участков, являющихся собственниками или арендующих у Центра;

– агентские услуги по трансферу технологий;

– консультационные, научно-образовательные, финансовые и другие.

  1. По формам специализации Центры можно разбить на:

– участников по различным независимым направлениям с совместным использованием научно-производственной инфраструктуры (диверсифицированная кооперация);

– научно-производственная кооперация в рамках матричной структуры представляет собой участников различных этапов цикла (этап исследования и (или) этап производства, этап сбыта);

– разработка инновационного продукта как дочерней организации участников или производственно-финансовая кооперация, то есть кооперация с горизонтальной интеграцией производства и долевого участия с распределением доходов между участниками.

  1. По территориальному признаку:

– локальные на одном регионе, области;

– межрегиональные Центры по аналогии с предыдущим пунктом (экстерриториальность);

Большой вклад в научно-технологическое развитие в целом вносят образовательные организации высшего образования, профессорско-преподавательский состав которых, наряду с образовательным процессом, занимается научно-исследовательской деятельностью. Вузовские ученые готовят научные кадры, пишут учебники, научные работы, проводят научные исследования, работают экспертами и консультантами в органах государственной власти.

Как ранее отмечалось, основным законом, регулирующим деятельность инновационных научно-технологических центров является Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при этом в Российской Федерации существует схожая структура стимулирования синхронизации развития науки, образования и бизнеса, регулируемая Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее – закон о «Сколково»).

В законе о «Сколково» рассматриваются нюансы формирования и становления инновационного центра «Сколково». Закон об ИНТЦ на базе имеющегося опыта создания и функционирования инновационного центра «Сколково» регулирует формирование ИНТЦ на территориях, где созданы (будут созданы) соответствующие условия и инфраструктуры.

При этом, основным отличием ИНТЦ от иных льготных налоговых и таможенных режимов (таких как инновационный центр «Сколково») заключается в том, что задачей таких центров является в первую очередь выстраивание инфраструктуры вокруг организаций высшего образования и научных организаций, тем самым максимально используя их научный потенциал.

Так, отличием ИНТЦ от инновационного центра «Сколково» является создание инфраструктуры на основе центральной организации, и, в случае с ИНТЦ, такой основой являются научные организации и ВУЗы.   Инновационный центр «Сколково» часто ассоциируют с Кремниевой долиной, поскольку это первый научно-технологический центр, расположенный на территории Российской Федерации. Современный центр науки и техники осуществляет разработку и коммерциализацию инновационных технологических решений. Он является первым за постсоветский период научным поселением, которое было возведено на территории Российской Федерации. В пределах комплекса сформированы специальные экономические условия для компаний, которые осуществляют деятельность в приоритетных направлениях совершенствования экономики Российской Федерации, а именно телекоммуникации и космос, энергетическая эффективность, биомедицина, информационные технологии (ИТ), ядерные технологии и другое.

В статье 1 закона об ИНТЦ сделан акцент на регулирование отношений, возникающих при создании Центров, а также обеспечении их функционирования. Основная задача заключается в реализации научно-технологического развития Российской Федерации, а также в повышении инвестиционной привлекательности разработок и исследований, коммерциализации разработок. Необходимо предоставить доступ граждан и юридических лиц к участию в перспективных и выгодных научных и технических проектах. Стоит отметить обеспечение эффективности конечных результатов участников проектов инновационных центров, где управляющая компания (далее – УК) ведет обширную деятельность, связанную с осуществлением функций по управлению инновационным центром, и учреждается Правительством Российской Федерации и (или) инициатором проекта, в соответствии с положениями закона об ИНТЦ. Так, важно отметить, что в условиях нестабильной внешней политики и экономики на мировой арене внимательно, экономически грамотно, относиться к процессу развития геостратегических и приравненных к ним территорий. В этом направлении законодательство постоянно подвергается доработкам и модернизации.

ИНТЦ – совокупность организаций, основной задачей которых является реализация научно-технологической деятельности. В указанную структуру входят прочие лица, обеспечивающие функционирование такого центра. Обобщающей единицей «технологической долины» является проект по его реализации, представленный в виде совокупности мероприятий, направленных на достижение целей и задач Центра. Также сюда можно отнести правила проекта, выступающие в виде единого для всех лиц порядка реализации деятельности на территории ИНТЦ, включая комплекс прав и обязанностей для участников проекта. Так, одним из основных этапов по реализации проекта создания ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы» стало формирование на новом периметре университета передовой инфраструктуры. В результате такого формирования для российских организаций повысится возможность реализации проектов, направленных на научно-технологическое развитие Российской Федерации, увеличится инвестиционная привлекательность разработок и исследований, а также их коммерциализация, гражданам и юридическим лицам представится доступ к принятию участия в перспективных и привлекательных проектах в сфере науки и технологий.

Так, можно сделать вывод, что одна из основных целей функционирования ИНТЦ заключается в сохранении и развитии регионального научного и технического потенциалов за счет предоставления высокотехнологическим предприятиям, которые стали участниками проекта, возможности пользоваться исследовательскими и производственными площадями.

В Российской Федерации с целью обеспечения и оптимизации научно-технологического развития также были приняты и действуют федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие данный блок общественных отношений, способствующие созданию и использованию, а точнее - коммерциализации научно-технологических новшеств, внедрению их в производство и реальный сектор отечественной экономики.

Так, в частности, приняты и действуют: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», которым определяются основные параметры научной деятельности и научной политики в Российской Федерации, регулируются отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (ред. 21.07.2011) № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» сформулированы понятия инновации и инновационной деятельности, а также смежные с ними понятия инновационного проекта и инновационной инфраструктуры;

Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (законом определяется правовое положение наукоградов — муниципальных образований с градообразующим научно-производственным комплексом, в рамках которого осуществляются приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности);

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (определяет возможности бизнес-структур осуществлять инновационные научные проекты в рамках деятельности центра);

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (комплексный законодательный акт, регулирующий отношения между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики);

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (регулирует отношения, возникающие при создании инновационных научно-технологических центров и обеспечении их функционирования в целях реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации) и другие.

В указанный период времени было принято немало программных документов в соответствующем направлении:

а)    Цели и основные направления модернизации и инновационного развития отечественной экономики определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

б)    Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 (которая рассчитана в своей основе до 2035 г.) (далее – Стратегия НТР РФ).

В документе «определяются цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области…» (п. 1). Все это позволяет более определенно двигаться к намеченным целям и достигать необходимые результаты.

Вместе с тем, вопрос еще заключается в том, каким будет искомое движение, насколько оно будет оптимальным, динамичным, плодотворным. Для перехода российской экономики и общества в целом на инновационный вектор развития нужен системный подход и организация работы по всем направлениям, с которыми связано осуществление социально-экономической модернизации. Соответствующие решения должны быть приняты на различных государственно-правовых уровнях (федеральном, региональном). Государственное управление и юридическое регулирование в этой области также должно отвечать признакам системности, планомерности, последовательности, предсказуемости, ожидаемой эффективности и прочее.

Таким образом, основным законом, регулирующим деятельность по созданию и функционированию инновационных центров, является Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ, который также вводит понятие и определение ИНТЦ. В российском законодательстве нет понятия «технодолина» или «технологическая долина», но есть индустриальный и промышленный парки, технопарки, а также ИНТЦ.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 23.08.1996 (ред. 30.04.2021) № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137

Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30. Ст. 4602

Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ (ред. 20.04.2015) «О статусе наукограда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 15. Ст. 1750

Федеральный закон от 28.09.2010 (ред. 13.07.2021) № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 4970

Федеральный закон от 31.12. 2014 (ред. 20.07.2020) № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1. Ст. 41

Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ (ред. 02.07.2021) «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31. Ст. 4765

Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р (ред. 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145

Безбородова Ю. И. / Анализ возможностей и перспектив развития инновационных научно-технологических центров в России // Приоритетные и перспективные направления научно-технического развития Российской Федерации. – 2021. – С. 319-322

 

Semibratov A.A.

student of the Faculty of Law of IPiNB,

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

 

Scientific supervisor:

Popova A.V.

PhD

Professor of the Department of Constitutional Law of IPiNB

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation

(Moscow, Russia)

 

REGULATORY & LEGAL BASES OF CREATION & FUNCTIONING

INNOVATIVE SCIENTIFIC & TECHNOLOGICAL CENTERS

ON THE TERRITORY OF RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the article reveals the importance of the creation and functioning of "technological valleys" on the territory of the Russian Federation, and in particular we are talking about innovative scientific and technological centers. At the same time, the issue is considered from the point of view of regulatory legal regulation with recommendations for improving the legislative framework, as well as subordinate regulatory legal acts.

 

Keywords: innovation center, technopark, "technological valley", INTC, innovative scientific and technological center, technologies, innovations, economy, regions.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Семибратов А.А., Попова А.В. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №2 (47) том 4. С. 78 - 90. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5340 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5340



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.