'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (47) том 4
  4. Научная статья № 17

Просмотры  314 просмотров

Ягодка Е.А., Филева Н.С., Слободчиков О.А.

  


ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТОРГОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности системы обеспечения пожарной безопасности для объектов торгового назначения в рамках двух моделей: типовой концептуальной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности и риск-ориентированной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности   

Ключевые слова:
риск-ориентированная модель деятельности по обеспечению пожарной безопасности, СТУ, техническое регулирование   


УДК 614.849

Ягодка Е.А.

к.т.н. доцент, полковник внутренней службы

заместитель начальника учебно-научного комплекса

начальник кафедры надзорной деятельности учебно-научного комплекса организации надзорной деятельности

Академия государственной противопожарной службы МЧС России

(Россия, г. Москва)

 

Филева Н.С.

слушатель учебной группы 3219 Тмз

института управления и комплексной безопасности

Академия государственной противопожарной службы МЧС России

по направлению подготовки «Техносферная безопасность»

(Россия, г. Москва)

 

Слободчиков О.А.

Генеральный директор INDECOM GROUP

 

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТОРГОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности системы обеспечения пожарной безопасности для объектов торгового назначения в рамках двух моделей: типовой концептуальной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности и риск-ориентированной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности.

 

Ключевые слова: риск-ориентированная модель деятельности по обеспечению пожарной безопасности, СТУ, техническое регулирование.

 

В современных экономических и социальных реалиях препятствием для реализации проектов качественной нетиповой городской среды являются избыточные нормативные требования.

Основной целью разработки нормативов и регламентов сегодня должно быть создание многофункциональной жизнестойкой среды, способной адаптироваться к меняющимся социальным, экономическим и экологическим условиям.

В настоящее время, несмотря на переход государства к риск-ориентированной модели деятельности, в области обеспечения пожарной безопасности большинством специалистов на всех стадиях жизненного цикла объекта реализуется типовая модель деятельности, основанная на прямом применении готовых типовых технических и организационных решений, содержащихся в нормативной базе.

По мнению таких специалистов, в рамках типовой модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности (типовой системы обеспечения пожарной безопасности) единственным способом создать оригинальный проект и примирить замыслы архитекторов и инженеров с законодательством в обход давно устаревших, излишне жестких, избыточных, типовых нормативов является разработка СТУ.

В связи с чем, очень редкий нетиповой проект сегодня может обойтись без СТУ. В редких случаях СТУ способствуют расширению возможностей и увеличению разнообразия проектных решений, поскольку в основной массе смысл СТУ сводится к замене одних неэффективных типовых решений другими неэффективными, обоснованных субъективным мнением специалистов. В результате этого СТУ являются весьма затратным мероприятием для собственника объекта в том числе в силу наличия в СТУ дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности, необходимость и эффективность которых зачастую не подтверждена расчетными обоснованиями.

Так, в период 2019–2021 годы на рассмотрение в МЧС России (в соответствии с пп. а) п. 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28 ноября 2011 г. No 710) [1] поступило 246 специальных технических условий на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности (далее – СТУ), из них 43 СТУ отправлены МЧС России на доработку, 203 СТУ согласованы МЧС России.

 

Рисунок 1 - Статистические сведения о разработанных и согласованных МЧС России СТУ за период 2019 г- 2021 г

 

По итогам 2021 года за период апрель 2021 г. – ноябрь 2021 г. Минстроем России рассмотрено и согласовано 549 специальных технических условий, из них Минстроем России рассмотрено и согласовано 174 специальных технических условий на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности.

 

Рисунок 2 - Статистические сведения о согласовании СТУ Минстроем России за период апрель 2021 г - ноябрь 2021 г

 

В период 2019–2021 годы на рассмотрение в МЧС России (в соответствии с пп. а) п. 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28 ноября 2011 г. No 710) [1] поступило 34 специальных технических условий на проектирование и строительство в части обеспечения пожарной безопасности (далее – СТУ) для зданий торгового назначения, из них 10 СТУ были отправлены на доработку, 18 СТУ касались изменений ранее согласованных СТУ.

Результаты обобщения оснований разработки СТУ и анализа СТУ на предмет наличия доказательств необходимости и эффективности комплекса мер, включаемых в СТУ представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Результаты обобщения оснований разработки СТУ и анализа СТУ на предмет наличия доказательств необходимости и эффективности комплекса мер, включаемых в СТУ

 

Таким образом, в результате проведенного анализа установлено, что перечисленные основания не имеют доказательств необходимости применения дополнительных мер на объекте, а эффективность комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предлагаемых в рамках СТУ, не подтверждена с учетом требований ст. 17 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Решением задачи по созданию как типовых проектов, так и индивидуальных технически сложных проектов, сбалансированных по соотношению вреда и затрат на обеспечение пожарной безопасности, учитывающих динамику пожара, является переход от типовой модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности к риск-ориентированной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности, основанной на наличии доказательств необходимости разработки дополнительных мер и эффективности принятых мер, основанных на результатах исследований, испытаний, моделирования, расчетов динамики пожара, эвакуации людей и др.

Правовой основой риск-ориентированной модели деятельности по обеспечению пожарной безопасности являются:

Конституция РФ (ст.ст. 2, 7, 8, 15, 18, 34, 49, 53, 54, 55) [2];

Гражданский кодекс РФ (ст.ст. 1, 2, 3, 222, 931, 1069) [3];

Уголовный кодекс РФ (ст.ст. 28, 39, 41, 167, 168, 169, 219, 293) [4];

Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 3.12, 20.4) [5];

Федеральный закон «О техническом регулировании» (ст.ст. 1, 3, 4, 6, 7, 16.1, 46.1) [6];

Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (ст.ст. 4-12) [7];

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей …» (ст.ст. 3, 8.1, 17) [8];

Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ст.ст. 22-25, 90) [9];

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 3, ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 7, ст. 9, ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 53, ч. 3 ст. 81, ст.ст. 94-96) [11];

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 8, ч. 6 ст. 15, ст. 17) [12].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28.11.2011 г. № 710).

Конституция Российской Федерации [(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru. - Загл. с экрана.

Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1) (принят ГД ФС РФ 21.10.1994). - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Федеральный закон от 31 июля 2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»- Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

Козлачков В.И., Ершов А.В., Хохлова А.Ю., Вечтомов Д.А., Богатов А.А., Уваров И.А., Ягодка Е.А., Пикуш Д.С., Обухова Н.В. Применение, мониторинг и корректировка требований пожарной безопасности. Монография, 164 с. (деп. ВИНИТИ № 326-В2011 от 05.07.2011).

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95720/.

Приказ МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90833/.

Козлачков В.И. Типовая и риск-ориентированная модели надзорной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности. Сравнительный анализ. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2016. Деп. в ВИНИТИ РАН 10.02.2016 № 31-В2016.

 

Yagodka E.A.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Colonel of Internal Service

Deputy Head of the Educational and Scientific complex

Head of the Department of Supervisory Activities of the Educational and Scientific complex of the Organization

of supervisory Activities of the Academy of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

(Russia, Moscow)

 

Fileva N.S.

student of the training group 3219 Tmz of the Institute of Management and Integrated Safety of the Academy

of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of training "Technosphere safety"

(Russia, Moscow)

 

Slobodchikov O.A.

General Director of INDECOM GROUP

 

FEATURES OF THE SECURITY SYSTEM

FIRE SAFETY FOR FACILITIES

COMMERCIAL PURPOSE

 

Abstract: this article discusses the features of the fire safety system for commercial facilities within the framework of two models: a typical conceptual model of fire safety activities and a risk-oriented model of fire safety activities.

 

Keywords: risk-oriented model of fire safety activities, STU, technical regulation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (47) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ягодка Е.А., Филева Н.С., Слободчиков О.А. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ТОРГОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ // Вестник науки №2 (47) том 4. С. 135 - 143. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5346 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5346



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.