'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (48) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  93 просмотров

Сеченова М.В.

  


ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности ведения бухгалтерского учета и уплаты налогов в некоммерческих организациях в свете последних изменений законодательства   

Ключевые слова:
бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, налогообложение, некоммерческие организации   


УДК 336.2

Сеченова М.В.

канд. экон. наук, доцент кафедры Экономики

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

(г. Москва, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО

УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности ведения бухгалтерского учета и уплаты налогов в некоммерческих организациях в свете последних изменений законодательства.

 

Ключевые слова: бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, налогообложение, некоммерческие организации.

 

Правовое регулирование гражданских правоотношений для некоммерческих организаций осуществляется ГК РФ, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Закон N7-ФЗ). Там указано, что некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли и распределения её между участниками, а для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации (далее – НКО) могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, если это соответствует таким целям.

При этом НКО, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. На сегодняшний день – не менее 10 000 рублей.

То есть для НКО, также, как и для коммерческой организации, возможно получение прибыли. Но в отличие от коммерческих организаций, прибыль НКО не распределяется между ее участниками, а полностью направляется на обеспечение основного профиля НКО, т.е. на ее уставную деятельность.

Законом N7-ФЗ предусмотрено ведение некоммерческими организациями бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ. Закон № 7-ФЗ не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и иными законами и правовыми актами. Такое исключение объясняется тем, что потребительские кооперативы служат удовлетворению в большей степени материальных потребностей граждан, тогда как другие формы некоммерческих организаций объединяются по признаку удовлетворения в основном духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Основным нормативным документом в сфере бухгалтерского учета является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), обязывающий всех экономических субъектов, в состав которых включены, в том числе, и некоммерческие организации, формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета. Таким образом, некоммерческие организации, также, как и коммерческие фирмы, обязаны составлять свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета.

Благодаря изменениям, вступившим в силу с ноября 2013г., НКО получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключение составляют некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, а также некоммерческие организации, включенные в предусмотренный Законом № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО, за исключением случаев, установленных Законом № 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. НКО должны составлять Отчет о финансовых результатах, если в отчетном году был получен доход от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.

При ведении НКО предпринимательской деятельности возникают налоговые последствия, то есть налоговая база для Налога на прибыль и НДС. То есть налоги с такой деятельности исчисляются в том же порядке, что и для других субъектов бизнеса.

Примечательно, что из всех налоговых режимов для НКО выбор стоит между двух: ОСНО (общей) и УСН (упрощенной) систем налогообложения.

НКО, применяющие общий налоговый режим, платят все налоги при наличии объекта налогообложения: налог на добавленную стоимость, налог прибыль организаций, налог имущество.

По налогам на прибыль, на имущество и НДС некоммерческие организации могут получать льготы.

В частности, НКО имеют право при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитывать доходы, установленные ст. 251 НК РФ: добровольные взносы и пожертвования; безвозмездно полученные работы и услуги; имущество и права, полученные на осуществление благотворительной деятельности, переходящие по завещанию и наследованию; а также гранты от лиц и организаций, включенных в Перечень Постановления правительства № 485 (28.06.2008) (например, Фонд Президентских грантов).

 Или, например, НКО, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль (при соблюдении условий из ст. 284.1 НК РФ).

Что касается уплаты НКО НДС, то этот налог не уплачивается при передаче основных средств, нематериальных активов и иного имущества другим некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так как данная операция не признается реализацией. Также НКО не уплачивает НДС при получении целевых поступлений, идущих на их содержание и ведение ими уставной деятельности.

При упрощенной системе налогообложения НКО не платит НДС, налог на прибыль и налог на имущество организаций: эти налоги заменяются Единым налогом по УСН, ставка которого составляет: 6% (либо 8%) при объекте налогообложения «Доходы» и 15 % (либо 20%) (см. таблицу 1) при объекте «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

 

Таблица 1 - Ставки налога при УСН в 2022 году

Ставка

 

Доходы, млн руб.

 

Средняя числ., чел.

При УСН «доходы»

 

 

6 %

 

Не больше 164,4

 

Не больше 100

8%

 

Свыше 164,4 до 219,2

 

Свыше 100 до 130

При УСН «доходы

минус расходы»

 

 

15 %

 

Не больше 164,4

 

Не больше 100

20 %

 

Свыше 164,4 до 219,2

 

Свыше 100 до 130

 

Все НКО платят так называемые «Зарплатные налоги»: НДФЛ и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и «взносы на травматизм». И здесь для НКО нет отличий от других субъектов бизнеса.

Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2022 году осуществляется по следующим тарифам:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в пенсионный фонд РФ (ПФР)– 22% в рамках предельной величины базы 1565000 руб. и 10% при ее превышении;
  • на страхование по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в фонд социального страхования (ФСС)– 2,9% в рамках предельной величины 1032000 руб.; при превышении предельной величины взносы в данный фонд не уплачиваются;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – 5,1%; предельная величина не установлена.

Общая ставка страховых взносов в фонды составляет 30%. У ряда НКО есть право платить вместо всех перечисленных страховых взносов только взносы на обязательное пенсионное страхование по пониженному тарифу 20%. Такая льгота действует до 31 декабря 2024 года и распространяется на:

  • благотворительные организации, применяющие УСН;
  • некоммерческие организации, применяющие УСН и работающие в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), при условии, что не менее 70% их годовых поступлений приходится на данные виды деятельности.

В зависимости от объектов и режима налогообложения, могут возникнуть налог на имущество организаций, земельный налог или транспортный налог.

Согласно ст. 373 и 381 НК РФ от уплаты Налога на имущество освобождаются следующие НКО:

  1. религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  2. общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды составляют не менее 80% - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности.

Что касается транспортного и земельного налогов, то с 2021 года налогоплательщики уже не рассчитывают эти налоги самостоятельно. Их уплата производится на основании уведомлений, полученных от налоговых органов. Декларировать эти налоги уже не нужно.

Далее мы остановимся на некоторых группах НКО и особенностях их налогообложения.

Среди НКО Закон № 7-ФЗ выделяет особую группу некоммерческих организаций, которые получили название социально ориентированных Таковыми являются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации [3].

Указанным организациям Минфин РФ упростил ведение бухгалтерского учета. Они вправе принимать к учету выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), независимо от момента перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар), то есть по кассовому методу. При таком порядке и расходы принимаются к учету тоже после осуществления погашения задолженности.

Некоммерческие организации могут также создаваться с целью оказания услуг в сфере образования. Образовательная организация может быть создана только в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. На это указывает пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одной из форм некоммерческих организаций на основании пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) является финансируемое собственником учреждение. НКО для оказания услуг в сфере образования может создаваться в форме частных образовательных учреждений. При осуществлении образовательной деятельности они обязаны вести налоговый учет своих доходов и расходов. В соответствии с нормами российского законодательства такие учреждения вправе применять как общую, так упрощенную систему налогообложения.

При применении общей системы налогообложения для учета доходов и расходов частному образовательному учреждению необходимо руководствоваться главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ [3]. Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная негосударственным образовательным учреждением. При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Для признания доходов и расходов НК РФ предусмотрены два метода – метод начисления и кассовый метод. Заметим, что общепринятым методом признания доходов и расходов является метод начисления. Связано это с тем, что кассовый метод можно применять при жестко ограниченном размере выручки: в среднем за предыдущие 4 квартала она должна превышать 1 млн руб. за каждый квартал без учета НДС.

Доходы в виде имущества, безвозмездно полученного частными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, также не учитываются при определении налоговой базы, на что указывает подпункт 22 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

В силу всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бухгалтерский учет некоммерческих организаций в целом аналогичен бухгалтерскому учету других хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность. То есть некоммерческие организации, также, как и организации коммерческого сектора, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет и сдают бухгалтерскую отчетность.

Внимательное и аккуратное отношение к налогам в НКО влияет не только на взаимоотношения с органами государственной власти, но и на взаимодействие с любыми партнерами.

В заключение можно сказать, что в России велика роль некоммерческого сектора. Услуги в социальной сфере оказываются в основном некоммерческими организациями. Создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, НКО увеличивают эффективность функционирования социальных услуг в целом.

Некоммерческий сектор предоставляет корпорациям и отдельным состоятельным людям специфическую услугу – возможность удовлетворить их потребность творить добро, которая реализуется в виде благотворительных проектов и программ. Предприниматели заботятся об увеличении доходов, преумножают совокупный общественный ресурс, а некоммерческий сектор обеспечивает его рациональное перераспределение.

Таким образом, сильный некоммерческий сектор ― это важный фактор обеспечения социальной и политической стабильности, повышения жизненного уровня населения и, в конечном счете, устойчивого развития страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Баханькова Е.Р. Методические рекомендации «Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях: формирование учетной политики, особенности учета целевого финансирования, отличия учета некоторых объектов в НКО», 2019. [электронный ресурс] URL: https://xn--80adfe5b7a9ayd.xn--80adxhks/uploads/magic/ru-RU/958579c4-1570625259.pdf (дата обращения: 12.03.22).

Гражданский кодекс РФ [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 12.03.22).

Материал из БСС "Система Главбух" [электронный ресурс] URL: http://www.1gl.ru/ (дата обращения: 15.03.22).

Налоговый кодекс РФ [электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 12.03.22).

 

Sechenova M.V.

PhD, associate Professor of the Department of Economics

Orthodox Saint Tikhonovsky Humanitarian University

(Moscow, Russia)

 

FEATURES OF ACCOUNTING AND TAXATION

OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

 

Abstract: the article discusses the features of accounting and tax payment in non-profit organizations in light of recent legislative changes.

 

Keywords: accounting, accounting reporting, taxation, non-profit organizations.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (48) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сеченова М.В. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник науки №3 (48) том 3. С. 62 - 70. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5388 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5388



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.