Быстрова М.Р., Таскаева С.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В РАМКАХ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (48) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  100 просмотров

Быстрова М.Р., Таскаева С.В.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В РАМКАХ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

  


Аннотация:
в статье была рассмотрена и изучена организация таможенного контроля товаров, пересылаемых в рамках Интернет-торговли, её конъюнктура и влияние на реальную экономику, а также экономических секторов. Было уделено внимание и её конкурентным преимуществам, а также недостаткам. Особенно сделан акцент на актуальности и новизне данного экономического явления, его больших будущих возможностях и перспективах расширения   

Ключевые слова:
таможенный контроль, Интернет-торговля, налоги, киберпреступность, технические средства таможенного контроля, система управления рисками   


УДК 339.543

Быстрова М.Р.

студент 5 курса, напр. «Таможенное дело»

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

Научный руководитель:

Таскаева С.В.

доц., к.п.н,

Забайкальский государственный университет

(г. Чита, Россия)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ,

ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В РАМКАХ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

 

Аннотация: в статье была рассмотрена и изучена организация таможенного контроля товаров, пересылаемых в рамках Интернет-торговли, её конъюнктура и влияние на реальную экономику, а также экономических секторов. Было уделено внимание и её   конкурентным преимуществам, а также недостаткам. Особенно сделан акцент на актуальности и новизне данного экономического явления, его больших будущих возможностях и перспективах расширения.

 

Ключевые слова: таможенный контроль, Интернет-торговля, налоги, киберпреступность, технические средства таможенного контроля, система управления рисками.

 

В настоящее время сфера услуг в области цифровых и информационных технологий, в том числе и муниципальных, считается одним из более стремительно развивающихся видов экономической деятельности.

Таможенные услуги – это отдельный вид услуг, отличный от государственных услуг, которые имеют высокое экономическое значение как для страны, так и для участников внешнеэкономической деятельности (далее – участников ВЭД). В целом систему таможенных услуг в Российской Федерации (далее – РФ) можно определить, как совокупность мер, связанных с использованием таможенных инструментов: таможенных процедур, операций и технологий. Практическая реализация этих действий способствует повышению полезности и актуальности данной системы для участников взаимодействия.

Порядок предоставления государственных услуг в рамках полномочий таможенных органов закреплен в административных регламентах, утверждаемых приказами Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России. Целью создания нормативно-правовых актов является построение процесса создания услуги регулирование уровня качества, количества и других характеристик.

Актуальность Интернет-торговли в современных экономических отношениях неразрывно связана с интересами общества в более быстром перемещении товаров путём их приобретения с использованием телекоммуникационной сети Интернет. Также берётся во внимание сохранность груза в пути следования и его получение заказчиком.

В свою очередь таможенная служба обязана отслеживать международные почтовые отправления (далее – МПО), благодаря которым и происходит обмен между виртуальным торговым пространством и реальным сектором экономических отношений.

Интернет-торговля быстро заменяет традиционную торговлю и предлагает покупателям огромный выбор, включая: способы доставки, форму оплаты, сроки доставки и прочее. Интернет-платформа также более прозрачна, чем фактическая покупка и продажа. Каждая операция и этап продажи товара на рынке можно прослеживать в мельчайших деталях. Далее мы рассмотрим более подробно в данной статье.

Сегодня таможенные органы более универсальны и компетентны благодаря своему опыту работы в области Интернет-торговли, а также предоставлению таможенных услуг обществу в связи с совершенствованием таможенного регулирования. С 17 июля 2019 года валютный контроль входит в полномочия таможенной службы РФ[9]. В 2018г. был осуществлен переход на систему электронного документооборота[11]. В настоящее время таможенная система уже полностью перешла на электронное декларирование товаров. Проанализировав это, становится ясно, что таможенные органы движутся в направлении цифровизации таможенного администрирования, новейшим техническим средствам и методам системы управления рисками при проведении таможенного контроля МПО для таможенных целей.

В дополнение к вышесказанному, ФТС РФ является посредником в электронной регистрационной базе данных валютного контроля. В ней происходит проверка соблюдения денежно-кредитного законодательства с учетом всех нюансов участников ВЭД в среде электронной коммерции. Таким образом, защищаются законные права и экономические интересы резидентов и нерезидентов внешнеторговой сделки при осуществлении ими валютных операций, связанных с электронными переводами через банковские счета, карты и платежные системы.

Субъектами Интернет-торговли   являются – сами   интернет-магазины, реализующие продукцию; государственные органы, в т.ч.  и руководство страны; ФГУП «Почта России», а также курьерские организации, занимающиеся экспресс-перевозкой: DHL, FEDEX; банки; международные институциональные организации; институты гражданского общества (Торгово-промышленная палата РФ) и общественные объединения (например, Общероссийский национальный фронт), Роскомнадзор и Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ), а также Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ).

Главной задачей всех вместе взятых субъектов электронных торговых правоотношений является не полный мониторинг явлений, происходящих в этом сегменте рынка, а систематическое и рациональное, целенаправленное выполнение таможенных и иных процедур, помещение товаров под них, использование гуманных инструментов для грамотного решения возникающих проблем и сотрудничество друг с другом на благо, а не во вред. Логистические, инфраструктурные, экономические, технические и географические аспекты являются, пожалуй, наиболее фундаментальными направлениями в электронной торговле, над которыми необходимо работать, чтобы создать в них унификацию функционирования по понятным для всех правилам, взаимоуважительную деловую культуру и традиции между сторонами, устранения всевозможных количественных и качественных барьеров в разумных пределах.

По статистике в России с использованием международной Интернет-торговли в 2020 году оформлено 219,6 млн МПО и 14,4 млн экспресс-грузов (в 2019 году - 332,2 млн МПО и 8,3 млн экспресс-грузов), с уплатой таможенных платежей в 2020 году оформлено 335 тысяч МПО (в 2,7 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года, - 125 тысяч отправлений). Суммы уплаченных таможенных платежей по ним составили 530,4 млн рублей (это в полтора раза больше, чем за 2019 год, - 364,8 млн рублей), сообщили в ФТС России[10].

В интервью Первый заместитель руководителя ФТС Давыдов Руслан Валентинович пояснил как пандемия повлияла на Интернет-торговлю «Из-за пандемии в апреле наблюдалось резкое снижение объемов ввоза интернет-посылок из-за рубежа - как по каналам почты, так и экспресс-доставки. Это было связано с тем, что, как правило, такие посылки ввозятся грузовыми самолетами, а в апреле все грузовые самолеты в мире были зафрахтованы для товаров, предназначенных для борьбы с коронавирусом. Ввозились маски, материя, защитные костюмы, дыхательные аппараты, антисептики. Поэтому в целом можно отметить, что в количественном измерении трансграничная торговля в 2020 году сократилась. При этом выросла торговля внутренняя»[12].

С 1 января 2020 г. норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО и доставляемых экспресс-перевозчиками, составляет 200 евро и 31 кг. При заказе за рубежом товаров стоимостью свыше 200 евро или весом более 31 кг. в части превышения норм подлежит уплате таможенной пошлины в размере 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг[7].

И так, давайте подробнее рассмотрим, какие этапы проходит товар и какие статусы он приобретает в пути следования от продавца к покупателю.

Начальный этап – оформление заказа, что означает, что отправитель заполнил все необходимые бланки, включая таможенную декларацию формы CN22 или CN23; с момента регистрации, до момента реальной передачи заказа сотрудником почтовой или курьерской службы может пройти от 1 до 7 дней, после передачи заказа товар приобретает статус «приём». Одновременно с приёмом отправлению присваивается идентификационный номер, с помощью которого в дальнейшем происходит отслеживание.

Вторым этапом является, прибытие товара в место международного почтового обмена (далее – ММПО). ММПО – это объект федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку почтовых отправлений, поступающих от иностранных почтовых администраций, международных почтовых отправлений, принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом, а также реализующий их отправку по назначению. На этом этапе посылка проходит таможенный контроль и регистрацию. Затем сотрудники службы готовят сгруппированное международное отправление.

Экспорт – это один из самых длительных периодов в доставке почтовых отправлений. Это связано с тем, что отправлять частично загруженный самолет невыгодно, поэтому приходится ждать, пока в одну страну наберется достаточное количество посылок. Кроме того, в целях оптимизации логистических процессов грузы могут доставляться транзитом через другие страны, что также увеличивает сроки доставки. Также невозможно определить точную дату доставки товара. Но если с момента получения статуса «экспорт» прошло более двух месяцев, а изменений никаких нет, то следует обратиться в почтовую службу, которая выполняет доставку, с заявлением о розыске посылки.   

Импорт – данный статус присваивается посылке в российском авиационном отделение перевозки почты (далее – АОПП), куда она попадает с борта самолета. Здесь, согласно правилам службы, посылки взвешиваются, проверяется целостность посылки, сканируется штрих-код для определения места отправления, фиксируется номер рейса и определяется ММПО, на который должна быть отправлена посылка. Продолжительность международного отправления в АОПП зависит от степени загруженности отделения и его сотрудников, но в среднем она составляет 1-2 дня.

После сортировки, товары отправляются на третий этап – таможенный контроль, где они проходят через рентген-сканер. Если сотрудники таможни заподозрили перевозку запрещенных веществ или предметов, груз вскрывают и проверяют в присутствии инспектора и ответственного оператора.  Не допускается пересылка в МПО следующих товаров:

товары, запрещенные к пересылке в соответствии со статьёй 19 Всемирной почтовой конвенцией[5];

товары, не подлежащие пересылке в МПО, перечень которых определяется Комиссией (лекарственные средства, контрафактные товары, алкогольная и табачная продукция и т.д)[8].

Затем, если факт перевозки запрещенных товаров не был подтвержден, посылка упаковывается, прилагается акт осмотра и отправляется по пути следования.

В случаях, когда сотрудник таможни обнаружил вес, превышающий допустимую норму, стоимостью более 200 евро и другие нарушения, то груз приобретает статус «задержано таможней». В этом случае получателю придется оплатить дополнительные пошлин.

После прохождения таможенного контроля, посылка получает статус «таможенное оформление завершено» или «покинуло ММПО». После получения этого статуса посылка отправляется на четвертый этап –  передача в ММПО, где обрабатывается сотрудниками отделения.

Из ММПО груз проходит следующий этап – поступление на сортировку, где приобретается статус «прибыло в сортировочный центр». Почтовые сортировочные центры находятся во всех крупных городах. Как правило, посылка отправляется в ближайшее ММПО центр, где сотрудники логистических служб разрабатывают оптимальный маршрут доставки до пункта выдачи.

После построения маршрута доставки, посылка на шестом этапе – отправление по маршруту следования, и ее статус на этом этапе «покинуло сортировочный центр». Время, необходимое для того, чтобы добраться до получателя, зависит от нескольких факторов – загруженность дорог, погодные условия, удаленность региона и т.д. Сортировочные центры Почты России находятся во всех крупных городах.

Седьмой этап – прибытие в город получателя, посылка доставляется в местный сортировочный центр со статусом «прибыло в сортировочный центр города». Отсюда товары распределяются по почтовым отделениям или другим местам доставки заказов. Доставка в город занимает не более 1-2 дней, а по области около недели.

Завершающим этапом является прибытие посылки в почтовое отделение со статусом «прибыло в место вручения». Далее сотрудники почты обязаны оформить уведомление и доставить его адресату в течение 1-2 дней.  Дожидаться уведомления не обязательно, так как сотрудники почты обязаны выдать отправление по идентификационному коду (номеру отслеживания). При получении при себе необходимо иметь паспорт.

Мы ознакомились со всеми этапами и статусами, которые проходит посылка из Интернет-магазина до покупателя.

Далее рассмотрим проблемы электронной торговли.

В ходе анализа состояния нормативно-правового и методического обеспечения таможенных услуг было выявлено, что национальные нормативно-правовые акты базируются на международных документах, в частности на Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), Всемирной почтовой конвенции и Почтовых правилах. Также была выявлена проблема, заключающаяся в отсутствии закрепления термина «таможенная услуга» на правовом уровне.

Назарова А.С в своей статье выделила ряд взаимосвязанных проблем, касающиеся таможенного регулирования международной Интернет-торговли[1]:

В действующем таможенном законодательстве отсутствуют четкие критерии, позволяющие окончательно классифицировать товары, перевозимые в МПО или доставляемые экспресс-перевозчиками, как товары для личного пользования, в частности, в отношении количества перевозимых товаров.

Из-за пробелов в таможенном законодательстве, касающихся критериев классификации товаров для личного пользования, лица, приобретающие товары в коммерческих целях в интернет-магазинах, могут в некоторых случаях использовать существующие льготы для товаров для личного пользования, в частности, не платить таможенные пошлины в пределах беспошлинного порога для ввоза товаров для личного пользования, тем самым нанося ущерб федеральному бюджету страны.

Уклонение от уплаты таможенных пошлин возможно даже при перевозке товара для личного пользования путем занижения его стоимости. Это позволяет обойти нормы беспошлинной покупки товаров в интернет-магазинах.

Главной проблемой она считает – наименее регулируемая государством и её органами с точки зрения налогообложения, из-за этого в федеральный бюджет страны не поступает значительный объём сумм в виде таможенных пошлин и налогов. Также это дает предпринимателям-спекулянтам шанс развивать теневую экономику в Интернете, в результате чего появляется возможность для проникновения преступников в сеть – «киберпреступность». Но в 2017 году для противодействия этому, начинает действовать строго определённая налоговая система контроля интернет-закупок участниками ВЭД уполномоченными органами исполнительной власти, в которые входит ФТС РФ. Интеграционные объединения, компетентные в области таможенной политики, также усилили контроль над Интернет-рынком. Это увеличило поступление доходной части национального бюджета, сбалансировало конкуренцию между торгующими фирмами в интернет-сфере, частично решило вопросы по национальной, в том числе и информационной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными недостатками онлайн-торговли являются возможные недоработки нормативно-правового законодательства в области Интернет-торговли, административные инциденты и недостатки, которые обуславливают уровень коррупции в торговой среде и в стране в целом. Еще одним минусом этой сферы торговли является отсутствие физического контакта между товаром и потребителем. Невозможно напрямую получить информацию или консультацию от продавца о потребительских свойствах товара. Однако никто не может помешать покупателю или каким-либо образом повлиять на него, не склоняя его к покупке товара. Страхование – это самое надежное решение от рисков потери, повреждения и порчи имущества. Бонусы, скидки, акции, подарочные купоны и сертификаты, программы и специальные предложения являются своеобразной компенсацией за неудобства, причиненные покупателю в интернет-магазине.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Назарова А.С. Порядок перемещения товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2021. – №2. – УДК 341. – С.11-18.

Гончарук И.В. Проблемы таможенного регулирования трансграничной электронной торговли предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.

Боброва О.Г., Крутова С.А., Кожанков А.Ю. Международно-правовой аспект таможенного регулирования «безбумажной» трансграничной торговли // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. – №3. – С.57-64.

Казанцева Н.Г., Калачева Л.Г К вопросу о принятии и перспективах введения таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Таможенное дело. – 2017. – №1. – С.17-21.

Всемирная почтовая конвенция (Стамбул, 6 октября 2016 г.)

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 26.11.2020).

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»//. Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 2.11.2020).

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (ред. от 25.01.2022) «О мерах нетарифного регулирования»// Таможенный вестник. – 2015. – №16.

Приказ ФТС России от 17.07.2019 № 1171 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений»// Минюст России. –  09.12.2019. –  № 56733.

Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru (дата обращения: 3.02.2021).

«Таможенная служба переходит на электронный документооборот» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru (дата обращения: 3.09.2018).

 «Как будут регулировать покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru (дата обращения: 6.02.2021)

 

Bystrova M.R.

5th year student, for example. "Customs"

Transbaikal State University

(Chita, Russia)

 

Scientific adviser:

Taskaeva S.V.

Associate Professor, Ph.D.,

Transbaikal State University

(Chita, Russia)

 

ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL OF GOODS,

FORWARDED IN THE FRAMEWORK OF INTERNET TRADING

 

Abstract: the article examined and studied the organization of customs control of goods sent as part of Internet commerce, its conjuncture and impact on the real economy, as well as economic sectors. Attention was also paid to its competitive advantages, as well as disadvantages. Particular emphasis is placed on the relevance and novelty of this economic phenomenon, its great future opportunities and expansion prospects.

 

Keywords: customs control, Internet commerce, taxes, cybercrime, technical means of customs control, risk management system.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (48) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Быстрова М.Р., Таскаева С.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕСЫЛАЕМЫХ В РАМКАХ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ // Вестник науки №3 (48) том 1. С. 32 - 42. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5350 (дата обращения: 01.12.2022 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2022