'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  79 просмотров

Озотова О.А.

  


ЗНАЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу значения эффективного общения при подготовке учителей русского языка. Обоснованно место общения в жизни общества. Разрыты аспекты общения, методы общения   

Ключевые слова:
общение, информация, восприятие, культура речи, технологии общения   


УДК 378

Озотова О.А.

студентка магистратуры специальности «Русский язык и литература»

Джизакский государственный педагогический институт

(г. Джизак, Республика Узбекистан)

 

ЗНАЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация: статья посвящена анализу значения эффективного общения при подготовке учителей русского языка. Обоснованно место общения в жизни общества. Разрыты аспекты общения, методы общения.

 

Ключевые слова: общение, информация, восприятие, культура речи, технологии общения.

 

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею [1].

Повышение значимости общения в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

В основу теории культуры речи как особой лингвистической дисциплины предлагается положить следующее определение этой дисциплины. Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач [2].

Эффективность общения - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию (эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию) партнеров по общению.

 

Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения[3]:

  • коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;
  • интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
  • перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте[4-5]. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте желательно (по возможности) создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Основное же содержание технологий эффективного общения в конечном итоге сводится к соблюдению определенных правил и норм общения.

 Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Все, что нужно делать – поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

Выяснение – это обращение к говорящему за некоторыми уточнениями. Суть этого приема в том, что слушатель при возникновении непонимания, неясности фразы, двусмысленности какого-то слова задает «выясняющие» вопросы. Этот прием позволяет ликвидировать непонимание, что называется, «на корню». Выяснение полезно в случаях, когда нам необходимо точно понять позицию собеседника, когда малейшая неточность может привести к негативным последствиям; когда человек говорит путано, не делает необходимых пояснений, перепрыгивает с одного на другое, ведь выяснение помогает в этом случае понять суть рассказа. Выяснение помогает и говорящему. «Выясняющие» вопросы показывают говорящему, что его слушают (что, естественно, придает уверенности), и после необходимых пояснений он может быть уверен, что его понимают[6].

Перефразировать – значит сказать ту же мысль, но несколько иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы «расшифровали» слова собеседника, и двигаться дальше с уверенностью, что до сих пор все понято правильно. Перефразирование – практически универсальный прием[7]. Его можно использовать и в деловой беседе, и в личном общении.

Резюмирование – это подведение итогов. Суть этого приема слушания в том, что мы своими словами подводим итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая фраза – это речь собеседника в «свернутом» виде, ее главная идея. Резюмирование принципиально отличается от перефразирования, суть которого в повторении каждой мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему нашу внимательность и понимание. При резюмировании из целой части разговора выделяется только главная мысль.

Вывод

Что же мы понимаем под словом «эффективное общение»? Эффективное общение – это не просто передача информации. Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник. К сожалению, наверняка никто нас не учил искусству общения. Да, несомненно, нам объясняли, как следует писать и читать, однако не учили тому, как необходимо слушать и говорить. Эти способности каждый развивает в себе самостоятельно, учась у людей, которые нас окружают (прежде всего, родителей). Вполне возможно, что вы переняли в детстве манеру общения ваших родителей, но не всегда эта манера или форма общения может быть эффективной. Для того чтобы общение было эффективным, между нами и нашим собеседником нужно установить контакт. В ходе общения каждый из нас желает, чтобы его услышали и поняли, по этой причине в ходе разговора проявляйте уважение к точке зрения говорящего. Для эффективного общения рекомендуется также говорить в том же темпе и в том же объеме, а также используя аналогичную позу (стоя либо сидя) что и ваш собеседник. Помните, что люди любят, когда им подражают.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Е.И. Рогов «Психология общения», М: «Владос», 2011.

Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков «Грамматика общения», М: «Смысл» 2016.

Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. «Культура русской речи и эффективность общения», М: Наука, 2018.

Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.: ПРИОР, 2010.

Ernazarov, A. A. (2020). The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions. Scientific Bulletin of Namangan State University, 2(8), 348-353.

Рюмшина, Л. И. Социокультурная детерминация общения: от общения как фактора к общению как условию бытия / Л. И. Рюмшина // Прикладная психология общения и межличностного познания / Под ред. Л. И.Рюмшиной. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Кредо", 2015. – С. 9-19.

Чернышова, Л. И. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения : Учебное пособие / Л. И. Чернышова. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 1 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10547-6.

 

Ozotova O.A.

graduate student of the specialty "Russian language and literature"

Jizzakh State Pedagogical Institute

(Jizzakh, Republic of Uzbekistan)

 

THE IMPORTANCE OF EFFECTIVE COMMUNICATION

WHEN PREPARING TEACHERS OF RUSSIAN LANGUAGE

 

Abstract: the article is devoted to the analysis of the importance of effective communication in the training of teachers of the Russian language. The place of communication in the life of society is justified. Aspects of communication, methods of communication have been uncovered.

 

Keywords: communication, information, perception, speech culture, communication technologies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Озотова О.А. ЗНАЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №4 (49) том 1. С. 43 - 48. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5443 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5443



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.