'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (48) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  117 просмотров

Кочергина Н.И., Алферова С.И., Польских С.В.

  


МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены традиционные и современные средства наглядности, которые используются учителями при обучении химии. Проведен эксперимент на базе школы, который однозначно свидетельствует о необходимости на современном уроке использовать как традиционные, так и современные средства, в том числе и ИКТ. Использование их повышает мотивацию учащихся к изучению такого сложного предмета как химия   

Ключевые слова:
наглядность, средства наглядности, мотивация, натуральная наглядность, иллюстративно-образная наглядность, ИКТ, степень обученности учащихся   


УДК 37.091.3

Кочергина Н.И.

кандидат технических наук., доцент

доцент кафедры химии

Воронежский педагогический университет

(Россия, г. Воронеж)

 

Алферова С.И.

кандидат химических наук, доцент

доцент кафедры химии

Воронежский педагогический университет

(Россия, г. Воронеж)

 

Польских С.В.

кандидат биологических наук, доцент

учитель МБОУ СОШ № 99

(Россия, г. Воронеж)

 

МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены традиционные и современные средства наглядности, которые используются учителями при обучении химии. Проведен эксперимент на базе школы, который однозначно свидетельствует о необходимости на современном уроке использовать как традиционные, так и современные средства, в том числе и ИКТ. Использование их повышает мотивацию учащихся к изучению такого сложного предмета как химия.

 

Ключевые слова: наглядность, средства наглядности, мотивация, натуральная наглядность, иллюстративно – образная наглядность, ИКТ, степень обученности учащихся.

 

Химия – естественная наука, при изучении которой проводится очень много опытов, экспериментов, различных исследований. Это вызывает интерес учащихся, но через несколько уроков дети понимают, что химия наука сложная и перестают ее учить. Чтобы их заинтересовать используют различные средства наглядности.

Понятие наглядность впервые ввел Коменский. Он писал: «…Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами. А именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [1] Это назвали золотым правилом дидактики.

Использование средств наглядности на уроках химии позволяет повысить интерес к изучаемой дисциплине, мотивировать к ее изучению, разбудить мыслительную активность учащихся. В связи с этим цель нашего исследования изучение системы средств наглядности и определения ее значения для усвоения химии.

Средства наглядности классифицируются следующим образом:

Натуральная наглядность – это использование на занятиях различных коллекций, проведение химических опытов, которые классифицируют на демонстрационные и лабораторные, химическая посуда, различные вещества. Все это достаточно широко используется на уроках химии.

Иллюстративно-образная наглядность делится на несколько типов: образная, схематическая, графическая, символическая.

Так на уроках химии систематически используются периодическая таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов, схемы различных производств и т.д. Широко в химии используются символическая наглядность, так как химические элементы, вещества, уравнения реакций изображаются с помощью специальной химической символики, и мы уже не представляем химию без этих формул. Широко в химии используются модели молекул, которые позволяют учащимся понять пространственное строение вещества.

Важную роль в мотивации к изучению химии играет химический кабинет. Это первое из химии, что встречается учащимся. Присутствие различного рода таблиц, схем, рисунков, химической посуды, коллекций веществ и т.д. помогает школьникам ориентироваться в сложном мире химии и повышает интерес к ее изучению

В последние годы все большее значение уделяется современным средствам коммуникации (обучающие, управляющие, игровые и другие компьютерные программы), оснащенные подходящими установками и функциями (видеокамеры, цифровое фотооборудование, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и другие).

Мы провели эксперимент по исследованию необходимости использования средств наглядности при обучении химии. Эксперимент проведен на базе МБОУ СОШ №99 г. Воронежа. Учащимся предложена анкета, включающая следующие вопросы:

Как вы относитесь к школьному предмету химии?

Нравится ли вам, как проходят уроки?

Как вы относитесь к применению наглядных средств обучения на уроке?

Легче ли усваивается материал при использовании наглядных средств?

Интересен вам урок с использованием наглядных средств?

Какие наглядные средства вам наиболее понятны?

С применением каких наглядных средств вам хотелось бы изучать материал по химии? Выберите ответ: натуральные, изобразительные, словесные.

Как вы считаете, нужно ли использовать ИКТ на уроках химии?

Какие формы урока с применением ИКТ вам наиболее интересны?

 Используете ли вы ИКТ при подготовке к урокам химии?

По результатам анкетирования установлено, что лишь 23% (13 человек) учащихся относятся к химии хорошо и считают, что знания, полученные на уроках химии, в дальнейшем им потребуются. 73% (41 учащийся),4% (2 человека) считают, что химия совсем не нужна. Рис.1

 

 

На второй вопрос нравится ли вам как проходят уроки химии 52% (29 учащихся) ответили положительно, а 12 учащихся (21%) считают уроки нормальными и остальным их 15 человек (27%) проведение уроков химии не нравится. Многие связывают это со сложностью материала, строгостью учителя и т.д. рис.2

 

 

Третий вопрос, как вы относитесь к применению средств наглядности на уроках химии, показал следующие результаты: отлично – 64%, хорошо – 24%, нейтрально – 9%, плохо – 3%. Таким образом, большинству учащихся нравится использование наглядных средств на уроках химии, некоторые относятся безразлично и совсем немного считают, что толку от средств наглядности практически нет, скорее всего, так ответили учащиеся, которым не интересна химия. Рис.3

 

 

На вопрос легче ли усваивается материал при использовании наглядных средств учащиеся ответили 85% – да и 15% – нет. Таким образом, большинство учащихся считают, что при использовании наглядных средств на уроках химии, материал усваивается и запоминается лучше, в то время, как 15% считают, что это им никак не помогает в изучении химии. Рис.4

 

 

На следующий вопрос, интересен вам урок с использованием наглядных средств? Получены следующие ответы: да – 82%, безразлично –12%, нет –6%.

 

 

Эти данные показывают, что значительно большее число учащихся считают, что урок становится более интересен и понятен, а лишь 10 учащихся либо усваивают материал без наглядных средств, либо им просто все не интересно.

 

На достаточно сложный седьмой вопрос учащиеся ответили следующим образом: натуральные 42%, изобразительные 34%, словесные 24%. По результатам можно сказать, что использование различных химических опытов (демонстрационных, лабораторных), использование коллекций вызывает больший интерес у учащихся; таблицы, плакаты, модели, т.е. изобразительные средства также доступны и интересны, но незначительно отстали и словесные, т.е. объяснение учителя, написание формул на доске – для большого числа учащихся является важным. Рис.6

 

 При исследовании применения ИКТ в качестве наглядных средств обучения установлено, что с их использованием

Уроки становятся более разнообразными – 64%;

Вызывает интерес способ представления материала – 51%;

Способствует лучшему усвоению материла – 79%;

Лучше запоминается теоретический материал – 55%;

Уроки ничем не отличаются от традиционных – 8%;

Урок становится скучным – 0%;

На процесс запоминания материала не влияет – 0%.

 

 Анализируя ответы учащихся, можно отметить, что большинство считают, что применение ИКТ на уроках химии приносит пользу, позволяет сделать материал более интересным, запоминающимся. Ни один из учеников не сказал, что уроки становятся скучными, т.е. даже самые заядлые пессимисты все же считают, что использование ИКТ приносит пользу.

 На вопрос, какие формы урока с применением ИКТ вам наиболее интересны, школьники ответили следующим образом:

Использование презентаций –75%;

Электронный учебник – 54%;

Творческие работы с применением ИКТ – 51%;

Компьютерное тестирование – 22%

 

 

Проанализировав результаты анкетирования, мы подготовили урок по изучаемому разделу. Урок проводили в двух девятых классах, учащиеся которых принимали участие в анкетировании. В экспериментальном классе на уроке использовались различные наглядные методы, которые повышают мыслительную и познавательную активность учащихся на уроке. В контрольном классе использовалось минимальное количество наглядных средств обучения.

При проведении урока нами использовались различные наглядные средства. Прежде всего, это периодическая таблица Д.И. Менделеева, в которой учащиеся находили галогены и анализировали по положению в таблице строение атомов. На доске один из учащихся записывал электронные формулы атомов галогенов. С физическими свойствами учащиеся познакомились, просматривая видеоролик об агрегатном состоянии всех галогенов.

Изучая хлор, обращаем внимание, что он плохо растворим в воде, имеет резкий запах и желто-зеленый цвет. Хлор ядовит.

Подробно рассматриваем строение молекулы хлора с использованием таблицы, обращаем внимание на типы связи и электронные облака, принимающие участие в образовании связи.

 При рассмотрении химических свойств уравнения реакций записываем на доске, делая пояснения. Демонстрируем реакцию получения хлороводорода. Обращаем внимание на правила техники безопасности при проведении опыта. Применение хлора показываем с помощью видеоролика. Задание для закрепления материала высвечиваем на экране с помощью проектора.

Таким образом, при проведении одного урока мы использовали целый комплекс наглядных средств, которые позволили сделать урок более интересным. Учащиеся не только видели наглядные материалы, но и получили абстрактное представление о строении молекулы, атома, химизма реакций.

В контрольном классе, мы ограничились использованием периодической таблицы Д.И. Менделеева, словесного метода с написанием формул и уравнений на доске.

 На следующем уроке изучались свойства соляной кислоты. При изучении материала в экспериментальном классе учитель давал теоретический материал, после чего учащиеся проводили лабораторные опыты: распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода.

В контрольном классе объяснение происходило с использованием словесных методов и написанием уравнений реакций на доске. Лабораторные опыты не проводились, а лишь разбирались теоретически.

Такая разница в проведении уроков в экспериментальном и контрольном классах привела и к разнице в результатах практической работы «Получение соляной кислоты и изучение её свойств.» и оценке контрольной работы. Проанализировав результаты практической и контрольной работ, мы рассчитали успеваемость, качество знаний, степень обученности, средний балл. Как правило, чаще всего рассчитываются успеваемость и качество знаний, реже степень обученности. Мы рассчитывали степень обученности по формуле:

СОУ = (кол-во "5"х100 + кол-во "4"х64 + кол-во "3"х36 + кол-во "2"х16 + кол-во "н/а"х7) / общее кол-во учащихся 
Н/А – количество неаттестованных по не уважительной причине, неаттестованные по уважительной причине не должны учитываться при подсчете количества учащихся. Определение уровня обученности проводили по В.П. Симонову [2].

Степень обученности обучающихся, выраженная в процентах, позволяет установить уровень обученности. В педагогической практике используют четыре уровня: низкий уровень 0 – 49%; критический уровень 50 - 63%; допустимый уровень 64 – 79%; оптимальный уровень 80 – 100%

Надо отметить, что степень обученности на входе в эксперимент практически одинакова в обоих классах около 59%. Довольно низкий показатель, по всей видимости, можно объяснить сложностью предыдущей темы «Газовые законы.», «Закон Авогадро», «Объемные отношения газов» Несмотря на достаточно большое число демонстрационных и лабораторных опытов в этой теме, материал учащимися воспринимается достаточно сложно, о чем и свидетельствует СОУ.

Результаты изучения темы «Галогены», «Хлор» значительно более высокие.

 

Таблица1 Анализ полученных данных при изучении темы галогены

 

Результата изучения темы

Экспериментальный

класс 27 уч-ся

Контрольный

класс 29 уч-ся

%

%

Успеваемость

100

96,55

Качество знаний

88,89

68,97

Степень обученности (СОУ)

74,22

60,83

Средний балл

4,26

3,83

 

Таким образом, результаты исследования показывают, что все показатели в экспериментальном классе несколько выше, чем в контрольном. Причем в контрольном классе СОУ составляет 60,83%, что свидетельствует о критическом уровне обученности, в то время как в экспериментальном классе -74,22. Это допустимый уровень обученности. Полученные результаты свидетельствует о том, что использование наглядных средств обучения, в том числе и ИКТ, позволяет заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению химии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М.Фридман. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся / В.П.Симонов – М.: MRA, 1999. – 48 с.

Польских С.В., Напольских Ю.В. Тестированный контроль знаний обучающихся в школах и вузах. Наука и общество в эпоху перемен. 2017 г. № 1 (3) с.38-40

 

Kochergina N.I.

Candidate of Technical Sciences, Associate

Professor, Associate Professor of the Department of Chemistry

Voronezh Pedagogical University

(Voronezh, Russia)

 

Alferova S.I.

Candidate of Chemical Sciences, Associate

Professor, Associate Professor of the Department of Chemistry

Voronezh Pedagogical University

(Voronezh, Russia)

 

Polskikh S.V.

Candidate of Biological Sciences, Associate professor

teacher of Secondary School No. 99

(Russia, Voronezh)

 

MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY

CHEMISTRY USING MEANS OF VISIBILITY

 

Abstract: the article discusses traditional and modern means of visualization, which are used by teachers when teaching chemistry. An experiment was conducted on the basis of the school, which clearly indicates the need to use both traditional and modern means, including ICT, in a modern lesson. Using them increases the motivation of students to study such a complex subject as chemistry.

 

Keywords: visibility, means of visibility, motivation, natural visibility, illustrative - figurative visibility, degree of learning of students.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (48) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кочергина Н.И., Алферова С.И., Польских С.В. МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ // Вестник науки №3 (48) том 4. С. 22 - 33. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5406 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5406



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.