'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  518 просмотров

Буляккулова Д.Э., Нигматуллина А.М.

  


СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются современные средства обучения. Выявляется актуальность изученности этой темы, и наглядно приводятся примеры классификации средств обучения. При составлении статьи нами были выявлено ценность современных средств обучения, которые активно используются в настоящее время. На примере классификации современных средств обучения мы попытались наглядно передать, каким образом видоизменяются современные методы преподавания с каждым днем   

Ключевые слова:
современные средства обучения, классификация средств обучения, информационные технологии   


УДК 37

Буляккулова Д.Э.

Казанский федеральный университет

(г. Казань, Россия)

 

Нигматуллина А.М.

Казанский федеральный университет

(г. Казань, Россия)

 

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ,

ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются современные средства обучения. Выявляется актуальность изученности этой темы, и наглядно приводятся примеры классификации средств обучения. При составлении статьи нами были выявлено ценность современных средств обучения, которые активно используются в настоящее время. На примере классификации современных средств обучения мы попытались наглядно передать, каким образом видоизменяются современные методы преподавания с каждым днем.

 

Ключевые слова: современные средства обучения, классификация средств обучения, информационные технологии.

 

Современные средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, оборудование, лаборатории. Понятие «современные средства обучения» используется для обозначения одного из компонентов процесса обучения наряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.

Современные средства обучения направлены на приоритет человеческой личности, развитие которой должно стать главной ценностью и важнейшим результатом образования. Эти новые системы образования проявляются в различных направлениях ее развития: в построении системы непрерывного образования, личностно ориентированном обучении, появлении новых форм альтернативного обучения, разработке инновационных подходов к формированию содержания образования, созданию новой информационно-образовательной среды.

По мнению ряда исследователей, в структуре современного учебного процесса одним из ведущих компонентов становятся средства обучения, ориентированные на повышение его эффективности и качества, подготовку обучающихся к работе и жизни в условиях информационного общества, способные в значительной мере сокращать сроки обучения и повышать его качество.

Средство – прием, способ действия для достижения чего-либо; орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.

На сегодняшний день понятие «средства обучения» до сих пор не имеет однозначного толкования. Многие исследователи используют различные определения, порой противоречащие друг другу. В связи с появлением персональных компьютеров и информационных технологий существенно изменились и средства обучения, которые значительно изменили их функцию в педагогической системе и позволили достичь нового педагогического эффекта.

Современные средства обучения быстро изменяют сферу образования и непосредственно влияют на образовательный процесс. Если раньше учащиеся учились только по бумажным носителям, ходили в библиотеки, писали научные работы только по книгам, то сейчас все кардинально поменялось. Ученики и студенты активно пользуются современными средствами обучения: телефонами, электронными книгами, интернет-ресурсами и т.д.  На уроках учителя активно используют проекторы, онлайн-презентации, электронные книги и многое другое.

Одним из ведущих средств обучения нового поколения являются электронные образовательные ресурсы. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это источник учебной информации (текст, изображение, видео и т.д.), представленный в цифровом формате. Как правило, для воспроизведения ЭОР требуется компьютер. Под ЭОР понимаются материалы и средства, содержащие систематизированные сведения учебного характера, представленные в электронной форме и призванные обеспечивать образовательный процесс, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий.

Для наглядного понимания понятия, рассмотрим основные современные средства обучения посредством ЭОР:

-вебинар (виртуальный практикум, организованным с применением интернет-технологий; учащийся делает доклад, слушатели задают вопросы, студент отвечает);

-видео – конференция (обеспечивает обработку, передачу, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени посредством аппаратно-программных средств компьютерной техники; осуществляется обмен аудио-видеоинформацией в реальном режиме времени с учетом передачи управляющих данных);

-виртуальная консультация (одно из средств обучения, наиболее часто применяемое при организации самостоятельной работы учащихся при изучении разнообразных интерактивных учебных материалов);

-видео – лекция (лекция, реализуемая посредством видео съемки; данный вид лекции сокращен, дополнен схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, которые иллюстрируются в процессе преподавания материала лекции;

Целесообразно отметить, что современные средства информации и массовых коммуникаций не способны заменить традиционную лекцию, но посредством интерактивных средств обучения лекция становится ее более гибкой, учитывающей и особенности изучаемой научной дисциплины, и специфику аудитории, и психологические закономерности познания, переработки услышанного, его воздействия на формирование оценок, взглядов, чувств и убеждений человека, и возможности новых информационных технологий.

Работа с информационными компьютерными технологиями предполагает разработку преподавателем заданий с использованием Интернет-технологий в режиме on-line. Задания для самостоятельной работы могут быть направлены на:

1) поиск студентами информации, задания на поиск и обработку информации;

2) на организацию взаимодействия в сети;

3) задания по созданию web-страниц;

4) выполнение проектов.

Большинство профессиональных образовательных организаций сегодня имеют информационные порталы, на которых размещается организационная информация, электронные библиотеки и электронные учебники. Современный электронный учебник, в совокупности с появившимися и активно развивающимися электронными управляющими оболочками, представляет собой многофункциональный инструмент обучения, способный решать целый ряд задач для различных категорий пользователей. С одной стороны, его можно рассматривать как средство организации самостоятельной работы студентов и школьников с индивидуальной дозированной педагогической помощью, что затруднительно реализовать в печатном издании. Это особенно важно в условиях перехода на новые образовательные стандарты, предусматривающие вместе с уменьшением аудиторных часов, увеличение доли самостоятельной работы студентов. С другой стороны, с помощью средств современных управляющих учебниками электронных оболочек преподаватель может использовать различные формы очного и заочного контроля знаний пользователей, в динамике анализировать статистику их работы, повышать мотивацию учащихся.

Итак, представляя различные определения средств обучения, подчеркнем, что одни авторы относят к ним только информационные средства, другие – информационные средства и проект учебной деятельности, третьи рассматривают средства обучения как модель принятой педагогической системы, т. е. модель, объединяющую максимальное количество факторов, способствующих достижению поставленных целей обучения, воспитания и развития человека.

Средства обучения – это совокупность предметов и произведений духовной и материальной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, учебное и учебно-производственное оборудование, средства массовой коммуникации и др.). Использование современных средств обучения в процессе обучения позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. Выбор средств обучения определяется:

задачами урока или занятия;

содержанием учебного материала;

применяемыми методами обучения;

предпочтениями учителя.

 Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

по характеру воздействия на ученика:

визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;

аудиальные: аудиозаписи;

аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;

по степени трудности

по происхождению:

-естественные: предметы, взятые из живой природы;

-символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;

-технические визуальные и аудиовизуальные средства.

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

природные, естественные объекты или их изображения;

объемные геометрические фигуры и чучела;

изобразительные;

графические;

символические;

звуковые;

мультимедиа.

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4−5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.

Стоит отметить и функции средств обучения, к числу основных функций можно отнести:

познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;

формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;

дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии во время процесса обучения.

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;

адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;

учет принципов дидактики;

соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения.

В современных условиях все большая роль в информационном обеспечении процесса обучения отводит­ся персональным компьютерам, которые обеспечили информатиза­цию обучения, позволили создать новые информационные техноло­гии обучения.

Использование персональных компьютеров в обучении приобре­тает все более широкое распространение. Современные персональ­ные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показы­вать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих про­грамм по большинству школьных предметов. Лучшие из них со­ставлены по разветвленной схеме и адаптируются к уровню обучен­ности ученика, предлагая разные уровни сложности (обычно три) при прохождении учебного материала.

Современные компьютеры и телекоммуникационные сети спо­собствуют быстрому и широкому доступу учащихся к информации, хранящейся на разных носителях в разных уголках земного шара, в библиотеках, в электронных архивах, справочниках, энциклопедиях и базах данных. С помощью Интернета и системы гиперссылок ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных в реальном масштабе времени, например, на уроке геогра­фии «заглянуть» в разные уголки земного шара и даже посмотреть, какая там сейчас погода. Все это значительно расширяет возможно­сти учителя и учащихся в учебном процессе.

Программное обеспечение компьютеров непрерывно совершен­ствуется, что позволяет сейчас даже малоподготовленным пользова­телям составлять простейшие контролирующие и обучающие про­граммы. Простейшие презентации различной информации на ком­пьютере сейчас создают на уроках даже старшеклассники, исполь­зуя входящие в стандартный набор программного обеспечения пер­сонального компьютера прикладные программы для создания пре­зентаций.

Особо стоит вопрос о санитарно-гигиенических нормах приме­нения в обучении компьютеров — в этом направлении предстоят дополнительные исследования врачей-гигиенистов и педагогов. На­пример, продолжительность работы на компьютере для учащихся начальных классов не должна превышать 10 мин на уроке, а в средних и старших классах – 30 минут.

Технические средства обучения быстро совершенствуются, по­являются принципиально новые. Обычный кодоскоп теперь стал портативным и в сложенном виде имеет толщину менее 10 см. Сей­час на экран кодоскопа вместо прозрачной пленки с изображением помещают жидкокристаллическую панель, подсоединяемую к ком­пьютеру или видеомагнитофону. Это позволяет демонстрировать яркое компьютерное и видеоизображение на большом экране.

Достаточно распространенными стали электронные проекторы, или, как их еще называют, мультимедиа – проекторы, которые под­ключаются к персональному компьютеру (обычно к ноутбуку) и по­зволяют в незатемненных классных помещениях демонстрировать яркие цветные динамические компьютерные изображения с высо­ким разрешением. Они снабжены объективами с переменным фо­кусным расстоянием, дающими возможность изменять размер изо­бражения на экране, не меняя местоположения проектора. Некото­рые модели проекторов содержат встроенную аудиосистему (дина­мик и звуковые колонки). Такой проектор можно даже прикрепить к потолку, что позволяет не занимать дополнительного места и не мешать обзору аудитории. К такому проектору можно подключать не только компьютер, но и видеомагнитофон, видеокамеру, проиг­рыватель лазерных дисков.

Большой интерес представляют электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется преподавателем на ее поверхности, мгно­венно переносится на персональный компьютер и, может быть со­хранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Над­писи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Помимо электронных есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальной термобумаге. Простым нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, напи­санную информацию можно распечатать и раздать аудитории. Не­которые модели таких досок имеют две и более рабочих поверхно­сти, благодаря чему можно подготовить рисунки на одной стороне заранее, а затем, эффектно нажав кнопку, быстро сменить и проде­монстрировать их. Поверхность доски можно также использовать в качестве обычного экрана.

Известная нам не одно столетие классная доска претерпела сильное изменение: она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, написанное стирают не тряпкой, а мокрой губкой.

Вместо обычных классных досок во многих случаях стали при­меняться так называемые лекционные блоки). Они представляют со­бой небольшие переносные доски, напоминающие большой блок­нот на ножках. Для письма используется бумажный блок, а исполь­зуемые листы просто переворачиваются. Достоинства лекционных блоков — всегда можно вернуться к ранее написанному тексту и рисункам или же заранее подготовить необходимые иллюстрации. В некоторых лекционных блоках есть выдвижные перекладины, на которые можно повесить предыдущие листы.

В зависимости от содержания учебного материала, особенности его изложения в учебнике, имеющегося оборудования и других факторов учитель планирует применение в учебном процессе тех или иных видов самостоятельной работы учащихся или их сочетания, руководствуясь принципами дидактики (постепенность в нарастании трудностей, творческая активность учеников, дифференцированный подход к ним и т. д.).

При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы учитель обязательно должен учитывать индивидуальность каждого учащегося. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную методику их выполнения и вызвать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Аксенова, Л. Н. Педагогика. Методы обучения [Электронный ресурс]: учебно–методическое пособие для студентов / Л. Н.

Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2016.

Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - М.: Феникс, 2018.

Горностаева, А. М. Диалог с компьютером. Интерактивные средства обучения, созданные при помощи программы Macromedia Flash (+ CD-ROM) / А.М. Горностаева, Э. С. Ларина. - М.: Глобус, Панорама, 2012

Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2013

Сергеев, И. С. Основы педагогической деятельности: [учебное пособие] / И. С. Сергеев. – СПб. и др.: Питер, 2004

Электронный ресурс. Режим доступа: www.bibliafond.ru/

 

Bulyakkulova D.E.

Kazan Federal University

(Kazan, Russia)

 

Nigmatullina A.M.

Kazan Federal University

(Kazan, Russia)

 

MODERN LEARNING TOOLS, THEIR CLASSIFICATION

 

Abstract: this article discusses modern learning tools. The relevance of the study of this topic is revealed, and examples of the classification of teaching aids are clearly given. When compiling the article, we identified the value of modern learning tools that are actively used at the present time. Using the example of the classification of modern teaching aids, we tried to visually convey how modern teaching methods are changing every day.

 

Keywords: modern teaching aids, classification of teaching aids, information technologies.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Буляккулова Д.Э., Нигматуллина А.М. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ // Вестник науки №4 (49) том 1. С. 49 - 60. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5444 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5444



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.