'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 1
  4. Научная статья № 2

Просмотры  109 просмотров

Чуркина П.С.

  


МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены понятия средства массовой коммуникации, а также методы измерения эффективности электронных средств массовой   

Ключевые слова:
СМИ, эффективная информация, информационные технологии   


УДК 1

Чуркина П.С.

студент 5 курс

Новосибирский государственный университет экономики и управления

(г. Новосибирск, Россия)

 

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ

 ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ

МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены понятия средства массовой коммуникации, а также методы измерения эффективности электронных средств массовой.

 

Ключевые слова: СМИ, эффективная информация, информационные технологии.

 

Рассматривая вопрос коммуникации, стоит разграничивать понятия средств массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (СМК), так как между этими понятиями существует весьма размытая грань. Зачастую даже данные понятия используют как синонимы, ведь характеризуя СМИ, можно отнести многие черты и к СМК тоже. Например, средства массовой информации и средства массовой коммуникации предлагают передачу информации широкой аудитории от определенного источника. Однако, несмотря на такую схожесть, необходимо различать данные понятия.

Согласно закону «О средствах массовой информации» под СМИ стоит понимать «периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иная форма периодического распространения массовой информации», в то время как СМК – это наиболее широкая аудитория, которая включает в себя, помимо всего прочего, кинематограф, шоу-бизнес и так далее. Также можно сказать, что Интернет не является средством массовой информации в России, ведь широкие массы страны все еще не имеют свободного доступа к нему.

Когда мы говорим об оценивании эффективности коммуникативного воздействия при помощи средств массовых коммуникаций, то она, в первую очередь, определяется потребителем информации. Дело в том, что в абсолютно любой системе коммуникационного воздействия акцент смещается именно в сторону потребителя. Специалисты со связью с общественность по этой причине выделяют ряд критериев эффективности средств массовых коммуникаций, которые проявляются на личностном уровне и уровне социальных групп. С данными критериями можно ознакомиться в таблице 1.

 

Таблица 1 – Критерии эффективности средств массовых коммуникаций

На личностном уровне

На уровне социальных групп

1. Получение информации, которая необходима для жизнедеятельности;

1. Уровень осуществления изменений создания и поведения индивидов в обществе;

2. Приобретение личностно-моральные ориентиров;

2. Уровень изменения общественного мнения под взаимодействием социальной информацией;

3. Изменение познавательной активности (получение новых знаний, расширение кругозора, расширение словарного запаса и многое другое);

3. Уровень достижения цели.

4. Осуществление эмоционально-психологической релаксацией;

 

5. Социализация и ресоциализация индивида.

 

 

Измерение уровня эффективности СМК представляется в современной науке как «степень реализации целей, которые соответствуют потребностям той или иной аудитории в информации и коммуникации». Как правило, уровень эффективности средств массовых коммуникаций обуславливается характером исходных целей и задач, технологическими и интеллектуальными возможностями, степенью принятия или непринятия целей, а также степенью воплощений идей и рядом теоретических установок. Многие специалисты, затрагивая тему степени воплощений идей и рядом теоретических установок, считают, что данный факт формируется в социальной реальности благодаря ряду эффектов, которые образуются благодаря СМК. К данному ряду эффектов можно отнести следующее:

утилитарный эффект, при котором человек получает удовлетворенность от информации, которая необходима ему для решения тех или иных жизненных задач – реклама, прогноз погоды, программа передач и многое другое;

эффект удовлетворения познавательного интереса, который возникает в случае, когда человек получает какую-либо новую информацию;

эффект усиления позиции, при котором человек получает удовлетворенность от информации, которая подтверждает его мнение;

престижный эффект, при котором человек получает удовлетворенность от информации, которая поддерживает ценностные ориентации социальной группы, к которой человек принадлежит;

эстетический эффект, при котором человек получает удовлетворенность от восприятия прекрасного и эстетического обогащения;

эффект комфорта, при котором человек получает удовлетворенность от снятия напряженности.

Проанализировав перечисленные нами эффекты от полученной информации, их можно условно поделить на две большие группы в качестве критериев эффективности деятельности средств массовой коммуникации. В первую группу входят критерии духовного плана, а во вторую критерии практического плана. Критерии духовного плана отражают изменения в сознании индивида. Как правило, к таким критериям относят знания и мысли индивида, его социально-психологическое состояние, ценностные установки и многое другое. Критерии, которые свидетельствуют об изменении поведения человека, его образа жизни, степени активности отдельных людей и социальных групп.

Стоит заметить, что при оценивании эффективности электронных средств массовой коммуникации учитываются не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения. К таким возможностям можно отнести, например, возможность включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении, интерес аудитории к электронному материалу и многое другое.

В статье Вайсмана В.Б. представлен ряд методов для оценки эффективности электронных СМК, которая подразумевает комплексную оценку данных. Автором были выделены количественные и качественные методы. Следует также участь, что обработка данных при помощи качественных методов – это более сложный процесс, так как в процессе оценки эффективности электронный средств массовых коммуникаций достаточно сложно использовать статистические методы.

Автором статьи были предложены следующие методы:

Наблюдение. Данный метод направлен на оценивание того или иного социального явления при помощи целенаправленного и организованного восприятия и регистрации поведения изучаемого объекта.

Эксперимент. В сфере средств массовых коммуникаций эксперимент принято рассматривать как метод введения в ситуацию некого искусственного импульса. Например, по мнению ученого Ф.П. Тарасенко, «часто недостающую информацию о системе можно получить только из самой системы, проведя специально спланированный для этого эксперимент. Содержащуюся в протоколе эксперимента информацию извлекают, подвергая полученные данные обработке, преобразованию в форму, пригодную для включения ее в модель системы».

Опрос. Данный метод является наиболее распространенным методом сбора информации и оценки эффективности того или иного явления. Опрос происходит посредством обращения с вопросами к определённой группе людей или респондентов. Главной особенностью данного метода является то, что в качестве основного источника информации выступает пользователь или потребитель информации.

Фокус-группа. Данный метод является методом маркетингового исследования. Сбор информации происходит в данном случае посредством формирования определенной группы людей из целевой аудитории для проведения беседы и выявления необходимых вопросов.

Сравнительный анализ. При провидении сравнительного анализа для электронных СМК необходимо решить ряд задач: 1) сравнительный анализ новостных материалов на одну тему опубликованных в печатных и электронных изданиях (объективная оценка); 2) оценка доступности и информативности анализируемых материалов (субъективная оценка).

Тестирование. В сфере оценки эффективности СМК принято выделять предварительное (метод разбивки тиража, прямая рассылка и так далее), параллельное тестирование (тест на запоминание, оценка изменения отношения, параллельные опросы) и тестирование постфактум (выборочное тестирование аудитории, оценка изменения отношения и осведомленности, оценка целевой аудитории).

Таким образом, нами может быть сделан вывод о том, что измерение эффективности электронных средств массовой коммуникации возможно средствами эффективности СМК на личностном уровне и на уровне социальных групп. Помимо всего прочего, мы смогли определить количественные и качественные методов для оценки эффективности электронных СМК. Нами было выделены такие методы измерения эффективности электронных СМИ как наблюдение, эксперимент, опрос, фокус-группа, сравнительный анализ, предварительное тестирование (метод разбивки тиража, прямая рассылка и так далее), параллельное тестирование (тест на запоминание, оценка изменения отношения, параллельные опросы) и тестирование постфактум (выборочное тестирование аудитории, оценка изменения отношения и осведомленности, оценка целевой аудитории).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 11.07.2011, с изм. от 21.07.2011) «О средствах массовой информации» [Электронный источник] / КостультантПлюс.

Анпилогова Л.В. Процесс информатизации в условиях развития современного информационного пространства / Л.В. Анпилогова. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2020. – С. 3179-3181.

Вайсман В.Б. Эффектное коммуникационное воздействие средств массовой информации [Электронный ресурс] / Вайсман В.Б. – Вестник Чувашского университета, 2018.

Ким М.Н. Жанры электронных СМИ / М.Н. Ким, Е.М. Пак. – СПб.: Питер, 2020. – Т.2. – С. 336-443.

Мрочко Л.В. Критерии оценки эффективности деятельности средств массовой информации и коммуникации как социального института / Л.В. Мрочко, А.А. Жук, Е.С. Шимолюк. – М.: Изд-во МГУ, 2019. – №2(22). – С. 141-147.

Олейник А.И. ИТ-инфраструктура: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / А.И, Олейник, А.В. Сизов. – М.: Литагент «Высшая школа экономики», 2021.

Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ / Ф.П. Тарасенко. – Томск: Наука и искусство решения проблем, 2014. – 314 с.

Шпаковский Ю.Ф. Сравнительный анализ печатных и электронных новостных материалов / Ю.Ф. Шпаковский, М.Д. Данилюк. – Брянск: Труды БГТУ, 2013. – №8. – С. 79-81.

 

Churkina P.S.

5th year student

Novosibirsk State University of Economics and Management

(Novosibirsk, Russia)

 

METHODS OF MEASURING EFFICIENCY

ELECTRONIC MASS MEDIA

 

Abstract: the article discusses the concepts of mass communication media, as well as methods for measuring the effectiveness of electronic mass media.

 

Keywords: mass media, effective information, information technologies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Чуркина П.С. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // Вестник науки №4 (49) том 1. С. 17 - 23. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5439 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5439



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.