'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (48) том 4
  4. Научная статья № 35

Просмотры  290 просмотров

Вохрина А.В.

  


ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается феномен эмоционального выгорания в психологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов   

Ключевые слова:
эмоциональное выгорание, защитные механизмы, признаки выгорания, стадии выгорания, профилактика выгорания   


УДК 1

Вохрина А.В.

магистрант кафедры общей и возрастной психологии

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет

(Россия, г. Белгород)

 

ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается феномен эмоционального выгорания в психологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов.

 

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, защитные механизмы, признаки выгорания, стадии выгорания, профилактика выгорания.

 

Феномен эмоционального выгорания характеризуется состоянием истощения физический, умственных и/или эмоциональных ресурсов человека, которое возникает на фоне сильного и продолжительного стресса. Чаще всего это состояние связано с однообразной рутиной и постоянным нервным перенапряжением. Оно приводит к частичному или полному игнорированию обычных рабочих задач, нежеланию действовать и эмоционально вовлекаться во взаимодействие с окружающими.

Эмоциональное выгорание — защитный механизм психики, своеобразный ответ на внешние раздражители, выражающийся в форме полного или частичного исключения эмоций.

Первым ученым изучавшим и описавшим это состояние является американский психиатр и психолог. Г. Фрейденбергер. В 1974 году он ввел термин «выгорание» для описания психического состояния у медицинских работников, характеризующегося совокупностью признаков истощения, потери мотивации и снижения ответственности [9, с. 95].

Позднее К. Маслач опубликовала ряд работ, в которых предоставила результаты исследования когнитивных стратегий, используемых профессионалами для борьбы с эмоциональным возбуждением. В этих исследованиях было установлено следующее:

«У людей, работающих в сфере "помогающих" профессий и вовлеченных в интенсивное и глубокое взаимодействие с другими людьми, наблюдаются определённые эмоционально-поведенческие нарушения, отрицательное отношение к работе, сниженная самооценка, утрата понимания и сочувствия по отношению к реципиентам)» [3, с 8].

Эти исследования послужили началом последующего изучения сферы эмоционального выгорания. Сам термин "выгорание" оказался очень удачным в прагматическом смысле, так как подходил для описания определённых состояний, наблюдаемых у многих других, работающих в системе профессий "человек-человек" [11, с. 189].

 

С помощью анализа, представленных в научных трудах западных психологов результатов эмпирических исследований, мы можем выделить две группы моделей эмоционального выгорания: содержательную и процессуальную.

Процессуальные же модели предлагают динамическую характеристику исследуемого феномена, рассматривая эмоциональное выгорание как процесс, включающий ряд следующих друг за другом стадий (фаз) [15, с. 2].

 

Наиболее полная и обоснованная классификация симптомов выгорания - классификация, предложенная голландскими исследователями В. Шауфелли и Д. Энзманном. В их работах были выделены 132 симптома выгорания, позже объединённые в 5 основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные.

Таким образом, эти симптомы эмоционального выгорания проявлены на трех уровнях: индивидуально-психологическом, межличностном и организационном [13, с. 312]. Процессуальный подход к изучению эмоционального выгорания акцентирует внимание на динамических характеристиках рассматриваемого феномена.

Выгорание, согласно исследованиям авторов процессуальной модели, представляет собой динамический процесс, развивающийся во времени по нарастающей. Дж. Гринсбергом была предложена пятиступенчатая модель выгорания [16, с 3-9.]:

  1. Первая стадия ("медовый месяц"). На этой стадии специалист, как правило, доволен своей работой, относится к своим рабочим обязанностям с энтузиазмом, однако, по мере нарастания рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.
  2. Вторая стадия ("недостаток топлива"). Эта стадия характеризуется появлением усталости и апатии, могут возникнуть проблемы со сном. Если у сотрудника нет дополнительной мотивации, то он быстро теряет интерес к своей профессиональной деятельности. Если же мотивация сотрудника высока, то он может продолжать "гореть", подпитываясь внутренними ресурсами, но это негативно сказывается на его здоровье.
  3. Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная рабата приводит к опустошению, усталости, обострённой злобе, раздражительности, чувству подавленности.
  4. Четвертая стадия (кризис). Если не обратить внимание на неприятные симптомы выгорания, оно переходит на четвёртую стадию. На этой стадии развиваются хронические заболевания, и человек может частично или полностью утратить работоспособность. На фоне этого усиливаются переживания неудовлетворённости.
  5. Пятая стадия ("пробивание стены"). Заключительная стадия выгорания, на которой физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека.

 

К. Шернис выделяет три стадии профессионального выгорания.

Первая стадия характеризуется дисбалансом между ресурсами и требованиями среды, что порождает стрессовое состояние.

На второй стадии у работника возникают краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение.

Третья стадия проявляется в изменениях мотивационной сферы профессионала и его поведения, где ведущим симптомом является негуманное (бездушное) обращение с клиентами [6, с. 24-30, с. 25].

 

Ведущей фактором возникновения выгорания, с точки зрения К. Шернис, является адекватность выбранного субъектом способа преодоления стресса [7, с. 114].

 

Процессуальные модели изучения феномена «выгорания», разработанные западными психологами, несмотря на вклад в развитие, носят больше описательный характер. Их отличает разнородность и мозаичность, снижающие их практическую ценность.

 

Можно выделить две основные точки зрения в зарубежных исследованиях феномена эмоционального выгорания. Выгорание понимается либо как некий комплекс относительно независимых друг от друга симптомов, которые объединяются в более крупные блоки, либо как процесс, сопутствующий профессиональному развитию человека и имеющий стадиальный характер [8, с 89].

 

Некоторые исследования отражают положительную связь между уровнем образования и степенью эмоционального выгорания. Люди с высшим образованием более подвержены возникновению профессионального выгорания. Предполагается, что причиной этого может выступать завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования [9, с. 37].

 

В рамках данного подхода значительное количество эмпирических исследований направлено на выявление роли личностных характеристик на формирование признаков эмоционального выгорания.

Немецкий психолог и философ Г. Фраунбергер определяет «выгорающих» профессионалов как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и, одновременно, неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), "пламенных" и легко солидаризующихся [8, с. 112].

В качестве факторов, инициирующих выгорание, Э. Махер выделяет авторитаризм и низкий уровень эмпатии. [14, с. 10].

Так же, существует ряд исследований, в которых подтверждается положительная связь между выгоранием, агрессивностью и тревожностью [11, с.87].

Отечественные психологи Умняшкина С. В. и Агапова М. В. рассматривают феномен эмоционального выгорания как следствие нарушения процессов самореализации и самоактуализации личности. К выгоранию, По мнению авторов, приводят конфронтационные копинги в ответ на неблагоприятные средовые воздействия [15, с. 4].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время психологи располагают достаточно большим объёмом эмпирических исследований относительно индивидуально-психологических предпосылок эмоционального выгорания. Однако, пока не все особенности личности изучены в достаточной мере, поэтому требуются дополнительные исследования в этом направлении.

 

B.B. Бойко в своих трудах выделяет ряд внешних и внутренних предпосылок эмоционального выгорания [5, с. 47].

Группа внешних (организационных) факторов включает условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические характеристики деятельности.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В. Бойко относит склонность к эмоциональной ригидности, интенсивную интериоризацию, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности и нравственные дефекты, и дезориентации личности [5, с. 54].

Нравственная дезориентация проявляется в склонности к разделению людей на "плохих" и "хороших" без достаточных для этого оснований, предвзятом, либо индифферентном отношении к ним [4, с. 9].

В своих исследованиях Агапова М.В. обращает внимание, что внешние факторы являются необходимыми для развития эмоционального выгорания, внутренние – обязательные [2, с. 19].

С позиций системного подхода в отечественной психологии в настоящий момент рассматриваются причины возникновения у профессионалов феномена выгорания. В частности, Орел В. Е., указывает на возможность развития синдрома психического выгорания как своеобразной интегративной реакции на дезадаптацию субъекта к профессиональной среде. При этом личностным детерминантам отводится ведущая роль в формировании данного феномена [12, с. 312].

Он установил, что характер влияния личностных особенностей на выгорание как провоцирующий ("катализаторы"), так и стабилизирующий ("ингибиторы"), обусловлен спецификой профессиональной деятельности. В качестве ведущего фактора структуры личностных детерминант выгорания определен фактор нейротизма, от уровня выраженности которого и специфики включенности, зависит стабилизирующий или провоцирующий характер влияния на выгорание [12, с. 314].

Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С. обнаружены корреляционные связи между выгоранием и показателями «качества жизни», а также показателями самореализации. Особое значение авторы отводят балансу удовлетворенности – переживания успеха, как в профессиональной, так и в личной жизни [7, с. 72].

Умняшкина СВ. и Агапова М.В. рассматривают эмоциональное выгорание как следствие нарушения процессов самореализации и самоактуализации личности. Авторы отмечают, что люди со слабой тенденцией к самоактуализации склонны к сопротивлению, конфронтации с неблагоприятными средовыми факторами и всей профессиональной ситуацией в целом, они перестают чувствовать удовлетворение от работы, не могут относиться творчески к своим профессиональным обязанностям, что в совокупности приводит к отчуждению от предмета и продукта труда [2, с. 46].

Напротив, самоактуализирующаяся личность обладает "противоядием" по отношению к выгоранию именно за счет высокой активности по осмыслению своего места и роли в жизненной ситуации других людей, за счет осознания собственной миссии и готовности «платить» за самоидентичность и самореализацию [2, с. 44].

Среди факторов, позволяющих обеспечить профилактику выгорания, можно выделить обеспечение сотрудникам возможности их профессионального роста, грамотную мотивационную политику, которая включает социальные гарантии и социальную поддержку, четкость должностных инструкций, корпоративные мероприятия, направленные на развитие благоприятного социально- психологического климата в коллективе [1, с. 109].

 

Таким образом, анализ литературы по исследуемой нами проблеме показал, что данный феномен в психологии рассматривается как специфическое явление, проявляющееся в профессиональной деятельности у лиц без признаков психической патологии. Несмотря на то, что симптоматика, присущая эмоциональному выгоранию, рассматривается как вариант нормы, формирование эмоционального истощения может способствовать развитию патологических реакций. Таким образом, выгорание может рассматриваться как феномен, находящийся на границе "нормы" и "патологии" и представляющий собой крайний вариант нормы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Абрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 107-115., с. 109

Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль. 2004. 184 с., с. 44

Айсина P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Электронный ресурс.: Автореферат дис. канд. психол. наук. М. 2007. 223 с., с 8

Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин. 1999. 196 с., с. 9

Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. СПб. 1999. 105 с., с. 47

Влах Н.И. Модель психологической помощи представителям «Помогающих» профессий при эмоциональном выгорании // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. №4. С.24-30, с. 25

Водопьянова Н. Е. Синдром "психического выгорания" в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2000. 498 с., с. 114

Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005. 336 с., с 89

Галиев Л.M. Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования: Электронный ресурс.: Автореферат дис. канд. социол. наук. Казань. 2006., с. 37

Гордеева М.А. Эмоциональное выгорание государственных служащих // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С.43-45., с. 189

Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для вузов. – Екатеринбург: Издательство УГППУ. 2000. 396 с., с.87

Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов // Вестник Тамбовского университета. 2015. №2. С. 307-318., с. 312

Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С.85-95., с. 312

Рыбина О. В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.04. СПб. 2005. 22 с., с. 10

Сидоров, П. И. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005., с. 2

Скутаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002.№ 7.С. 3-9.

 

Vokhrina A.V.

Master's student of the Department of General and Age Psychology

Belgorod State National Research University

(Belgorod, Russia)

 

THE PHENOMENON OF EMOTIONAL

BURNOUT IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH

 

Abstract: this article discusses the phenomenon of emotional burnout in psychological studies of domestic and foreign authors.

 

Keywords: emotional burnout, protective mechanisms, signs of burnout, stages of burnout, prevention of burnout.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (48) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Вохрина А.В. ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Вестник науки №3 (48) том 4. С. 222 - 230. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5437 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5437



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.