'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  190 просмотров

Галич Т.Н., Гарапшина Д.И.

  


ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в работе изучаются вопросы формирования рефлексивных умений у учащихся начальных классов, в процессе обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт, выдвигает особые требования к организации обучения младших школьников, ориентируясь на тот факт, что именно начальная школа становится тем базисом, на который будет опираться вся дальнейшая система образования. Если на этапе дошкольного образования у ребенка формировались основные УУД, подготавливая его к обучению в школе, то начальная школа выстраивает фундамент познавательного интереса и мотивации к обучению, которые будут сопутствовать ребенку на всех этапах обучения. Рефлексивные умения формирующиеся на данном этапе, наиболее ярко способствует развитию познавательного интереса к обучению, используя нестандартные виды уроков, основанные на урочной и внеурочной деятельности младших школьников   

Ключевые слова:
начальная школа, рефлексивные умения, процесс обучения, эмпатия, педагогические технологии, младшие школьники   


УДК 37

Галич Т.Н.

к.п.н, доцент

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

Гарапшина Д.И.

студент

кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал)

Казанский федеральный университет

(Россия, Елабуга)

 

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация: в работе изучаются вопросы формирования рефлексивных умений у учащихся начальных классов, в процессе обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт, выдвигает особые требования к организации обучения младших школьников, ориентируясь на тот факт, что именно начальная школа становится тем базисом, на который будет опираться вся дальнейшая система образования. Если на этапе дошкольного образования у ребенка формировались основные УУД, подготавливая его к обучению в школе, то начальная школа выстраивает фундамент познавательного интереса и мотивации к обучению, которые будут сопутствовать ребенку на всех этапах обучения. Рефлексивные умения формирующиеся на данном этапе, наиболее ярко способствует развитию познавательного интереса к обучению, используя нестандартные виды уроков, основанные на урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

 

Ключевые слова: начальная школа, рефлексивные умения, процесс обучения, эмпатия, педагогические технологии, младшие школьники.

 

Начальная школа является одним из наиболее значимых этапов обучения в жизни каждого человека. Именно на этом этапе закладывается та основа, на которую будет опираться система образования в дальнейшем обучении ребенка. Неправильно организованный учебный процесс, который не вызывает у учащегося интереса, не мотивирует к поиску новых знаний и ответов на возникающие вопросы, несомненно окажет отрицательное воздействие на последующих этапах обучения. Этому всецело способствуют рефлексивные умения, сформированные на достаточном уровне [2]

В связи с этим, современному ответственному педагогу необходимо ориентироваться на перспективный и положительный опыт организации процесса обучения в младших классах, на которых учитель является не просто наставником, но и организовывает процесс обучения в сотрудничестве с обучающимися. Используя инновационные и современные технологии обучения, педагог способен сделать урок ярким событием в жизни каждого ребенка, что для детей младшего школьного возраста, играет важнейшую роль. [4]

По мнению многих отечественных и зарубежных ученых, познавательный интерес проявляется в желании человека познавать что-то новое, исследовать окружающий его мир и явления, стремясь получить новые знания и опыт. Этому способствует познавательная деятельность человека, направленная на решение повседневных задач и новых целей. Рефлексивные умения, сформированные у младших школьников на необходимом уровне, способные активизировать учебно-познавательную деятельность, организованную педагогом, а также способствуют эффективному усвоению актуального образовательного материала на этапе начальной школы. [3]

Создание условий для развития познавательных интересов у детей, целиком и полностью зависит от педагогического мастерства учителя. Пытаться вывести какую-то общую формулу, которая будет работать на создание познавательного интереса с любым учеником – невозможно. Педагогу всегда нужно ориентироваться именно индивидуальные психолого-педагогические особенности детей, их способности и возрастные отличия, а также уровень развития рефлексивных умений.

Организуя работу на основе индивидуально-личностного подхода. Педагог сможет гораздо более эффективно воздействовать на познавательную деятельность детей, способствовать их учебной мотивации. [1]

Значимость исследования рефлексивных умений заключается в уточнении научных основ развития рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности: сущности, содержания, структуры и основных компонентов ее развития, возможностей учебно-творческой деятельности для развития рефлексии; в выявлении критериев, позволяющих проводить оценку формирования рефлексии в младшем школьном возрасте; в теоретическом обосновании содержания и структуры специальной программы для формирования рефлексии на основе учебно-творческой деятельности на художественно-образном материале в театральной студии.[6]

Таким образом, зачатки рефлексии возникают уже в дошкольном возрасте. С целью успешного социально-личностного развития педагогам образовательных организаций необходимо формировать у детей рефлексию, предпосылки умения заниматься самоанализом своей деятельности, идентифицировать себя с другими детьми в коллективе, уметь смотреть на себя «со стороны».

Рефлексия – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого (Л.П. Гимпель).

В качестве особенностей формирования рефлексии у детей младшего школьного возраста в продуктивной деятельности можно выделить:

многообразие форм рефлексии;

необходимость обучения детей осознанию того, что они делают и что с ними происходит (обсуждение ситуации или последовательность действий, графическое изображение настроения и оценка своей деятельности);

- наблюдение за деятельностью друг друга на протяжении определенного времени, ответы на вопросы взрослого и друг друга;

- вербальное или невербальное описание чувств и ощущений, рефлексия чувств. [5]

С целью проверки гипотезы о том, что процесс формирования основ рефлексии у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если в качестве педагогических условий будут использованы: просмотр и анализ детских работ в конце занятия; организация выставок детских рисунков, лепки, аппликаций; использование в работе дневников самоанализа деятельности; организация групповой работы, нами была организована опытно-экспериментальная работа. Базой исследования был МБОУ «Средняя школа №6» ЕМР РТ. В эксперименте участвовали ученики первых классов в количестве 40 человек (20-контрольная, 20-экспериментальная).

Для диагностики уровня сформированности основ рефлексии у младших школьников нами были использованы следующие методики:

- Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);

- Методика «Изучение уровня притязаний детей в различных видах деятельности» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

- Методика «Два дома».

Данные по общему уровню сформированности основ рефлексии сведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Уровни сформированности основ рефлексии младших школьников на констатирующем этапе

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

сформированности основ рефлексии

Кол-воисп-х

(%)

Кол-во исп-х

(%)

Высокий

1

5

2

10

Средний

11

55

14

70

Низкий

8

40

4

20

 

Анализ и сравнение данных экспериментальной и контрольной групп показал, что в дети обеих групп в большей части обладают низкой неадекватной самооценкой, которая может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности, обладают неадекватным уровнем притязаний. Таким образом, полученные результаты сигнализируют о необходимости реализации педагогических условий формирования основ рефлексии у детей младшего школьного возраста в продуктивной деятельности.

Для проверки гипотезы исследования на формирующем этапе опытно-поисковой работы составлена и реализована экспериментальная программа формирования рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности, организуемой в рамках театральной студии «Театр +», содержание которой строится на художественно-образном материале.

Программа формирования рефлексии младших школьников в учебно-творческой деятельности, организуемой в рамках театральной студии, – это краткое изложение содержания материала и системы методов и приемов, направленных на формирование рефлексии у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства и театрализованной деятельности.

Программа театральной студии «Театр +» направлена, прежде всего, на развитие рефлексии детей. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения «читать» поведение другого человека, правильно оценивать свое поведение и выбирать тип поведения для решения жизненных задач.

На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровней сформированности основ рефлексии младших школьников по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента.

 

Количественные показатели уровней сформированности основ рефлексии у младших школьников на контрольном этапе эксперимента отличаются от результатов констатирующего эксперимента: в ЭГ количество испытуемых с высоким уровнем повысилось на 20%, со средним уровнем – на 10%, количество испытуемых с низким уровнем понизилось на 30%; в КГ количество испытуемых с высоким уровнем понизилось на 5%, со средним уровнем повысилось на 10%, количество испытуемых с низким уровнем понизилось на 5%. Итак, очевидны значительные изменения в сторону повышения уровня сформированности основ рефлексии у младших школьников в экспериментальной группе.

Результаты опытно-экспериментального исследования показывают, что цель достигнута, задачи решены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2019. - 608 с.

Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2016. - 328 с.

Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие [Текст] / Б.С. Волков. - М.: КНОРУС, 2016. - 348 с.

Воронцов, А.Б. Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения. ФГОС [Текст] / А.Б. Воронцов.- М. : Просвещение, 2016. - 192 с.

Кокарева, З.А. Контроль за формированием у младших школьников умения принимать и удерживать учебную задачу [Текст] / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева// Начальное образование. - 2017. - №3. - С. 5-8.

Якиманская, И.С. Педагогическая психология и творчество [Текст] / И.Я. Якиманская // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - М.: Академия, 2018. - С. 12 - 34.

 

Galich T.N.

Associate Professor

Elabuga Institute (branch)

Kazan Federal University

(Elabuga, Russia)

 

Garapshina D.I.

student

Department of Theory and Methodology of preschool and primary education

Elabuga Institute (branch)

Kazan Federal University

(Elabuga, Russia)

 

FORMATION OF REFLEXIVE

SKILLS OF YOUNGER STUDENTS

IN THE LEARNING PROCESS

 

Abstract: the paper studies the formation of reflexive skills in primary school students in the learning process. The Federal State Educational Standard puts forward special requirements for the organization of primary school education, focusing on the fact that it is the primary school that becomes the basis on which the entire further education system will be based. If at the stage of preschool education the child formed the main UDS, preparing him for school, then the primary school builds the foundation of cognitive interest and motivation for learning, which will accompany the child at all stages of learning. Reflexive skills formed at this stage, most clearly contributes to the development of cognitive interest in learning, using non-standard types of lessons based on the scheduled and extracurricular activities of younger schoolchildren.

 

Keywords: elementary school, reflexive skills, learning process, empathy, pedagogical technologies, junior schoolchildren.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Галич Т.Н., Гарапшина Д.И. ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №4 (49) том 1. С. 61 - 68. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5445 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5445



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.