'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (49) том 1
  4. Научная статья № 38

Просмотры  431 просмотров

Попова Т.А., Горская Г.Б.

  


ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в моей работе будет рассмотрена тема эмоционального выгорания в спортивной деятельности среди спортсменов и тренеров. Также обозреваются рекомендации по борьбе и профилактики симптомов выгорания   

Ключевые слова:
эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, тренер, спортсмен, рекомендации, профилактика   


УДК 740

Попова Т.А.

студентка 4 курса факультета спорта

Кубанский государственный университет физической культуры

спорта и туризма

(г. Краснодар, Россия)

 

Горская Г.Б.

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии факультета спортивного менеджмента, педагогики и психологии

Кубанский государственный университет физической культуры

спорта и туризма

(г. Краснодар, Россия)

 

ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в моей работе будет рассмотрена тема эмоционального выгорания в спортивной деятельности среди спортсменов и тренеров. Также обозреваются рекомендации по борьбе и профилактики симптомов выгорания.

 

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, тренер, спортсмен, рекомендации, профилактика.

 

В наше нестабильное социально-экономическое время с сильно развитыми информационными технологиями и социальными стрессами, абсолютно точно возросли требования к профессионализму личности. В связи с этим можно заметить, что далеко не каждый успевает соответствовать и результативно заниматься своим делом, а это в свою очередь повышает шанс развития психических реакций неблагоприятного типа, стресса и напряжения в том числе. Работа спортсмена и тренера чаще всего является стрессом, что напрямую потенциально развивает риск профессионального выгорания.

Психологическое переутомление является главной причиной развития «выгорания», так как длительное время требования превышают внутренние и внешние психологические ресурсы человека, а также излишний жесткий контроль вызывает чувство бесполезности своей деятельности и понижение ответственности [3, c. 13-18]

Так же стоит отметить, что с увеличением стажа деятельности, возрастанием нагрузки и возраста, происходит накопительный эффект усталости и учащение чувства тревоги, а также снижение настроения и расстройства вегетососудистой системы с поведенческими срывами. Данные симптомы описывают феномен синдрома профессионального выгорания.

Р.С. Уэйнберг и Д. Гоулд будучи известными исследователями в области психического выгорания спортсменов, выделили характеристики «выгорания» такие как: физическое и психическое истощение как потеря интереса к проделанной работе, энергетических ресурсов и веры; истощение является причиной отрицательной реакции по отношению к другим; заниженный уровень самооценки, ощущение неудачи и депрессии. Это часто проявляется в низкой производительности или снижении уровня спортивных результатов; реакция на постоянный повседневный стресс [4, c. 334]

Своевременная психологическая диагностика является профилактикой профессионального выгорания спортсменов и тренеров, а также социально-психологическое сопровождение индивида в спортивной деятельности, направленное на повышение мотивации и снятие напряжения [2, c. 113-116]

Консультирование и психопросветительская деятельность признаются необходимыми способами профилактики.

Ниже расписаны рекомендации, составленные по идеям Р.С. Уэйнберга и Д. Гоулда [4, c. 334]

 

Таблица 1. Рекомендации по профилактике профессионального выгорания

 

Способы

Описание применения способа

Определение целей

Определение краткосрочных соревновательных и тренировочных целей. Данный способ обеспечит обратную связь, а также повысит долгосрочную мотивацию спортсмена, что позволит снизить монотонность и однообразие тренировочных занятий.

Эмоциональное общение

1.         Проявляйте эмоциональное общение. Анализируйте свои чувства, эмоции, делитесь ими с другими, и вы получите необходимую поддержку. Вероятность «выгорания» при соблюдении данной рекомендации значительно снизится или этот процесс окажется не столь выраженным.

«тайм-ауты»

1.         Используйте «тайм-ауты». Для обеспечения психического и физического благополучия важно отдыхать от работы и других нагрузок. Снижение количества тренировочных нагрузок, а также интенсивности физических упражнений способствует сохранению психического здоровья.

Саморегуляция

Овладение навыками саморегуляции. Это может быть релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь. Такие приемы значительно снижают уровень стресса, ведущего к «выгоранию». Определяя реальные цели, спортсмен находит время и для спорта, и для личной жизни, что способствует предотвращению «выгорания»

Положительная точка зрения

1.         Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые могут обеспечить вам социальную поддержку, и помогут сохранить положительную точку зрения относительно ваших действий

Контроль последовательных эмоций

1.         Часто спортсмены после соревнований зацикливаются на результатах. Необходимо исключить этот момент, стараться находить плюсы своего выступления для сохранения психологического и эмоционального состояния

Поддержание высокой спортивной формы

1.         Исходя из того, что между телом и разумом существует тесная взаимосвязь, очень важно поддерживать высокую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты, с целью влияния на уровень самооценки и избеганию синдрома «выгорания»

Исключение постоянного стремления к победе

1.         Исключить постоянное стремление к победе и круглогодичный цикл тренировочной и соревновательной деятельности, так как это является главными причинами перетренированности и «выгорания» спортсменов.

Профессиональное развитие  

1.         Помните o профессиональном развитии, совершенствуйте свои умения. Производите обмен профессиональной информацией с представителями других служб, это расширит ваш кругозор и профессионализм. Можете пройти курсы повышения квалификации, различные конференции, тренинги и прочее

Равномерность нагрузки

1.         Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки

 

Смена деятельности и фокуса 

Научитесь переключаться с одного вида деятельности на другой

Не конфликтовать

Проще относитесь к конфликтам, ищите в них положительную сторону, извлекайте из каждой ситуации выгоду

 

Можно сделать вывод о том, что само по себе «выгорание» не может быть односторонним, все же этот феномен касается всех сфер жизни и в целом не удовлетворённостью происходящих процессов в жизни. Тем самым необходимым является своевременная диагностика, устранение симптомов эмоционального выгорания на ранней стадии и профилактика.

Профилактика и лечение синдрома эмоционального выгорания

При синдроме эмоционального выгорания (СЭВ далее) профилактические и лечебные меры весьма схожи, так как то, что может предостеречь от развития данного состояния, может и стать средством способным помочь при уже текущем процессе развития «выгорания».

В практике используются различные подходы: личностно-ориентировочные методики, которые направленные на личность тем самым на улучшение ее способностей к противостоянию стрессовому поведению, отношению, а также присутствует направленность на изменение рабочего окружения, что предупреждает неблагоприятные обстоятельства.

 Ключевым является осознание спортсмена проблемы и принятие всей ответственности за себя, тем самым свои решения, действия, поведение и свою работу, а значит профессиональный результат. Иными словами, активное участие спортсмена с СЭВ в процессе терапии является самым необходимым условием ее успешности.

 Рекомендации, препятствующие развитию СЭВ и повышающие уровень стрессоустойчивости:

  1. Отдых на регулярной основе, чередование труда и отдыха.
  2. Стабильная и регулярная физическая активность.
  3. Здоровый сон.
  4. Здоровая рационализация дня. Спланированный план на день с заботой о себе, минимизация возможных стрессовых ситуаций.
  5. Распределение и различие собственной ответственности от чужой, не брать сверх нагрузки.
  6. Наличие хобби и активное развитие собственных талантов и интересов.
  7. Активность в профессиональной сфере и устранение в ней стрессогенных ситуаций.

В индивидуальной практике рассматриваются следующие рекомендационные направления:

Развитие коммуникативных навыков, эффективного межличностного общения. Познание ценных межличностных связей, таких как семья, друзья и коллеги.

Уметь позитивно смотреть на жизнь. Необходимо дать понять, что существует множество интерпретаций на ситуации и стараться видеть ту сторону, что наполнена позитивом.

Уменьшение ложных ожиданий, так же помогает избежать тех самых «падений». когда ничего не ждешь, ты и не расстроишься когда этого не произойдет. Необходимо реально оценивать собственные возможностей и не достраивать несуществующих вещей.

Часто люди склонные к СЭВ имеют заниженную самооценку, в связи с этим необходимо тренировать уверенность в себе с помощью различных методик.

Невероятно важным является обучение техникам расслабления. Навык релаксации так же поможет не доводить организм до точки кипения.

После прошедшего критического события проведение дебрифинга (обсуждения) дает возможность выразить свои чувства, мысли. Через обсуждение происходит избавление от различных негативных чувств, что помогаем лучше себя чувствовать, а значит дальше спокойно работать.

Подведя итог можно сказать, что главной профилактикой СЭВ является систематичная оценка жизни спортсмена, живет ли он той жизнью какой хочет. В случае если присутствует неудовлетворенность, то необходимо предпринимать меры для того, чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону. Только с заботой о себе и своей жизни можно быть эффективным в личной и профессиональной сфере жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Алешичева А.В. Психологическое здоровье личности: монография / А.В. Алешичева, Н.Г. Самойлов. – Москва: Когито-Центр, 2019. – 216 с.

Дементьева, Е. В. Взаимосвязь профессионального выгорания и личностных особенностей спортсменов / Е. В. Дементьева, Р. В. Корнишина // Модернизационный вектор развития науки в XXI веке: традиции, новации, преемственность : сборник научных статей по итогам междунар. науч.-практ. конф. – СПб : КультИнформПресс, 2016. – С. 113 – 116.

Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина // Медицинская газета. – 2005. – № 43. – С. 13 – 18.

Уэйнберг, Р.С. Основы психологи спорта и физической культуры / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд. — Киев: Олимпийская литература, 2001. — 334 с.

Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы. Система понятий общей психологии. – М.: Языки славянской культуры, 2015. – 608 с

 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (49) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Попова Т.А., Горская Г.Б. ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №4 (49) том 1. С. 253 - 259. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5475 (дата обращения: 02.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5475



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.