'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 1
  4. Научная статья № 12

Просмотры  147 просмотров

Якутина Н.Н.

  


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается агрессивное поведение детей младшего школьного возраста, выделены ее основные особенности, а также обоснованы причины проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте   

Ключевые слова:
агрессия, агрессивное поведение, повышенная эмоциональность, самоутверждение, тревожность, тревожное поведение   


УДК 159.96

Якутина Н.Н.

студентка, факультет «Психологии и педагогики»

Институт образования и практической психологии

Челябинский государственный университет

(Россия, г. Челябинск)

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в статье рассматривается агрессивное поведение детей младшего школьного возраста, выделены ее основные особенности, а также обоснованы причины проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

 

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, повышенная эмоциональность, самоутверждение, тревожность, тревожное поведение.

 

Агрессия – это не здоровая модель поведения, которая закладывается в раннем детстве. Важнейшими факторами формирования агрессии детей являются семья, общество, сам ребенок.

Тема агрессивного поведения людей представляет собой одну из наиболее интересных и сложных проблем в педагогике и психологии. Люди в одних и тех же ситуациях реагируют и поступают по-разному, иногда с некоторой долей агрессии. Поэтому важно раскрыть вовремя причины агрессивного поведения и рассматривать их в коммуникации.

Рано или поздно, с агрессивным поведением детей сталкиваются педагоги, родители, психологи. Особую значимость при оказании психологической помощи агрессивным детям получают исследования, которые посвящены вопросам агрессии и ее коррекции, так как она наиболее существенна на ранних этапах онтогенеза, когда закладывается характер, индивидуальность ребенка, поэтому изучение проблемы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста и условий ее эффективности особенно актуально.

В настоящее время работы отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о сложности и многоплановости данной проблемы, при анализе этих работ мы встретились с противоречивыми взглядами на понятие «агрессия», ее механизмов и возможных причин ее появления.

К недостаткам коррекционной работы с агрессивными детьми можно отнести: бессистемный, эпизодический  характер, так  как для того, чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной, необходим комплексный, системный подход (в противном случае эффект от коррекционной работы будет неустойчивым); проведение коррекционной работы без сотрудничества с родителями, учителями, работающими в классе; кратковременность проведения исследования; проведение коррекции без учета возрастных и психолого-педагогические особенностей детей.

Серьезный рост детей с явно выраженным агрессивным поведением в настоящее время представляет собой одну из наиболее наболевших проблем не как для педагогов и психологов, так и в целом для общества. Вместе с тем, агрессивный ребенок создает большое количество проблем и самому себе.

Период младшего школьного возраста – это период усиленного развития и качественной перестройки всех познавательных процессов ребенка. Он постепенно постигает свои психические процессы, учится регулировать внимание, мышление и память. Младшим школьникам очень важен уровень их достижений, осуществляемых самим ребенком в этом возрасте. Если за это время ребенок не научится учиться, не осознает радость от учебы, не научится дружить, не получит веру в свои возможности и способности, то эти умения в последующей жизни будет значительно тяжелее сформировать и потребует намного больше душевных и физических затрат.

Этот возраст представляет собой период усиленного развития детской психики на основе условий, сложившихся еще в дошкольном возрасте и в раннем детстве.

Существенное значение в жизни младших школьников приобретают их отношения друг с другом, со взрослыми, с учителями, а также чувства, которые возникают в результате этих отношений. Ребенок начинает понимать и узнавать ситуации, в которых можно или нельзя раскрывать свои эмоции и чувства, регулируют свое настроение или скрывают его. В довершение всего для них характерна эмоциональность и сочувствие.

Редко в младшем школьном возрасте учащиеся безразлично относятся к учению, в основном, довольно эмоционально реагируют на оценки, комментарии педагога или взрослого. Но возможности полного понимания ребенком своих ощущений и осознания чужих переживаний пока не развиты, достаточно лимитированы. Дети не всегда точно могут выражать свои эмоции (к примеру, страх, гнев, удивление), не всегда могут оценить их адекватно. Неполнота восприятия и понимания чувств обуславливает только внешнее подражание взрослым в воспроизведении чувств, младшие школьники часто пародируют родителей и учителя по стилю общения с людьми.

В настоящее время в психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения младших школьников. Практически каждый исследователь, изучающий человеческую агрессию, дает разные определения этого понятия. Это связано с обширным разнообразием понятия «агрессия», который охватывает широкий спектр поведенческих реакций.

Существует масса теоретических аргументов возникновения агрессии, ее природы и факторов, которые могут влиять на ее выражение. К побуждению агрессии относятся следующие факторы:

1) степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2) сила препятствия на пути достижения цели;

3) количества последовательных фрустраций.

Из всего выше написано следует, что в настоящий момент психологами представлена масса дефиниций агрессии и агрессивного поведения, но нужно отметить, что общее определение отсутствует. Предложено большое количество классификаций, которые не сходятся в своих основных моментах и не совпадают друг с другом. Такое явление свойственно и зарубежной, и отечественной психологии.

Можно выделить несколько причин агрессивного поведения: выраженные эмоциональные нарушения, которые являются следствием различных трудностей перинатального или натального периода; семейное неблагополучие; стрессы или перемены; ригористическое воспитание, стабильные запреты или отказы по любому поводу, и напротив, избыточная опека, потворство разнообразным капризам; повторение агрессивного стиля поведения одного из родителей.

При исследовании детской агрессии нельзя не сказать о причинах, факторах, которые могут вызвать агрессию, так как очень часто все множество демонстрировании агрессивности детей взрослые объясняют или личностными качествами, или взаимоотношением в семье, что в результате затрудняет профилактику поведения ребенка или ее своевременную коррекцию.

Агрессивное поведение детей имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, применение сравнительного анализа, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который предполагает использование достижений возрастной, социальной, педагогической, медицинской психологий. Системный анализ всех факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении детей, позволит наметить конкретные и действенные приемы воспитательно-профилактической работы с целью коррекции и предупреждения агрессивного поведения младших школьников. Поэтому мы считаем, что необходимо рассмотреть возможные причины, которые могут влиять на выражение агрессии у детей.

При анализе проблемы детской агрессии внимание акцентируется на биологических факторах, влияющих на ее развитие. Биологические факторы могут действовать лишь в социальном окружении. В последние годы планируется ориентироваться к тенденциям исследований явления агрессивности, являющегося сложным явлением, которое формируется как воздействием биологических, так и социальных, психологических факторов. Среди психологических особенностей, которые служат причиной агрессивного поведения детей, обычно отмечают:

1) слабое развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков;

2) низкая саморегуляция;

3) некомпетентность в игровой деятельности;

4) заниженную самооценку;

5) нарушения в отношениях с одноклассниками.

В психологической литературе имеется достаточно много информации о семейном насилии, приводится масса примеров того, как дети, наблюдающие постоянное физическое насилие родителей друг к другу, воспроизводили в аналогичных ситуациях насилие во взаимоотношениях с другими. Заимствуя эти примеры поведения, они приобретают убежденность в их действенности, сначала только в устной форме. Впоследствии происходит так называемое закрепление агрессивной манеры поведения через ответное насилие, отработку приемов агрессивного взаимодействия в неформальном общении. Вследствие этого детская агрессия в семье формируется через подражание и идентификацию с агрессором; через защитную и протестную реакции.

К одной из основных причин агрессивного поведения ребенка можно с уверенностью отнести неадекватный стиль семейного воспитания. Разработки по данной проблеме свидетельствуют о том, что родители агрессивных детей это чаще всего люди, которые придерживаются в воспитании стратегии невмешательства или в основном не внимательны к своим детям. Неагрессивные дети в основном воспитываются родителями в строгости и демократично. Дети, которые были отнесены к достаточно агрессивным, наоборот, часто испытывают очень сильное давление со стороны родителей и никогда не думают о своих желаниях.

Формированию детской агрессивности еще способствует недостаточное количество внимания и понимания со стороны взрослых, а также безразличие, уменьшение времени общения с ним, жестокость и властность, отрицательное отношение к самому факту существования ребенка. Своим поведением дети только еще больше принимают на себя негатив от других, а их недружелюбие лишь повышают сопротивляемость в поведении ребенка, так как именно осуждение окружающих в основном провоцируют ребенка, рождая в нем чувство гнева и страха.

Таким образом, причины появления агрессивного поведения младших школьников определяются особенностями семейного воспитания (демонстрацией родителями агрессии к близким и окружающим, гиперопекой, насилием в семье), индивидуальными особенностями ребенка (страхом, тревожностью, чуткостью), и стрессами, и потребностями ребенка в общении со сверстниками, в движении, в желании быть самостоятельным, и различные заболевания и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Агеев, В. В. Деятельность как проблема психологической науки / В. В. Агеев// Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2011. – Т. 15. – № 1. – С. 146 – 152.

Банщикова, Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т.Н. Банщикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – №8. – URL: http://www.e- koncept.ru/2013/13169.htm). – Текст: электронный.

Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С.29

Еникополов, С.Н. Порочный круг. Агрессивный ребенок / С.Н. Ениколопов // Школьный психолог. – 2001. – № 18. – С.14.

Коррекция поведения детей. Практическое руководство. Стратегия и методы / Брак У. Б., Лаут Г. В. – М.: Академия. 2005 – 129 с.

 

Yakutina N.N.

student, Department of Psychology and Pedagogy

Institute of Education and Practical Psychology

Chelyabinsk State University

(Chelyabinsk, Russia)

 

THE RELEVANCE OF THE PROBLEM

OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN CHILDREN

OF PRIMARY SCHOOL AGE

 

Abstract: the article discusses the aggressive behavior of children of primary school age, highlights its main features, and substantiates the reasons for the manifestation of aggressive behavior in primary school age.

 

Keywords: aggression, aggressive behavior, increased emotionality, self-affirmation, anxiety, anxious behavior.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Якутина Н.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №4 (49) том 1. С. 86 - 92. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5449 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5449



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.