'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  191 просмотров

Звягина С.В.

  


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ *

  


Аннотация:
Известно, что одной из самых сложных тем курса является тема «Работа над словарными словами в младших классах с обучающимися с умственной отсталостью», иными словами, правописание словарных слов, так как эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает, но среди обучающихся с умственной отсталостью таких немного. В статье рассмотрена методика по работе со словарными словами в младших классах у детей с умственной отсталостью.   

Ключевые слова:
умственная отсталость, методика, педагогика, словарные слова   


В работе со словарными словами можно выделить три основных этапа: знакомство, заучивание, усвоение. Для повышения эффективности каждого из этих видов работы, существуют следующие этапы: 1 этап - знакомство со словарными словами 2 этап - заучивание (домашнее задание) Предлагаются для заучивания слова по группам. Например: задание №1 слова на -А-А-; -О-О-; задание №2 слова на -А-; -О- и т.д. Когда преподаватели записывают на слова доске, то обязательно нужно объяснять каждое слово и его значение детям. Ученикам с умственной отсталостью требуется не только выучить правильное написание слов, но и осознать полностью их лексическое значение. Для домашнего задания возможно предложить детям самостоятельно составить текст, который использует заданные словарные слова. Как пример, задание может представлять собой задачу дописать текст: «Нужно закончить данный текст: Однажды бывший импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла[2, с.56].» Далее следует этап проверки усвоения информации. Проверку осуществляют следующими способами: a) словарный диктант для проверки правописания и лексического значения слов; b) проведение тестовых заданий с вариантами ответов. Тесты применяют в двух вариантах: проверка усвоения правописания, а также проверка знания лексического значения каждого слова. Так для эффективного использования методическая литература предлагает следующие рабочие приемы для занятий со словарными словами: составление текста, группирование, словарные диктанты на правописание и понимание значения применяемых слов, тестирования.Словарные слова для учащихся с умственной отсталостью запоминаются с помощью мнемосистемы «связей», заключенной с следующих принципах[3, с.81]:  запомнить будет легче, когда человек мысленно представляет перед собой предметы, явления или действия, заложенные в определении слова;  объединенные и сгруппированные предметы «оживают» и «двигаются» в процессе, а словарные слова распределяют на группы, объединяя сюжетной линией. Проверка знания словарных слов проводится с использованием карточек, покрытых скотчем. На карточках примерно по 20 слов, и учащиеся при помощи фломастера должны зачеркнуть ненужные буквы в словах. После проверки учителя стирают отметки фломастера и карточку можно использовать снова. Для выполнения задания дается одна минута[1, с.21]. Запоминание при помощи мнемосистемы для ряда словарных слов происходит быстрее, и слово таким образом не ограничивается только указанием на конкретный предмет, и вводит предмет в сложную систему связей и взаимотношений, анализируя и обобщая данные. Повышение орфографической грамотности среди детей с умственной отсталостью есть наиболее важной проблемой в методике преподавания русского языка. Низкая грамотность, по мнению авторов, стала следствием отсутствия у преподавателей системы работы со словарными словами. Использование мнемосистемы является наиболее эффективным приемом повышения орфографической грамотности на уроках русского языка при работе с любыми детьми. Работа по развитию словаря достаточно тесно связывается с формированием представлений про окружающую среду и познавательную деятельность для умственно отсталого ребенка. Дети с подобными нарушениями в интеллектуальной сфере имеют достаточно существенные трудности при изучении новых слов, особенно с отвлеченным значением. В основе словарно-орфографической работы лежит работа над словами с труднопроверяемыми и совсем непроверяемыми написаниями. Первостепенной задачей методики является овладение правописанием таких слов детьми, потому словарно-орфорграфическая работа несет, в первую очередь, орфографическую направленность. Впрочем, это не отменяет того, что процесс также обогащает словарный запас ребенка, а также развивает устную и письменную речь учащихся. Методика организации словарно-орфографической работы для изучения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в обучающем курсе русского языка основана на комплексном применении учебных приемов, опирающихся на различные виды памяти и мышления учеников. Специфика нарушений речи и дальнейшей их коррекция у детей с умственной отсталостью определяются особенностями работы высшей нервной деятельности и психического развития учеников. Умственно отсталые дети имеют недостаточное развитие высших форм познавательной деятельности, а также для них характерны конкретность и поверхность мышления, своеобразие и замедленность развития речи, нарушение словесной регуляции. Нарушение восприятия устной речи учениками, имеющими умственную отсталость, обусловлены низким уровнем когнитивного развития, а также недоразвитием аналитической деятельности и представлений о пространстве. Кроме того, нарушения могут быть связаны с трудностями при усвоении правил функционирования языковых единиц, языковых закономерностей и языковых обобщений. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Звягина С.В. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Вестник науки №9 (9) том 2. С. 40 - 42. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/544 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/544



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.