'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (48) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  63 просмотров

Корепанов Н.В., Пьянкова С.Г.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается нормативно-правовое обеспечение деятельности муниципальных предприятий. В статье раскрываются основные правовые нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий. Российская Федерация – это демократическое и правовое государство, поэтому все общественные отношения и деятельность подлежат законодательному регулированию. Нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий, в-первую очередь содержатся в Конституции РФ   

Ключевые слова:
муниципальное предприятие, правовой акт, федеральный закон, регулирование, деятельность   


УДК 342.553

Корепанов Н.В.

студент 2 курса, напр. «Государственное и муниципальное управление»

Уральский государственный экономический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Научный руководитель:

Пьянкова С.Г.

профессор, д.э.н.

Уральский государственный экономический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Аннотация: в статье рассматривается нормативно-правовое обеспечение деятельности муниципальных предприятий. В статье раскрываются основные правовые нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий. Российская Федерация – это демократическое и правовое государство, поэтому все общественные отношения и деятельность подлежат законодательному регулированию. Нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий, в-первую очередь содержатся в Конституции РФ.

 

Ключевые слова: муниципальное предприятие, правовой акт, федеральный закон, регулирование, деятельность.

 

Конституцией РФ закреплено «равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности» [1].

Несомненно, что отношения между муниципалитетом и собственностью являются приоритетными в реализации экономической функции муниципального образования, определяющей общественное развитие и в целом государственное становление.

Хозяйственное использование муниципального имущества – это одна из основных задач органов муниципальной власти, которая должна решаться в рамках правового поля. Российская Федерация – это демократическое и правовое государство, поэтому все общественные отношения и деятельность подлежат законодательному регулированию.

Так нормы, регулирующие деятельность муниципальных предприятий (далее по тексту – МП), в-первую очередь содержатся в Конституции РФ.

Конституция РФ закрепляет право управления и распоряжением муниципальным имуществом за органами местного самоуправления [1].

Правовые основы регулирования деятельности муниципальных предприятий определены:

- Гражданским кодексом РФ (далее по тексту - ГК РФ),

-Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ),

-Федеральным законом РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ;

- отраслевые нормативные акты направления хозяйственной деятельности.

До принятия Федерального закона РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (далее по тексту - ФЗ №161) в ГК РФ определены были только общие принципы правового положения государственных и муниципальных предприятий [3].

В настоящее время ФЗ №161 основной правовой акт, регулирующий деятельность государственных и муниципальных учреждений, а именно [2]:

 - определяет правовое положение государственного и муниципального предприятия;

-права и обязанности собственников имущества, предприятия;

- ответственность;

- порядок создания, реорганизации и ликвидации.

Выделим основные положения ФЗ №161:

- унитарное предприятие является коммерческой организацией, которая не наделена правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, где основная цель ее деятельности - извлечение прибыли.

-в форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

- имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, и оно неделимо не может быть распределено по вкладам;

-без согласия собственника предприятие не вправе отчуждать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ имущество.

БК РФ регулирует бюджетно-финансовые взаимоотношения между МП и бюджетом муниципального образования.

Так ст.42 БК РФ определено, что часть прибыли МП является доходом бюджета. Аналогичные нормы, также закреплены в п.1 ст.295 ГК РФ, ст.17 ФЗ №161 [4]/

Порядок осуществления закупок для хозяйственной деятельности МП, регулируются правовыми актами:

-Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ;

- Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

К отдельным направлениям деятельности МП применяются специальные нормы закона, например:

- Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ;

- Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ;

- Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ и другие.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельности МП, является его Устав, который разрабатывается на основании Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ, федеральных законов и муниципальных нормативных актов.

Устав МП не должен противоречить действующему законодательству РФ, в случае выявления противоречий применяются нормы федерального законодательства РФ [5].

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы, что деятельность МП регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие ГК РФ, ФЗ №161, отраслевые федеральные законы, муниципальные нормативные акты и Устав предприятия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г [Электронный ресурс] // Российская газета. – 1993 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 1999. - N 43.

О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14.11.2002 года №161-ФЗ- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998

Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.

 

Korepanov N.V.

2nd year student, for example. "State and municipal administration"

Ural State University of Economics

(Ekaterinburg, Russia)

 

Scientific adviser:

Pyankova S.G.

Professor, Doctor of Economics

Ural State University of Economics

(Ekaterinburg, Russia)

 

REGULATORY & LEGAL SUPPORT

ACTIVITIES OF MUNICIPAL ENTERPRISES

 

Abstract: the article deals with the legal support of the activities of municipal enterprises. The article reveals the main legal norms governing the activities of municipal enterprises. The Russian Federation is a democratic and legal state, therefore all public relations and activities are subject to legislative regulation. The norms governing the activities of municipal enterprises are primarily contained in the Constitution of the Russian Federation.

 

Keywords: municipal enterprise, legal act, federal law, regulation, activity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (48) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Корепанов Н.В., Пьянкова С.Г. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Вестник науки №3 (48) том 4. С. 133 - 137. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5423 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5423



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.