'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  237 просмотров

Горюнова А.В., Лисянская О.В.

  


ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯВ НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются методы интерактивного воспитания, их характеристики, в каких ролях выступает классный руководитель, применяя эти методы, характерные черты интерактивного воспитания   

Ключевые слова:
воспитание, методы воспитания, интерактивные методы воспитания   


Чтобы конкретнее разобраться в вопросе, что такое интерактивные методы необходимо вспомнить определение слова «воспитание» Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.) Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания, т.е. такие способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Все методы условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные. При применении пассивных методов воспитания классный руководитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию. При применении активных методов классный руководитель остаётся центральной частью дела, главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка (”interact”, где “inter”- «взаимный», “act”- действовать). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в активном режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. При применении интерактивных методов роль классного руководителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Применение этих методов позволяет создать условия для: развития умение эффективно работать в группе, команде; повышения интереса к окружающему миру; разнообразия форм работы с учащимися; развития творческих способностей учащихся; активизации воспитательной работы; активизации познавательной деятельности; приобретения учениками опыта публичных выступлений; повышения самооценки учащихся; постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений; выбора различных способов деятельности для достижения результата; развития коммуникативных умений и навыков; развития важных социальных навыков: быстрота и гибкость мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, уважение к чужому мнению. При применении интерактивных методов педагог может выступать в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта педагог излагает материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта педагог обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Современный педагог должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и воспитания, уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. К интерактивным методам относятся: работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”; дискуссия; лекции с проблемным изложением; эвристическая беседа; уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); конференции, видеоконференции; использование средств мультимедиа; метод проектов; дебаты; использование кейс-технологий; круглый стол; мозговой штурм; интерактивная экскурсия; деловые и ролевые игры; тренинги; социальные проекты; педагогический коллаж; социально-педагогический тренинг; работа с нравственными афоризмами; педагогическая инсценировка. Особое внимание в решении задач воспитания принадлежит интерактивным методам и формам, которые способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Характеризуя возможности интерактивных методов в развитии личности младшего школьника, отметим следующие их характеристики: 1)они психологически привлекательны для младших школьников; 2)обеспечивают среду жизнедеятельности класса, незамедлительно реагирующую на действия обучающихся; 3)позволяют «сжимать» время, передвигаться во времени; 4)повышают у обучающихся интерес к проблемам, моделируемым или проектируемым с помощью игровой технологии; 5)способствуют улучшению отношений между участниками и педагогами; 6)способствуют повышению самооценки участников игры, т. к. у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности; 7)позволяют изменить отношение к окружающей действительности, снять страх перед неизвестностью; 8)способствуют росту познавательной активности младших школьников, что позволяет им получать и усваивать большое количество информации, основанной на примерах конкретной моделируемой действительности; 9)стимулируют обучающихся, самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; 10)создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Горюнова А.В., Лисянская О.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯВ НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 29 - 31. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/540 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/540



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.