'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 2
  4. Научная статья № 9

Просмотры  141 просмотров

Демонова Я.О.

  


ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ *

  


Аннотация:
в данной статье проводится теоретический анализ понятия идентичность. Данный термин рассматривается с точки зрения разных гуманитарных наук. Также в статье раскрывается роль данной научной единицы на междисциплинарном уровне   

Ключевые слова:
идентичность, идентификация, самоидентичность, субъектность   


Междисциплинарная область социально-гуманитарного знания называет проблему идентичности актуальной довольно продолжительное время. Понятийная сущность идентичности столь многогранна, что и само понятие органично встроилось в систему категорий и терминов таких гуманитарных наук, как философия, социология, психология, антропология, культурология, этология. Это явление легко объяснимо и с точки зрения потребности и значимости для современного человека идентичности. Действительно, как отмечает И.Г. Яковенко, «…концепт идентичности переживает перманентную проблематизацию. Феномен идентичности интерпретируют и реинтерпретируют, выявляют новые аспекты и грани этого явления, вписывают его в свежие дисциплинарные пространства и теоретические контексты» [11]. Проблема идентичности стала сложной, но конгруэнтной смысло- и целеобразующим установкам человека в современном мире. Её осмысление позволяет «более глубокое и нюансированное понимание субъектности индивида как в контексте общества и культуры, так и в сложностных условиях постсовременности» [10]. Многие выдающиеся умы настоящего научного пространства связали свой научный интерес с этой проблематикой, объяснив природу, суть проблемы и изложив свое понимание феномена идентичности. Есть исследования, которые проведены на так называемом междисциплинарном уровне. Так, М.В. Заковоротной удалось успешно объединить философские, психологические, социологические, культурологические интерпретации идентичности [3]. Данные исследования проведены и в русле интегративной парадигмы психологии, которая глубоко разрабатывается В.В.Козловым [5]. Философы рассматривают проблему под своим углом зрения и пытаются дать ответ на вопрос о нормативном образе «самости». Главными философскими (почти сакраментальными) вопросами в теории идентичности можно считать не: кто виноват? и что делать?, а: каким идеалам следовать в жизни? так ли хороши те ценности, на которые мы ориентируемся? как в постоянных исторических трансформациях человек находит фундамент для жизненных свершений? как разрешить кризис коллективной и индивидуальной идентичности? Социологи, в свою очередь, оценивают идентичность с точки зрения существующего общества и его институтов. Идентичность для социолога– это комплекс ролей и статусов, организованных адекватно социальной системе. Профессия, социоэкономический статус, пол, раса, образовательный уровень и т.д. – это главные составляющие идентичности в социологическом плане. Безусловно интересен угол зрения психологов. Здесь идентичность понимается как результат работы индивидуальных и социальных процессов. С одной стороны, идентичность как выражение внутренних процессов, «нечто» существующее внутри индивида, часть «персоны». С другой, по мнению О.Н. Павловой, общественные системы, контекст– это то, что может накладывать отпечаток на индивида [7]. В связи с этим у человека возникает потребность в выработке собственных оснований для осуществления выбора и проектирования жизненной стратегии в целом. Человек формирует «систему личностных смыслов, определяющих индивидуальные варианты ценностных ориентаций и личностное регулирование поведения. … Человек обретает устойчивость только в самом себе, устойчивость динамическую, устойчивость внутреннего устремления к Я, внутреннего назначения» [9]. Можно говорить о том, что идентичность является «стержнем», вокруг которого объединяется личность. С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс утверждают, что на определенной стадии жизни человек переходит от созерцательно-чувственного способа бытия, когда все в нем детерминировано внешними факторами и когда он сам себе не принадлежит, к «самому себе». Этот переход осуществляется в форме выбора и приводит к такому существованию, которое полностью определяется «внутренним Я» и ничем больше. По мнению Ж.-П. Сартра, свобода целостна, «тотальна». Свобода – в поисках самого себя, в выборе собственной идентичности. Выбор, если он действительно выбор, не обусловлен. По Сартру, свобода неотрывна от ответственности: «человек, будучи осужденным на то, чтобы быть свободным, несет на собственных плечах тяжесть всего мира: он ответственен за мир и за самого себя, и это способ его бытия» – утверждал он в одной из наиболее крупных своих работ «Бытие и Ничто». Самоопределение как выбор себя необходимо, ибо оно имеет, как считал Кьеркегор, «решающее значение для внутреннего содержания личности: делая выбор, она вся наполняется выбранным, если же она не выбирает, то чахнет и гибнет» [8]. Человек определяется прежде всего через свои проекты, замыслы и устремления, по выражению М. Хайдеггера, он всегда находится «впереди себя». «Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет» (не помню, кто сказал). Даже краткий обзор проблемы идентичности личности был бы неполным, если не проследить какие новые аспекты она приобрела в современную эпоху. Сейчас наше общество позже, чем западные страны, вступила в «посттрадиционную эпоху» [2] – термин известного социального теоретика Э. Гидденса. Опираясь на работы этого автора, Е. В. Кармазина показывает, какие новые черты приобрела проблема самоопределения (самоидентификации) в посттрадиционном обществе по сравнению с традиционным: «В традиционном (домодерном) обществе сама проблема персональной идентичности отсутствует в силу не проблематичности и непротиворечивости социальной системы… Когда социальные обстоятельства перестают жестко детерминировать самосознание и поведение личности, тогда они начинают провоцировать личный выбор и личное решение» [4]. Современному человеку приходится самоопределяться в мире, «утратившем свою одномерность» [4], и перед ним стоит проблема «собирания целостного Я из многообразного и противоречивого внешневнутреннего субъективного материала» [4]. То есть в «эпоху свободы» (Х. Ортега-и-Гассет) у самоопределяющейся личности гораздо меньше возможностей найти образ себя, к которому можно было бы стремиться, во внешнем мире

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Демонова Я.О. ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 34 - 36. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/542 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/542



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.