'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 1
  4. Научная статья № 10

Просмотры  81 просмотров

Лясота В.В.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ *

  


Аннотация:
в статье представлен опыт, как адаптировать детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье   

Ключевые слова:
ранний возраст, адаптация, психическое развитие ребенка, дошкольное образовательное учреждение   


УДК 627.7

Лясота В.В.

студентка, факультет «Психологии и педагогики»

Институт образования и практической психологии

Челябинский государственный университет

(Россия, г. Челябинск)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

 

Аннотация: в статье представлен опыт, как адаптировать детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

 

Ключевые слова: ранний возраст, адаптация, психическое развитие ребенка, дошкольное образовательное учреждение.

 

Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). Это вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Объект исследования: процесс адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Задачи исследования.

  1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего детства, провести эмпирическое исследование, на предмет выявления особенностей адаптации детей раннего возраста.
  2. Подобрать комплекс диагностических методик.
  3. Провести исследование адаптации детей раннего возраста.
  4. Проанализировать и выявить эффективные программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста.

Гипотеза: Интенсивность и продолжительность адаптации ребенка раннего возраста зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.

Адаптация –  сложный процесс приспособление человека к условиям новой социальной среды, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями, один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Задача воспитателя: успокоить взрослых, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.

В данном исследовании, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

В данной работе мы рассмотрели теоретические вопросы, касающиеся социальной адаптации в раннем детстве, изучения психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии, особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до 1 сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

В результате проведенного исследования было выявлено, что уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Более высокий уровень готовности у детей старшей подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У младшей группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей младшей подгруппы, их потребностью быть все время с матерью. Уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей старшей подгруппы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

 

Аввакумова, Л.А. Организационные формы работы с родителями и детьми раннего возраста в условиях адаптации детей к ДОУ / Л.А. Аввакумова // В сборнике: Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: работа с семьей. –Казань, 2013. - с. 118-122.

Антоникова, С.Р. Инновации в психолого - педагогическом сопровождении адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям пребывания в ДОО /С.Р. Антоникова // В сборнике: Актуальные проблемы профессионального педагогического и психологического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Казань: 2017. - с.4-7.

Глебов, В.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения / В.В. Глебов /Дошкольное воспитание. -М.: 2013. - 116-120 с.

Задровская, И.А. Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду / И.А. Задровская // Научно-практический журнал "Управление ДОУ". - 2005. - N 8. - с.46-49.

Яманова, С.А. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации детей раннего возраста в условиях адаптации в ДОУ / С.А. Яманова/ Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - М.: 2016. - 28-32с.

 

Lyasota V.V.

student, Department of Psychology and Pedagogy

Institute of Education and Practical Psychology

Chelyabinsk State University

(Chelyabinsk, Russia)

 

PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL SUPPORT

OF CHILDREN OF YOUNGER PRESCHOOL AGE

DURING THE PERIOD OF ADAPTATION

TO A PRESCHOOL INSTITUTION

 

Abstract: the article presents the experience of how to adapt children of younger preschool age in a children's educational institution. The topic is relevant, since the problem of adaptation of children 2-3 years of life to the conditions of kindergarten is of great importance. How the child gets used to the new regime, to strangers, depends on his physical and mental development, which helps to prevent or reduce morbidity, as well as further well-being, existence in kindergarten and family.

 

Keywords: early age, adaptation, mental development of child, preschool educational institution.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Лясота В.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ // Вестник науки №4 (49) том 1. С. 76 - 80. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5447 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5447



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.